В ПОЛОЖЕНИЯХ О ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ (ЗВЕНЬЯХ) УПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЯХ РАБОТНИКОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «РАЗРАБОТКА ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДРАЗДЕЛЕНИИ (ЗВЕНЕ) УПРАВЛЕНИЯ»
•
Цель занятия. Изучить типовые документы организационного регламентирования. Ознакомиться с методикой разработки типовых положений, других нормативных актов. Разработать проект Положения о подразделении (звене) управления. Разработку Положения целесообразно проводить группой из 4-5 человек.
Условия и исходные материалы. Задание выполняется по материалам хозяйств, в которых студенты проходили практику и по которым проектировали структуру управления.
Порядок и методика выполнения задания. Функции управления на сельскохозяйственном предприятии и в объединении регламентируются положениями о подразделениях (звеньях) управления и должностными инструкциями для управленческого персонала. Документы организационного регламентирования обеспечивают четкое разграничение задач, функций и прав каждого звена или работника управления с учетом специфических условий их деятельности, что позволяет исключить дублирование и параллелизм, способствует повышению ответственности и укреплению дисциплины, создает нормативно- правовую основу для применения мер дисциплинарного воздействия на лиц, которые не выполняют возложенные на них обязанности или затягивают решение вопросов.
Значение документов организационного регламентирования состоит в том, что они придают решению практических вопросов системный характер, позволяют избежать случайностей и определить направление деятельности. Это способствует единству и согласованности действий, выполнению поставленных целей и задач. В основе организационного регламентирования управления производством - соответствующие правовые нормы: Гражданский кодекс РФ, части вторая и третья, федеральные законы «Об акционерных обществах» и «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.), а также нормативные инструкции Министерства сельского хозяйства РФ.
Руководствуясь правовыми нормами, в зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия разрабатываются уставы и положения организационного регламентирования. Структурные подразделения предприятия должны иметь положения о подразделениях (звеньях), определяющие их задачи, права и ответственность. Конкретные функции работников управления излагаются в должностных инструкциях.
В положениях о подразделениях (звеньях) управления должны быть отражены основные элементы проектируемой структуры управления, других документов организационного регламентирования.
В Положении определяются основные задачи производственного подразделения, его состав, размер и структура, и также система управления им, взаимоотношения с другими подразделениями хозяйства, степень организационной и производственной самостоятельности, права и ответственность; закрепление людей, техники, земли, скота, других средств производства; материальное стимулирование труда. Указывается также, кому конкретно подчиняется подразделение, от кого и что получает, кому и что передает.
Положение о подразделении (или звене) управления включает несколько разделов (рис. 2).
Общие положения (характеристика подразделения, звена)кратко определяются место и роль подразделения в системе управления предприятием, характеризуются подчиненность и особенности его деятельности. Формулируются цели подразделения, для достижения которых оно создается.
Функции - в разделе регламентируются закрепленные за подразделением функции, необходимые для выполнения возложенных на него задач.
Структура управления подразделением (звеном). В зависимости от объема выполняемой работы и численности работников определяют структуру подразделения (звена). При этом указывают должностное положение лиц, возглавляющих данное подразделение (в соответствии со штатным расписанием); подчиненность (административную и функциональную); круг лиц и подразделений, с которыми данное подразделение (звено) связано в процессе оперативной работы. Во избежание дублирования необходимо взаимоотношения функциональных звеньев с линейными определять в Положении о линейных звеньях. Регламентируются взаимоотношения структурных звеньев: порядок обмена плановой, технической, технологической и другой информацией между подразделениями; порядок рассмотрения разногласий, которые могут возникнуть между звеньями в процессе работы.
Важно распределить права между членами данного структурного подразделения (звена) и разграничить вопросы, по которым они должны принимать решения. Далее необходимо довести до сведения работников предприятия, какое должностное лицо обязано принимать решения по соответствующему вопросу.
Права - в разделе устанавливается круг прав, необходимых для выполнения закрепленных за подразделением (звеном) функций; определяется порядок взаимоотношения подразделения с другими подразделениями управления. Разграничиваются права руководителя подразделения и его заместителя.
Необходимо следить, чтобы правами функциональных звеньев управления не ущемлялись права оперативных работников.
Права, которыми наделено подразделение, не должны предоставляться другим подразделениям управления или вышестоящим должностным лицам.
Ответственность (дисциплинарная и материальная) за своевременное и эффективное выполнение соответствующих функций устанавливается в соответствии с действующим законодательством и с учетом особенностей работы каждого подразделения (звена) управления.
Разработанные под руководством преподавателя проекты Положения о подразделении (звене) управления обсуждаются, отмечаются недостатки и достоинства документов, принимается решение о порядке их введения в действие, дается оценка отдельных разработок.
Общие положения (характеристика подразделения, звена) |
Название подразделения, его место и роль в системе управления |
Цели и задачи |
Специализация |
Степень самостоятельности |
Подчиненность и правовое положение |
Порядок назначение и освобождения от работы руководителя подразделения, предъявляемые к нему требования (квалификация, уровень образования, опыт работы и т.д. |
Основные правовые, директивные и конструктивные материалы, необходимые для работы подразделения |
Структура управления подразделением (звеном) |
Состав и названия секторов, групп |
Должности руководителей |
Подчиненность |
Состав работников |
Порядок реорганизации и ликвидации подразделения. Взаимоотношения с другими подразделениями |
Ответственность |
Выполнение задач и функций подразделения (звена) |
Выполнение планов и заданий по производству продукции |
Соблюдение правил внутреннего распорядка, технологической дисциплины, охраны труда и техники безопасности |
Материальны ущерб, причиненный предприятию в результате неправильного руководства или халатности |
Права |
Отношение к другим звеньям или отдельным работникам управления |
Представление предприятия в пределах компетенции подразделения (звена0 |
Распоряжение в пределах компетенции подразделения (звена) материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами |
Распоряжения и указания нижестоящим работникам управления по вопросам технологии и организации производства |
Определение прав и обязанностей подчиненных |
Подбор, расстановка и повышение квалификации кадров, поощрение работников, наложение на их взысканий и т.д. |
Контроль за производственным процессом |
Функции |
Планирование деятельности коллектива |
Организация труда и заработной платы |
Материально-техническое снабжение |
Контроль за использованием средств производства |
Ведение хозрасчета |
Соблюдение законов о труде и требований производственной санитарии |
Учет, анализ и т.д. |
Рис. 2. Структура и содержание Положения о подразделении (звене) управления
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «РАЗРАБОТКА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБ ХОЗЯЙСТВА»
Цель задания. Ознакомиться с методикой составления должностных инструкций для работников аппарата управления.
Условия и исходные материалы. Задание выполняется на основе нормативных документов и материалов хозяйств, в которых студенты проходили практику и по которым разрабатывали проект структуры управления.
Порядок и методика выполнения задания. В отличие от Положения о подразделении (звене) управления должностная инструкция адресована непосредственно исполнителям, на которых возлагается выполнение определенного круга обязанностей.
Должностными инструкциями определяются служебное положение, обязанности, права и персональная ответственность каждого работника, а также рамки обязанностей подчиненных чтобы они не могли быть расширены или сужены произвольно, по желанию руководителей. По трудовому законодательству администрация хозяйства при приеме на работу должна определить круг обязанностей каждого работника, характер его деятельности в соответствии со специальностью и квалификацией. Должностные инструкции служат нормативно-правовой основой для применения мер дисциплинарного и материального воздействия на лиц, не выполняющих возложенные на них обязанности.
Инструкции должны способствовать рациональному разделению управленческого труда и равномерной загрузке всех работников аппарата управления. Обязанности, права и ответственность каждого руководителя и специалиста определяются с учетом конкретных условий исходя из общих задач и обязанностей руководящих работников, которые закреплены уставом или Положением о предприятии, законодательными актами, различного рода агрономическими, зоотехническими, ветеринарными, техническими и прочими правилами, инструкциями, приказами, другими документами.
При разработке должностных инструкций не допускается нарушение принципа единоначалия: каждому руководителю следует применять такие функции (с предоставлением соответствующих нрав), чтобы он мог самостоятельно осуществлять деятельность. При определении обязанностей и прав специалистов исключаются выполнение несвойственных им функций, дублирование. Следует создавать оптимальные условия для проявления инициативы и самостоятельности руководителей, не допускать подмены их подчиненными в принятии решения, четко определять персональную ответственность каждого работника аппарата управления, а конкретный участок работы.
Каждая должностная инструкция состоит из четырех разделов: общие положения, функции, права и персональная ответственность (рис. 3).
Общие положения. В разделе определяют роль работника аппарата управления, его основную задачу, кем он назначается, кому подчинен и кем непосредственно руководит, какими документами используется в практической деятельности. Регламентируется уровень квалификации, необходимый для замещения данной должности.
Руководство хозяйством, его производственными подразделениями (цехом, отделением, бригадой и т. д.) по ручается одному человеку, который наделяется необходимыми правами для управления и несет полную ответственность за деятельность данного участка производства. При правильном осуществлении принципа единоначалия каждый работник подчинен только одному лицу, от которого получает задание и перед которым отчитывается. Такая организация управления исключает безответственность.
Функции работников. В разделе целесообразно строго определить функции или их элементы для каждого работника аппарата управления. Функции должностного лица следует устанавливать на основе соответствующего распределения всего комплекса работ аппарата управления. При этом важно избегать параллелизма и дублирования.
Права работников вытекают из их конкретных задач и обязанностей. Законодательство устанавливает основные, общие для всех хозяйств положения, характеризующие права руководящих работников. С их учетом определяют права должностных лиц в конкретном хозяйстве. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый руководитель имел достаточно прав для самостоятельного решения вопросов, входящих в круг его обязанностей. В разделе фиксируются вопросы приема рабочих, специалистов и служащих на работу и их увольнения, поощрения работников и наложения на них взысканий.
Общие положения |
Служебное положение |
Функции |
Разработка технологических мероприятий |
Оперативное руководство, организация труда |
Внедрение достижений науки и передовой техники |
Финансовая деятельность |
Административное и техническое |
Поощрения и административные взыскания |
Представительство в других организациях |
Организация оплаты труда |
Подготовка кадров |
Организация охраны труда |
Распоряжение финансовыми и другими ресурсами |
Отстранение от работы лиц, нарушающих дисциплину |
Браковка работ низкого качества |
Прием и увольнение работников |
Права |
Снабжение и сбыт |
Контроль |
Планирование |
Директивные документы |
Необходимая квалификация |
Основная задача |
Персональная ответственность. Управленческий работник должен отвечать за порученный ему участок деятельности, точное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей, наблюдение установленного порядка. В разделе должностной инструкции перечисляются наиболее важные функции, за выполнение которых работник несет персональную ответственность: планирование и выполнение планов по производству сельскохозяйственной продукции по всем экономическим показателям в установленный срок и предусмотренного качества; материальный ущерб, при чиненный производству в результате неправильного руководства; правильно е расходование средств фонда заработной платы; организация учета и хозяйственного расчета, сохранность материальных ценностей; внедрение в производство достижений науки и передового опыта и т. д.
Особое внимание уделяется ответственности за соблюдение требований и правил техники безопасности всем персоналом, случаи травматизма и возникновения пожаров.
Это лишь основные положения, которые необходимо учитывать при подготовке должностных инструкций. Их разработка на крупных сельскохозяйственных предприятиях предполагает прощение определенной подготовительной работы по анализу структуры управления (численности работников, их соподчиненности, фактического распределения функций, эффективности работы и бюджета времени). Результаты анализа используются при совершенствовании структуры управления (упорядочение системы соподчиненности органов управления и должностных лиц, штатного расписания).
Перестройка управления, как правило, сопровождается перераспределением служебных обязанностей, что закрепляется в должностных инструкциях. После рассмотрения и утверждения новой структуры управления разрабатывают проект должностных инструкций. Первая их редакция подготавливается в необходимом количестве экземпляров и передается на рассмотрение работникам управления, для которых они предназначены. Их лучше изучить и обсуждать с каждым должностным лицом отдельно. После получения замечаний осуществляется корректировка проектов с учетом интересов хозяйства. Если замечания влекут за собой зна'1Iпельные изменения, после их согласования документ передается на вторичное рассмотрение. Уточненные должностные инструкции подписывают исполнители, затем они согласовываются с заинтересованными подразделениями и службами и утверждаются руководителем хозяйства. Затем их размножают и рассылают в подразделения и службы.
С новыми должностными инструкциями нужно познакомить всех работников хозяйства, чтобы каждое должностное лицо знало, по каким вопросам оно компетентно принимать решения, а каждый работник хозяйства был ознакомлен с тем, какой руководитель имеет право принять решение по тому или иному вопросу.
Для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства используют вспомогательную табл. 18.
18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
№ п/п | Содержание должностной инструкции | Главный экономист | Экономист по труду | Главный бухгалтер |
L Общие положения
1. Руководит:
планированием
нормированием
оплатой труда
организацией хозрасчета
про ведением экономического анализа
и экономической учебы
2. Организует:
правильную постановку бухгалтерского учета
и финансовой деятельности
достоверность и оперативность учета
контроль за сохранностью собственности
рациональное использование финансовых
и материальных средств
3. Обеспечивает внедрение в производство
прогрессивных форм организации, нормирования
и оплаты труда
4. Назначается и освобождается от должности:
общим собранием по представлению правления (совета)
правлением (советом) по представлению руководителя отдела
5. Подчиняется:
председателю правления (совета)
руководителю отдела
6. В практической деятельности руководствуется:
уставом
решениями общего собрания, правления,
ревизионной комиссии
распоряжениями председателя правления (совета)
Положением об отделе (службе)
другими документами
2. Функции
1. Разработка перспективных планов развития хозяйства,
годовых производственно-финансовых планов,
бизнес-планов
2. Составление производственных планов
и заданий подразделений;
участие в разработке технологических карт;
доведение утвержденных руководителем планов
и заданий до подразделений;
контроль за выполнением планов
3. Участие в разработке перспективных и
текущих планов по труду и заработной плате;
разработка планов научной организации труда;
контроль правильности применения положений по
нормированию и оплате труда
4. Формирование нормативной базы планирования
5. Участие в разработке целевых программ по специализации,
концентрации и размещению производства
6.Обеспечение правильного и своевременного документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета движения всех средств хозяйства
7.Организация учета затрат на производство и обращение, выхода и реализации продукции, работ, услуг составление калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг определение результатов финансово-хозяйственной деятельности
8.Обеспечение правильного учета расходов по оплате труда, финансовых, кредитных и расчетных операций, амортизационного и других фондов своевременная выверка всех расчетов с банком, организацией, отдельными лицами перечисление платежей в бюджет соблюдение финансовой, кассовой
и расчетной дисциплины
9.Определение потребности хозяйства во всех видах кредита и обеспечение своевременного возврата полученных сумм
10.Организация разработки системы оплаты труда и условий ее применения в хозяйстве
Организация работы по нормированию труда в хозяйстве, своевременному пересмотру и внедрению технически обоснованных норм выработки | ||
(обслуживания) для конкретных условий | ||
хозяйства (на основе типовых норм) | ||
Обеспечение правильности применения тарифных ставок и расценок, должностных окладов, применения Положения об оплате труда | ||
Анализ выполнения норм труда, участие | ||
в разработке и внедрении мероприятий | ||
по совершенствованию его организации | ||
Разработка предложений по совершенство- | ||
ванию производственной, организацион- | ||
ной структуры и структуры управления | ||
хозяйством | ||
Организация выполнения планов: | ||
внедрения передовой, экономически | ||
обоснованной организации производства | ||
улучшения качества продукции | ||
увеличения производства продукции | ||
повышения производительности труда | ||
и снижения издержек производства | ||
Представление руководителю сельскохозяй- | ||
ственного предприятия материалов о поощ- | ||
рении лучших производственных подразде- | ||
лений, руководителей и специалистов | ||
наложении взысканий на лиц, нарушающих | ||
производственную дисциплину | ||
Участие в организации экономической учебы работников хозяйства | ||
Изучение эффективности применения дей- | ||
ствующих форм и систем оплаты труда | ||
Разработка предложений об условиях преми- | ||
рования и размерах премий | ||
Осуществление контроля за соблюдением | ||
штатной дисциплины и расходованием фон- | ||
да заработной платы, правильным соотноше- | ||
нием роста производительности труда и заработной платы | ||
Составление штатного расписания в соответ- | ||
ствии с типовыми штатами и действующими | ||
схемами должностных окладов | ||
Организация проведения инвентаризации | ||
денежных средств, расчетов, товарно-матери альных ценностей, ревизий | ||
Организация составления статистической | ||
и бухгалтерской отчетности, в том числе годового отчета, контроль за правильностью | ||
и своевременностью их предоставления | ||
Осуществление контроля за выполнением производственно-финансового плана | ||
, хозрасчетных заданий подразделениями и хозяйством в целом | ||
Проведение совместно с другими работника- | ||
ми комплексного экономического анализа | ||
и оценки результатов хозяйственно-финан- | ||
совой деятельности предприятия и его под- | ||
разделений по итогам работы за месяц, квар- | ||
тал, год и выявление резервов | ||
Проведение балансовых комиссий | ||
Подписание плановых, денежных и расчет- | ||
ных документов, отчетов, договоров, трудо- | ||
вых соглашений и др. | ||
Оказание методической помощи руководи- | ||
телям и специалистам по вопросам плани- | ||
рования, учета, оплаты труда, контроля, | ||
анализа хозяйственной деятельности | ||
Обеспечение необходимыми аналитически- | ||
ми и учетными материалами коллегиальных | ||
(советы, собрания, правления) и исполни- | ||
тельных (дирекция) органов управления хо- | ||
зяйством | ||
30. | Права | |
31. | Давать указания руководителям и специали- | |
стам служб, подразделений по вопросам пла- | ||
нирования, учета, контроля, анализа, органи- | ||
зации хозяйственного расчета и другим, вхо- | ||
дящим в их компетенцию | ||
Проверять выполнение планов и заданий производственными подразделениями | ||
Требовать от руководителей и специалистов | ||
необходимых сведений для составления пла- | ||
нов экономического анализа | ||
Проверять выполнение плановых заданий по | ||
труду и заработной плате | ||
Вносить предложения об отмене неправиль- | ||
ных распоряжений по организации труда, | ||
нормированию, применению расценок | ||
36 Приостанавливать действия распоряжений руководителей хозрасчетных подразделений, служб, противоречащих законодательству
37 Осуществлять контроль за правильностью использования материальных и трудовых ресурсов
38 Вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за незаконное расходование и пере расход средств
39 Подписывать кассовые, банковские документы, бухгалтерские отчеты, балансы, плановые и другие документы
40 Вносить предложения по подбору, расстановке и увольнению работников
41 По поручению руководителя сельскохозяйственного предприятия представлять хозяйства в различных организациях по специальным вопросам
IV. Персональная ответственность
Организация экономической работы и планирования в хозяйстве, повышение эффективности отраслей, выполнение планов и обязательств
42 Обеспечение своевременной и качественной разработки перспективных планов развития, годового производственно-финансового плана, хозрасчетных заданий и доведение их до подразделений
43 Организация достоверного бухгалтерского учета и отчетности, финансовой работы, представление бухгалтерской и статистической отчетности в установленные сроки
44 Внедрение достижений науки и передового опыта по всем направлениям экономической работы хозяйства
45 Организация внедрения полного хозяйственного расчета, прогрессивных форм и систем оплаты труда, условий материального и морального стимулирования
46 Рациональное использование материальных и денежных средств по целевому назначению, их сохранность, обеспечение правильного соотношения роста производительности и оплаты труда
47 Выполнение обязанностей, возложенных на планово-экономический отдел и бухгалтерию
48 Соблюдение положений и инструкций по организации учета, планирования, контроля, оплаты труда, а также документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность
49 Систематическое проведение экономического анализа и оказание методической помощи в подготовке материалов по результатам деятельности хозяйства и его подразделений направлении (совете), балансовых комиссиях, бюро экономического анализа, производственных совещаниях и собраниях коллектива
50 Выполнение обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, нормативными актами и настоящим документом, возмещение причиненного хозяйству ущерба в результате неправильного руководства
Литература
1. Должностные обязанности специалистов колхоза в условиях полного хозрасчета/Сост. Г. А. Баклаженко. - СПб.: Росагропромиздат, 1989.
2. Управление в АПК/Под ред. Ю. Б. Королева. - М.: Колос, 2002.