Основные проблемы и тенденции развития молодежи как важной социально-демографической группы населения

 

Переход к рыночной экономике привел к значительным изменениям в социальном положении различных социально-демографических групп населения, в том числе и молодежи. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов проявляется в течение всей жизни человека и влияет на границы молодежного возраста. Нижняя возрастная граница определяется в 14 лет, поскольку именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей, либо устроиться на работу. Верхний порог определяется в 30 лет, когда человек достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи и он занимает определенное положение в обществе.

Ответ1 (начало). “Наука о молодежи” в нашей стране прошла длительный и во многом противоречивый путь. Накопленный в Советской России, а затем и СССР опыт имел свои положительные и отрицательные стороны, которые определили впоследствии характер исследований молодежных проблем в современной России на рубеже веков. Первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем (труд и быт) и ценностных ориентаций были предприняты в России еще во второй половине 20-х годов ХХ столетия.

К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги. По их инициативе и при их участии начали проводиться массовые социологические исследования. Так, например, в 1927 г. было опрошено 120 тыс. подростков в возрасте 10-16 лет с целью определения позиций школьников по отношению к Советской власти. Всего за период 20-х – 30-х годов издано около 300 книг и брошюр, в которых подробно освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов и явлений в стране Советов. Затем длительное время, после пика исследовательской активности в 20-х годах и вплоть до середины 50-х годов, молодежь не рассматривалась отечественными учеными как специальный объект исследования, как самостоятельная социально-демографическая группа в структуре советского общества, имеющая свои специфические проблемы.

Ситуация стала меняться в послевоенный период. Во-первых, пока единичных, исследованиях 50-х годов акцент делался на изучении ценностных ориентаций и идеалов молодого поколения. Массовые студенческие волнения, прошедшие в 1968 г. в Западной Европе и Америке, подтолкнули отечественных политиков и ученых к более интенсивному изучению проблем молодого поколения. Социологи подняли вопрос об изучении специфических противоречий в среде подрастающего поколения и проблемах в отношениях молодежи, общества и государства. В 60-х годах ХХ века начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи. В центре внимания ученых – изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентаций и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга. Ответ 1 (конец).

В современном российском обществе в период кризиса, молодежь является одной из самых незащищенных групп, испытывая на себе как позитивные, так и негативные эффекты. Поэтому необходимо изучение образа жизни, моделей поведения молодежи, степень открытости общества для их восходящей мобильности, изменение системы ценностей подрастающего поколения. Для реализации молодежной социальной политики актуальное значение имеет исследование проблем социального расслоения молодежи, содержание молодежных движений, в том числе и протестного характера, влияние на молодежь религиозных доктрин, националистических идеологий, проблем криминализации молодежной среды, профилактики молодежной преступности, положения молодых предпринимателей в бизнесе и др.

Ответ 2 (начало). За последние годы сформировался ряд тревожных тенденций, характерных для данной социальной группы населения:

· отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами мира;

· расширение поля девиантности, в том числе преступности, наркомании, проституции, алкоголизма, связанных с разрушением традиционных форм социализации;

· увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания или возможности продолжать обучение;

· слабая социальная защищенность молодежи;

· ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;

· отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны из-за невозможности применения своих сил и способностей.

Следует признать, что трансформационные процессы, происходящие в российском обществе последнее десятилетие, наиболее остро отразились на молодом поколении: численность молодежи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее место в целях обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее, болезни “переселились” из старости в молодость; под угрозой генофонд нации; снижается интеллектуальный потенциал молодежи, а вместе с этим инновационные возможности общества; резко обострилась проблема занятости молодежи; материально-бытовое положение, доступ к образованию ухудшаются; самосознание молодежи, ее самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодежи, молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция. Ответ 2 (конец).

Среди общественных проблем, которые более всего тревожат молодых людей сегодня, на первом месте стоит рост преступности, инфляция, рост цен, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление неравенства доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Но ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно. Доминантными ценностями выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности. При всей тяжести нынешнего положения, вообще, и молодежи в частности, надо видеть, что молодежь обрела большую меру свободы как необходимое условие для плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения, экономическую свободу, свободу политических убеждений, гражданские свободы, свободу философских убеждений, свободу вероисповедования. Имея эти предпосылки, новое поколение сегодня уже вступает в практическую жизнь.

Ответ 3 (начало). Ориентация на последовательную эволюцию и формирование общественных отношений, адекватно отражающих достижения человеческой цивилизации, отказ от потрясений как единственного способа разрешения общественных противоречий требуют обеспечения преемственности поколений, социального мира и социальной защищенности, устойчивости во взаимодействии природы, общества и человека. Решению этой задачи служит сильная государственная политика, составной частью которой является государственная молодежная политика. Государственная молодежная политика, как это определено федеральными документами, является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества. Ответ 3 (конец).