Истоки СКД: историко-культурологический анализ.

СКД – педагогически направленный и социально обусловленный процесс взаимодействия людей в освоении, потреблении, распространении и создании культурных ценностей. Истоки: основы СКД зародились в древности, вместе с возникновением человека еще в античности. Н.А. Бердяев определяет Российскую цивилизацию так: ЯЗЫЧЕСКАЯ РУСЬ (дохристианская), КИЕВСКАЯ РУСЬ 9-13 вв, МОНГОЛО-ТАТАРСКИЙ ПЕРИОД 13-15 вв, МОСКОВСКОЕ ГОС-ВО 15-18 вв, ПЕТЕРБУРГСКАЯ ИМПЕРСКАЯ РУСЬ – 18-19 вв, РОССИЯ СОВЕТОВ – 19-20 вв

Общинный уклад древних славян — основа воспитания и просвещения в догосударственный период. Приоритет отдавали подготовке подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда, обучение военному делу. Нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению богам, повиновение старшим и почитание предков. ТРАДИЦИИ играют важную роль и ОБРЯДЫ в создании основ трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, приговоров, сказок, легенд, преданий. Зоофагические праздники (тотемизм), пляски, церемониалы, языческие символы и обряды – масленица, святки, семик, быт посиделки, именины, свадьбы и др. 10 век- Кирилл и Мефодий (проповедники Христианства)- создают Кириллицу. 988 г- Принятие Христианства. Роль церкви Древней Руси в нравственном воспитании и просвещении народа. Влияние церкви на все сферы деятельности, сознание и поведение человека, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания. Новая система праздников церковных, накладывают народный календарь, переплетаются языческие праздники с христианскими. Почитание грамотности на Руси; умственное развитие детей, формирование умственных качеств, подготовка к трудовой деятельности как основа воспитания, развитие письменности и потребность в чтении. Укрепление связей с Византией и других соседних стран — мощный фактор в развитии культуры, педагогики, просвещения. «Поучение Владимира Мономаха» — литературный памятник, свидетельствующий об уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли на Руси. СКОМОРОШЕСТВО. Волхвы, гусляры, сказители. Кукольный театр и медвежья потеха, Юродство. Культурный дуализм. Народное творчество. Песня: свадебная, хороводная, святочная, плясовая, церковная как форма и средство просвещения и обучения. Искусство вышивки, золотого и серебряного шитья. Игровые формы общения. Связь игры с религией, трудовой, досуговой деятельностью. Гостевание и пиры. Чтение книг. Первая печатная газета «Куранты». Междоусобицы, монголо-атарское нашествие (13-15 вв) и разгром крупнейших русских княжеств в 1237-39 гг. и гибель культурных ценностей в период золотоордынского ига, ОСТАНОВКА в развитии русской системы воспитания. Изменение «народного духа» в атмосфере угнетения, страха, покорности, обмана, клеветы, доносов, взяток. Отражение в народных песнях и былинах «боязливости, грусти, тоски», которое преобладало в то время. После упадка – процесс восстановления СК уклада и возрожд-е ис-ва и ремесел. 15-17 вв. — время развития феодальных и крепостнических отношений. Неграмотность большей части населения, распространение суеверий, «огрубление» семейных нравов. Содержание досуга в боярских семьях культивируется раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами. Начало развития базы просвещения. Появление книгопечатания, его огромная роль в просвещении не только феодалов, духовенства, но и простых людей. Открытие 1-й типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве. Первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг». Отношение к досугу неоднозначное, с одной стороны, поощряется ориентация населения на праздничный досуг, тогда утвердились прочно Праздники храмовые, календарные, трудовые, семейные. Праздники весенние, летние, осенние, зимние. С другой стороны, устанавливается Запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; наказания за плясы, громкий смех в середине XVII века. (1648 г – указ о завершении скоморошества (Алексей Михайлович)). Внимание к семейному воспитанию. «Домострой» XVI века как свод житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни, как сумма признаков патриархальной культуры. Научение «страху божию и также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе». Влияние социального статуса на способы, формы досуговых занятий. Особенности проведения досуга различными сословиями населения России: Крестьянский традиционный досуг в России и ориентация дворянства на западные формы досуга. Благотворительные функции церкви. Благотворительность как необходимое условие личного нравственного здоровья. Церковь по-прежнему регламентирует всю духовную жизнь общества того времени. Открытие Московской славяно-греко-латинской академии в 1687 г., ее роль как центра просвещения в России. Роль Киевской академии как «рассадника просвещения в России» (Терещенко А. Быт русского народа). 1672 г. – открытие русского театра. Артаксерксово действо — первая пьеса русского театра. Пьеса была написана по указу царя Алексея Михайловича лютеранским пастором Иоганном Грегори в 1672 году (шел 12 часов).

Всеобъемлющий характер преобразований первой четверти 18 века. Изменения быта различных сословий.Предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформирование первой славянской азбуки. Создание нового гражданского алфавита, выпуск светской развлекательной, познавательной и научной литературы. Попытка создать в России в XVIII веке систему народного просвещения; планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Энергичная деятельность Петра 1. 1699 г. – указ, что новый год будет отмечаться 1 января. МОДА, ЛЕТНИЙ САД (прототип парка), заграничные учителя, первая книга «Юности честное зерцало», диковинные вещи и др. (КУНСТКАМЕРА). 1714 г. – первая общедоступная библиотека. Открытие Московского университета в 1755 г. 1701 г – школа математических и навигационных наук. Академия наук с гимназией и универ-м – 1725 г. Подготовка грамотных «слуг царя отечества». Раскол русской православной церкви в XVII в. и его последствия. Процесс «обмирщения» культуры XVIII века. Закрепляются традиционные досуговые формы общения крестьянства. Развитие досуговых форм общения и организаций клубного типа в среде русского дворянства, появляется специфика досуга городского «работного люда», общественных форм досуга детей, подростков, семей. Культивируются европейские формы досуга. Практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов. Открывается Московское благородное дворянское собрание. Возникают дворянские клубы, салоны и др., купеческие клубы. Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, общественные библиотеки и музеи. Создаются благотворительные учреждения для инвалидов, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство. 1754 – указ о создании первого гос театра (при Елизавете, дочери Петра). Общественные библиотеки, музеи). Влияние Екатерины II на развитие социальной помощи населению. Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции. Первые клубные общности, организации клубного типа и клубы (английские, офицерские, литературные салоны, дворянские и др.). Деятельность Вольного экономического общества (с 1765 г.) по распространению практических сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.

Влияние культурно-просветительной мысли XVIII в. на развитие и обогащение просветительных идей первой половины 19 в. ПРОСВЕЩЕНИЕ и ОБРАЗОВАНИЕ – главные атрибуты эпохи 19-нач 20 века. Попытки преодоления сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании. Культурно-просветительные и социокультурные просветительные идеи и деятельность декабристов. В.Г. Белинский и А.И. Герцен о просвещении народа и распространении культуры. Роль литературы в воспитательной, культурно-просветительной работе; общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в литературе. Художественное творчество крепостных.

Особенности организации, форм, содержания призрения в первой половине XIX в. Начало женского образования в России. Учреждение первых благотворительных обществ в России. Бурное развитие культурно-просветительной мысли общественного и частного призрения в России во второй половине XIX в. Отмена крепостного права. Перестройка системы просвещения в стране после отмены крепостного права. Внешкольное образование в пореформенный период. Влияние процесса распространения грамотности на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию. Возникновение и развитие воскресных школ. Развитие наряду с традиционным фольклорным художественным исполнительством любительского организованного творчества, художественной самодеятельности. Влияние разночинной интеллигенции, либеральной буржуазии на проникновение в народную среду художественной культуры. Создание и развитие хоров, драмкружков образцовых кружков и ансамблей. Культурно-просветительная деятельность выдающихся представителей отечественной культуры. Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки»-объединения русских композиторов. Дальнейшее формирование системы социального призрения в России. Начало подготовки специалистов для социальной работы. Состояние грамотности населения России темпы развития образования. Появление специальных внешкольных учреждений — народных домов. Основные принципы деятельности Народных домов — «отсутствие принуждения, свобода выбора, общедоступность, поучительность и общепонятность», организуемых для того, чтобы человек мог «с пользой употреблять свое свободное время и получать образовательные и разумные развлечения», а также «с целью развития культурно-просветительных начал среди местного населения» и предоставления ему возможности «использования праздничного и свободного от занятий времени». Развитие публичных библиотек, публичных чтений, музейной работы. Культурно-просветительная, экскурсионная, лекционная деятельность музеев. Появление радио, кинематографа. Развитие спортивных видов досуговой деятельности. Зарождение и развитие детских клубов, женских клубов, педагогического, санитарно-просветительного воспитания родителей, создание обществ врачей, краеведов, театральных и литературных обществ. Идеи о взаимодействии семьи и школы. Научно-педагогическая деятельность А.У. Зеленко, С.Т. Шацкого. Просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина. Вечерне-воскресные школы общества самообразования. Дом В.Д. Поленова. Его роль в организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам. Развитие народных театров, профессиональных и самодеятельных. Развитие первых легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов. Расширение рекреативной и развивающей функций досуга в начале XX в. Развитие исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России.

В разные исторические периоды СКД в России называлась: - внешкольное образование (до 1920 г.), -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.), -культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990 г.), -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов), -социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов). До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.

В 1950-х годах французский социолог и культуролог Ж.Р. Дюмазедье вместо более общих понятий, таких, как «формирование культуры», «приобщение к культуре», «развитие культуры», вводит понятие СКД - сознательную, преднамеренную, организованную, даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности. Основная цель СКД - активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре. В российской науке термин «СКД» был введен и концептуально интерпретирован в 1974 году профессором М.С. Каганом в монографии «Человеческая деятельность». Рассматривая человеческую деятельность как двухуровневую биосоциальную систему, М.С. Каган первым уровнем этой системы считает биологическую жизнедеятельность человека, а вторым, более высоким, социально-культурную, или специфически человеческую деятельность. СКД он дифференцирует на пять основных видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и особым образом отражающую их художественную деятельность. Сущностная специфика человеческой деятельности заключается, прежде всего, как считает М.С. Каган, «в социокультурной деятельности человека как общественного существа». Важность СКДв том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.