Максимизации полезности

Тема 5. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Цель темы – разъяснить мотивы потребительского поведения, дать представление о предельной и общей полезности, разъяснить влияние предпочтений и финансовых возможностей покупателя на его поведение на рынке, охарактеризовать ситуацию равновесия потребителя и ее условия. Дать представление об основных производителях товаров и услуг – предприятиях (фирмах) и важнейших функциях, выполняемых ими, раскрыть суть издержек и доходов предприятий (фирм).

 

План темы

5.1 Полезность. Общая и предельная полезность. Закон убывающей полезности. Принципы максимизации полезности.

5.2 Предпочтения потребителя и кривая безразличия.

5.3 Бюджетное ограничение потребителя.

5.4 Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения в поведении потребителя. Понятие рационального потребителя.

5.5 Организация (фирма) как хозяйствующий субъект
5.6 Понятие, цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм
5.7 Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы
5.8 Издержки производства: явные и неявные, внешние и внутренние, постоянные и переменные
5.9 Доход фирмы

 

Полезность. Общая и предельная полезность.

Закон убывающей полезности. Принципы

максимизации полезности

 

Приобретая различные товары, люди тем самым удовлетворяют свои потребности. При этом они стараются покупать такие вещи, которые, по их мнению, могут приносить им пользу, имеют определенную для них полезность. Полезность – это удовлетворение, которое получает покупатель, используя купленную вещь.

Существуют понятия предельной и общей полезности. Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы товара, называется предельной полезностью. Общая полезность определенного количества товара определяется как сумма предельной полезности каждого из них. Предельная полезность отдельных товаров снижается по мере увеличения их количества. Уменьшение предельной полезности товара с увеличением его потребляемого количества называется законом убывающей предельной полезности. Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение. Темп увеличения общей полезности с добавлением нового товара замедляется.

Существует правило максимизации полезности: максимальная общая полезность при данном доходе достигается при условии, если последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносит одинаковую предельную полезность. Таким образом, представление об убывающей предельной полезности лежит в основе объяснения закона спроса и имеет большое значение в понимании того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут и желают купить. Спрос на товары связан с полезностью данных товаров для покупателя. В то же время деньги для покупателя тоже обладают полезностью. Поэтому он купит товар, если полезность этого товара и полезность затраченных на покупку денег будут оцениваться им одинаково. Цена, которую согласен заплатить потребитель за соответствующий товар, называется ценой спроса и определяет предельную полезность этого товара для покупателя. Таким образом, покупка товара имеет место потому, что этот товар обладает для потребителя большей привлекательностью, чем деньги. Это значит, что каждый покупатель, приобретая товар, получает определенный выигрыш. В тех случаях, когда цена спроса превышает рыночную цену, выигрыш потребителя определяется как разница между ними и называется излишком потребителя. Таким образом, излишек потребителя – это разница между максимальной суммой денег, которую надо отдать за данный товар, и той суммой денег, которая за него заплачена. Стремление к получению выигрыша от покупки лежит в основе экономического интереса покупателя на рынке.