Направления реализации государственной молодежной политики

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых. Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей легче воспринимать переломные эпохи, но именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал. Молодежь выступает главным субъектом образования семьи и демографических процессов. Это создает возможности для выбора темпа и направленности вхождения молодежи в государственную и общественную жизнь. Именно это обстоятельство является основой ее инновационной деятельности, ее творческого вклада в развитие общества. Молодое поколение несет ответственность за настоящее и будущее своего государства. Ответственность молодого поколения реализуется на основе освоения и преобразования им системы ценностей и норм и реализации их в деятельности, содействующей возрождению России.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Она формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Ответ 4 (начало). Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:

· совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, защиты их нравственности;

· вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

· развитие созидательной активности молодежи;

· интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации формируется и реализуется в сложных экономических и социальных условиях. В современный период государственное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Политические партии не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя, как правило, свою роль к провозглашению позиций, которые должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи. Недостаточную роль играют и молодежные и детские общественные объединения. В силу организационной слабости они не могут в должной мере защищать интересы молодых граждан, организовывать эффективную работу в молодежной среде. В большинстве случаев низка роль профессиональных союзов в решении молодежных проблем, в разработке и осуществлении профессионально ориентированной молодежной политики. Существенное негативное влияние имеет тот факт, что с расширением рыночных отношений трудовые коллективы утратили прежний опыт поддержки молодых тружеников и решения проблем молодежи. Таким образом, роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления в реализации политики по отношению к молодому поколению приобретает доминирующее значение. Ответ 4 (конец).

Ответ 5 (начало). В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются два уровня государственной молодежной политики с определенной спецификой ее реализации: федеральный и региональный, дополняемые муниципальной молодежной политикой. При углублении самостоятельности регионов складывается территориальный опыт, сочетающий общее и единичное - всероссийский подход к решению проблем молодежи и особенности, возможности, специфику регионов; создается региональная нормативно-правовая база. Особого внимания требует организациямуниципальной молодежной политики, которая, как показывает складывающийся опыт, выражается в следующем: социальная поддержка молодежи, молодой семьи; поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи; профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде; гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления; информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В тоже время следует учитывать результаты социологических исследований, которые показывают, что молодежь, в целом, остается аполитичной. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18 - 35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

В ходе реализации государственной молодежной политики успешно формируется система информационного обеспечения молодежи, социальное назначение которой определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

В настоящее время информационно-аналитические центры действуют в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации. Работа по формированию единой общероссийской системы информационных центров для молодежи ведется рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов.

Создаются условия для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов. На федеральном уровне создан Российский центр содействия молодежному предпринимательству, который выполняет координирующие функции и оказывает методическое содействие работе аналогичных структур, созданных в 35 субъектах российской Федерации. Ежегодно проводятся конкурсы региональных программ и проектов по поддержке и развитию молодежного предпринимательства, оказывается данным программам финансовая и материально-техническая поддержка.

Особое внимание оказывается обеспечению занятости молодежи. В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4 процента). В стране успешно работают 95 молодежных бирж труда и служб трудоустройства молодежи, активизировались объединения, продолжающие традиции студенческих строительных отрядов.

Существует множество проблем, связанных с семейно-брачными отношениями молодежи. Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей. Не снижается число разводов и количество неполных семей. В этих условиях необходима комплексная целевая программа, направленная на пропаганду семейных ценностей среди молодежи, формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи, подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи, содействие в обеспечении жильем молодых семей.

 

Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В целях решения жилищной проблемы предусматривается переход от целевого финансирования незавершенных объектов МЖК к реализации программы предоставления жилищных субсидий и ссуд для молодых семей с использованием организационного опыта, технической базы и площадок МЖК, финансирование жилья для молодежи путем введения в обращение ценных бумаг (векселей, жилищных контрактов, лотерей).

Среди приоритетных задач государственной молодежной политики выделяется работа по формированию системы социальных служб для молодежи. Обобщается и распространяется опыт опорно-экспериментальных центров в регионах, ведется подготовка кадров и консультирование. Усиливается внимание федеральных и региональных органов власти к физическому и духовному развитию молодежи, распространению массовых видов спорта, досугу, поиску и поддержке талантливой молодежи. Ответ 5 (конец).

 

Контрольные вопросы для самопроверки

52. Формирование взглядов на молодежную проблематику в российском обществе.

53. Характерные тенденции развития молодежи как особой социальной группы.

54. Раскройте понятие «Государственная молодежная политика».

55. Приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации.

56. Специфические особенности реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Литература

 

110. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.:Альфа-Пресс, 2008

111. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

112. Колесова Н.С. Права человека и демографические процессы. – М., 2009.

113. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

114. Маргулян Я.А. Социальная политика российского государства в условиях мирового финансового и экономического кризиса. УШ Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». Апрель 2009. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.

115. Маргулян Я.А. Приоритетные направления преодоления социальных деформаций личности в условиях мирового кризиса. - 1Х Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2010: наука в обществе знания». Июнь 2010. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

116. Методологические основы исследования качества жизни населения // Социально-антропологический анализ качества жизни: Коллективная монография. - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2007.

117. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.

118. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

119. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

120. Скворцов И.П. Социальная политика региона. Теория и практика – М.: Кнорус, 2010.

121. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность - М., ООО "Вариант", ЦСПГИ, 2008.

122. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.

123. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р

124. Управление развитием социальной сферы региона: социологический анализ. Коллективная монография (под общей редакцией К.М.Оганяна). - Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2010.

125. Управление качеством жизни в контексo2'>2015-06-04; просмотров: 208; Опубликованный материал нарушает авторские права?.