Основные направления социальной защиты пожилых людей и инвалидов

Ответ 2 (начало). В современном мире постоянно возрастает доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. Так, в России, ежегодно общая численность пенсионеров, в том числе по старости, увеличивается на 600-700 тыс. чел. Ожидается, что к 2015 году среди неработающих будут преобладать люди старше 60 лет.

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет – к старшему, а от 90 лет и старше – к долгожителям. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей.

Применительно к данным категориям лиц в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка этих граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты.

Важное значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют конституционные нормы и гарантии, условно включающие три вида: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; нормы, регулирующие положение особых групп пожилых людей (ветеранов, инвалидов, различных категорий пожилых людей в зависимости от возраста). Ответ 2 (конец).

Составной частью политики формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием. Сегодня в нашей стране существует более 1000 социальных льгот, среди которых около 200 категорий их получателей. По данным вопросам действует на федеральном уровне более 50 нормативных правовых актов.

Ответ 3 (начало). В соответствии с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров (Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан, ст.16):

· на дому, включая социально-медицинское;

· полустационарное в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания;

· стационарное в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других, независимо от их наименования);

· срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

· социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. Ответ 3 (конец).

Ответ 4 (начало). Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов строится на основе законодательных актов: Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, федеральных законов («Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Так, в соответствии с ПостановлениемМинистерства труда и социального развития РФ от 08.07.1997 г. № 36 «Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» разработаны основные направления деятельности данных центров. Центры социального обслуживания граждан могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др. В задачи центра входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

Анализ основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми и инвалидами, получила наибольшее распространение и признание, является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории лиц пожилого возраста и инвалидов, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям. Центры социального обслуживания населения становятся эффективными нестационарными формами социальной поддержки пожилых людей и других категорий населения РФ.

Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения. Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам. Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.

Социальная поддержка пожилых людей осуществляется через отделения срочной социальной помощи. Формы оказания такой помощи самые разнообразные: от распределения талонов на горячее питание, теплой одежды и обуви до ремонта бытовой техники и обеспечения топливом.

На региональном и муниципальном уровне постепенно реализуется новый подход к созданию комплекса учреждений, удовлетворяющих потребности пожилых людей в социальных услугах. Среди основных тенденций развития современных социальных служб – сочетание специализированности с комплексностью, сравнительно меньшее развитие стационарных учреждений по сравнению с открытыми (полустационарными и нестационарными), тяготение к соединению возможностей специализированных учреждений с мощным социализирующим и поддерживающим влиянием семью. Ответ 4 (конец).

Ответ 5 (начало). Конвенция о правах инвалидов разрабатывалась ООН при активном участии организаций людей, имеющих инвалидность, была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и вступила в действие 3 мая 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г. Сейчас продолжается работа по ее анализу, разработке плана первоочередных мероприятий, что является необходимым условием для ее ратификации. В связи с этим следует отметить, что Конвенция обобщила теорию и опыт применения законодательств различных стран в сфере защиты прав и свобод людей с инвалидностью. Особенно важно, что Конвенция представляет собой первый всеобъемлющий, обязательный для исполнения документ для стран — членов ООН после его соответствующего подписания и ратификации.

Следует отметить, что в рамках концепции равных прав и свобод Конвенция вводит общие для всех стран основные понятия, связанные с их реализацией людьми с инвалидностью. Система общих понятий прежде всего касается определения терминов «инвалидность» и «инвалид». Согласно преамбуле (п. «е»), «инвалидность — это эволюционирующее понятие; инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими…». Соответственно, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (ст. 1 Конвенции). По существу, Конвенция недвусмысленно утверждает, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а то состояние развития общества, которое создает барьеры для реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. В свою очередь, из этих принципов следует, что при реализации статей Конвенции должны учитываться многие факторы развития различных стран, в том числе их традиции и ресурсные возможности. При этом все страны-участницы должны последовательно и неуклонно идти в общих направлениях, указанных в статьях Конвенции. По мнению экспертов, принятие данной Конвенции в странах-участницах будет способствовать восприятию людей с инвалидностью полноправными гражданами, а не некоей особой общественной группой. Государства, которые ратифицируют Конвенцию, возьмут на себя юридическое обязательство относиться к инвалидам как к субъектам права, обладающим всеми гражданскими правами.

Социальная политика по отношению к инвалидам включает два основных направления: во-первых, изменение общественного мнения к проблеме инвалидности, формирование среды жизнедеятельности, создания системы социального и рационального трудоустройства; во-вторых, создание необходимых условий для адаптации к новым жизненным реалиям с учетом индивидуальных особенностей человека.

В соответствии с принятым Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) предусматривается ряд специальных прав для инвалидов, без которых они не могут успешно интегрироваться в общество:

· право на медицинскую помощь и медицинскую реабилитацию (бесплатно или на льготных условиях);

· право на обеспечение беспрепятственного доступа к информации;

· право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;

· право на обеспечение жилой площадью (с оборудованием специальными средствами и приспособлениями);

· право на образование инвалидов;

· право на трудоустройство;

· право на материальное обеспечение;

· право на социально-бытовое обслуживание;

· право на санитарно-курортное лечение;

· право на транспортное обслуживание;

· право на создание общественных объединений. Ответ 5 (конец).

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе. Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями. Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным. Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

Таким образом, реализуются основные принципы ООН в отношении пожилых людей и инвалидов, призванных «привнести жизнь в годы, добавленные к жизни»: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.

В целом, социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам имеет своей целью их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, «ступенями и узкими дверьми» и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

Контрольные вопросы для самопроверки

57. В чем заключается социальный статус человека в пожилом возрасте и инвалидности.

58. Классификация людей пожилого возраста и конституционные нормы обеспечения их жизнедеятельности.

59. Формы социального обслуживания пенсионеров.

60. Основные направления социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.

61. Характер и содержание социальной политики по отношению к инвалидам.

Литература

 

1. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.:Альфа-Пресс, 2008

2. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

3. Колесова Н.С. Права человека и демографические процессы. – М., 2009.

4. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

5. Маргулян Я.А. Социальная политика российского государства в условиях мирового финансового и экономического кризиса. УШ Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». Апрель 2009. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.

6. Маргулян Я.А. Социальная политика как важнейшее направление обеспечения социальной безопасности населения Санкт-Петербурга. - Межрегиональная научно-практическая конференция «Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России». Апрель 2007. Сборник докладов и тезисов. – СПб., РАН, 2007.

7. Маргулян Я.А. Приоритетные направления преодоления социальных деформаций личности в условиях мирового кризиса. - 1Х Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2010: наука в обществе знания». Июнь 2010. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

8. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.

9. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

10. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

11. Скворцов И.П. Социальная политика региона. Теория и практика – М.: Кнорус, 2010.

12. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность - М., ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2008.

13. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.

14. Управление развитием социальной сферы региона: социологический анализ. Коллективная монография (под общей редакцией К.М.Оганяна). - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2010.

15. Управление качеством жизни в контексте развития социальной сферы региона (коллективная монография). - СПб.: СПбАУиЭ, 2006.

16. Управление социальной сферой крупного города. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2008.

17. Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с.

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ