Основные и вспомогательные категории и понятия СКД. Ярошенко «СКД: парадигмы, методология, теория».

СКД – педагогически направленный и социально обусловленный процесс взаимодействия людей в освоении, потреблении, распространении и создании культурных ценностей. Так, например, А.П. Марков, дает следующее определение: "СКД – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения, развития традиций, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической культуры.СУБЪЕКТ – человек, группа людей, общество в целом, кот-е направляет свое (педагогическое) воздействие на объект (это тот, кто воздействует), это м.б. ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОРГАНЫ ГОСУД-ГО И МУНИЦ-ГО УПРАВЛЕНИЯ, ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ, СК ИНСТИТУТЫ).

СК ИНСТИТУТ – это активно действующий субъект СКД, нормативного или учрежденческого типа, обладающий определенными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами, и выполняющий в обществе СК функцию. К СК институтам относятся: гос-е и общ-е объединения (центры, комплексы, организации, уч-ия и т.д.), обладающие социальной значимостью. СКС – это отрасль к-ры, система, состоящая из след-х подсистем: различные виды СКД, результаты СКД, сеть СК институтов, проф деят-ть орг-ов, дух и культ запросы граждан; обозначает конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. КУЛЬТУРА– специфический вид орг-ии чеовеч деят-ти, представленный в процессе и результатах матер-го и дух-го произ-ва. Это исторически конкретная система спб и результ развития сущностных сил человека, функционирующ в целях усвоения и удовлет-я поребностей общ-ва, отдельных соц гр и личности. Это система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих тем или иным индивидам или обществам. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ – это часть соц вреени личности, свободная от выполнения непреложных обязательств (семейных, гражданских, физиологич), и кот личность использует в зависимости от своих интересов. (соц энциклопед словарь). ОТДЫХ – псих-физиологич процесс, снимающий утомления, восстанавливающий и развивающий физич-е, психич-е и интелл-е силы чел-ка. ДОСУГ – часть свободного времени личности, кот он использует для потребления культ ценностей, любит-го тв-ва, общения, развлечения и др форм НЕ регламентированной деятельности, обеспеч отдых и дальнейшее развитие личности.

Искусство - особая форма культуры, включает специфические виды познания, деятельности, удовлет воряет индивидуальные и социальные эстетические потребности; отражая действительность в системе художественных образов, содержит концентрированную информацию о духовной жизни общества. Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. (Художественное т. Народное \ т. Т. Пушкина. Т. новаторов. II прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя. Ожегов Словарь). Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. (Основы законодательства ст. 3. Основные понятия). Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Личность - понятие для характеристики человека как субъекта творчества и свободы, способного преображать мир и самого себя. Быть Л. — значит созидать свой уникальный внутренний (смысловой) мир и выступать причиной собственного существования. (соц энциклопед словарь). Категории: СОЦ Ф-ИИ СКД – предназначение СКД, и ее роль, выделяют: культурлог., филос., пед., психол.

Принцип – от лат. фундамент, основа. В СКД принцип – это основная закономерность, положенная в основу теоретич. и практич. деятельности в СКС. В педагогике – это генеральная, главная идея, норма, правило, лежащее в основе воспитательного процесса. ФОРМА – утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс сохранения, освоения, распространения и создания культурных ценностей (или спб организации содержания). Т.е. спб орг-ии содержания. СРЕДСТВА СКД – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. МЕТОД– (от лат. metod) – прием, способ достижения поставленной цели, путь познания, исследования проблемы, способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». СПБГУКИ – Ариарский, Методы СКД – это система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников СКД, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач. СОДЕРЖАНИЕ СКД –комплекс спец отработанных и синтезированных видов КД в процессе которой, расширяются и углубляются и приводятся в систему знания о природе, общ-ве, мышлении и спб деят-ти, способствующих утверждению научного мировоззрения нравственной и эстетической позиции; формируются интеллектуальные и практичесие навыки и усмения в сфере худ тв-ва, создаются, осваиваются, сохраняются и распростр-ся цености к-ры. Методика СКД - совокупность средств, формы и методов социально-культурной деятельности, а также основных закономерностей, типичных условий и универсальных способов их использования в сфере свободного времени. Социально-культурная технология - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социально-культурной деятельности, совокупность навыков, методов, способов, направленных на достижение, реализацию социального заказа. Теория СКД- это определенный объем знаний, дающих целостное представление о закономерностях и сущностных связях технологий данной деятельности в условиях досуга. Социально-культурные проблемы - с одной стороны, объективно существующие факты неблагополучия в тех или иных сферах культурной жизни, утраты (как ценностно-нормативного, так и предметного характера), различного рода препятствия, затрудняющие процесс социально-культурного развития личности, социальной группы, общества; с другой это субъективно переживаемое противоречие между существующим и должным, реальным и желаемым, целями и результатами. Концепция - это система обоснованных общих представлений о природе и возможностях определенных социально культурных явлений, процессов и объектов. На базе концепции формируется новый подход (парадигма) в организации социально-культурной деятельности. Парадигма - это устойчивый набор принципов организации социально-культурных процессов, определяющих их форму и содержание, отбор значимой информации, критерии оценки результатов обусловленной деятельности. КДУ- (клуб, народный дом, национально-культурный центр, Дом культуры, Центр досуга и т.д.), который определяется как самостоятельный, либо интегрирующий в комплексе общественно-государственный институт воспитания и самовоспитания духовного развития, творчества, рекреации, нерегламентированного общения на основе инициативы и самодеятельности личности в сфере досуга.

ПРЕДМЕТ СКД - угол зрения на изучаемый объект на основе закономерностей функционирования социально-культурных учреждений и стадий развития и самодвижения личности, через решение социально-психологических, педагогических и художественных задач. ИГРА – осмысленная деят-ть, обеспечивающая возможность перехода в воображ ситуацию, лишенную утилитарного эффекта, но пораждающее подлинное чувство к удовлетвор дух потребностей. Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация. Творческий работник- физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников. Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации. Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. (Основы законодательства ст. 3. Основные понятия).