Краткосрочные активы
Теперь мы подходим ко второй категории активов, показанной в отчетах DaimlerChrysler, ко краткосрочным, или оборотным, активам.
|
Краткосрочные активы — это такие активы и права, принадлежащие фирме, которые предполагается превратить в денежные средства в обозримом будущем, обычно в течение следующего финансового года. Несмотря на то что краткосрочные активы как категория постоянно присутствуют в балансе, элементы этой статьи постоянно находятся в обращении, т. е. превращаются в денежные средства идругие краткосрочные активы. Краткосрочные активы составляют значительную часть капитала DaimlerChrysler (55,4%), и поэтому этими активами необходимо эффективно управлять, для того чтобы обеспечить получение адекватного процента прибыли.
Краткосрочные активы DaimlerChrysler включают следующее:
[7] Товарно-материальный запас 11796
[8] Дебиторская задолженность покупателей 7605
[9] Дебиторская задолженность по финансовым услугам 26468
[10] Прочая дебиторская задолженность 10775
[11] Ценные бумаги 12160
[12]Денежные средства и эквиваленты денежных средств 6589
[13] Краткосрочные активы €75393
[7] Товарно-материальный запас €11796
Товарно-материальный запас производителя автомобилей, такого как DaimlerChrysler, состоит из трёх основных категорий: сырья, которое будет использоваться в производственном процессе, незавершенного производства или частично законченной продукции и готовой продукции. Около 60% товарно-материального запаса DaimlerChrysler — это готовая продукция. Товарно-материальный запас переносится в баланс по себестоимости ивключает прямые затраты на производство изделий, имеющихся в наличии на конец года. Эти затраты включают затраты на материалы и затраты на оплату труда. Определение затрат на товарно-материальный запас оказывает существенное влияние на уровень прибыли. Так как общие прямые затраты на производство за текущий год распределяются между себестоимостью проданных товаров (взимается с прибыли) и товарно-материальным запасом (учитывается в балансе), сумма, отнесенная к товарно-материальному запасу, представляет отвлечение затрат от отчета о прибылях и убытках для временного удержания на балансе. Это приводит к увеличению прибыли в текущем году, хотя на следующий год эти затраты пойдут в отчет о прибылях и убытках, когда изделия, связанные с этими затратами, будут проданы. Таким
|
На DaimlerChrysler используются два метода учета затрат на товарно-материальный запас: так называемый «первым пришел — первым ушел» (метод ФИФО1), который предполагает, что запас, находящийся на складе изделий, является самым свежим; и «последним пришел — первым ушел» (метод ЛИФО2), который предполагает, что на складе остались самые старые из возможных изделий. Так как прямые затраты обычно повышаются, товарный запас, рассчитанный по методу ФИФО, обычно выше, чем запас, рассчитанный по методу ЛИФО. Это означает, что прибыли, полученные при использовании метода ФИФО, выше. Хотя применение этих двух методов по-разному влияет на прибыль и на величину товарного запаса в балансе, прямого влияния на движение денежных средств в ходе основной деятельности это не оказывает. Однако если эти два подхода допустимы для применения в целях налогового учета, прибыли, рассчитанные при применении метода ЛИФО, будут ниже, что приведет к более низкому налогу, подлежащему к уплате.
Если бы весь товарно-материальный запас DaimlerChrysler был оценен на базе ФИФО, величина товарно-материального запаса была бы выше на €549. Эта сумма не признается в балансе и представляет некий резерв метода ЛИФО, что является суммарным эффектом разницы в этих двух методах. Влияние на прибыль текущего года применения метода ЛИФО для учета затрат на некоторую часть запаса составило €2 млн.
[8] Дебиторская задолженность покупателей €7605
Следующая статья краткосрочных активов, которую мы находим в балансе, — это дебиторская задолженность покупателей. В финансовых отчетах продажа признается в момент поставки продукции. Таким образом, если автомобиль ушел со склада, это учитывается как продажа, даже если покупатель за него еще не заплатил. Следовательно, на момент составления баланса любые суммы, еще не оплаченные, но уже включенные в продажи, показываются как дебиторская задолженность покупателей.
Очевидно, что чем больше времени занимает получение причитающихся денег от покупателей, тем дольше фирма не будет иметь этих денежных средств. Таким образом, дебиторская задолженность пред-
1 FIFO —first-in-first-out — английский вариант описания метода. — Прим. перев.
2 LIFO — last-in-first-out — английский вариант описания метода.
ставляет еще один из главных видов поглощения капитала, которое не генерирует непосредственно возврат денежных средств.
В случае DaimlerChrysler сумма дебиторской задолженности покупателей представляет суммы, которые должны этой компании покупатели, в основном дистрибьюторы. Эта сумма показана за вычетом сомнительных долгов.
Фактическая сумма, которую покупатели должны DaimlerChrysler, составляет €8462, но из нее вычли сумму поправки на сомнительные долги, которая равняется €857:
Суммарная дебиторская задолженность покупателей 8462
Минус: Поправка на сомнительные долги 857
Дебиторская задолженность покупателей €7605
10%-ная поправка, применяемая здесь, считается довольно консервативной по международным стандартам. Но это вопрос стратегии руководства, и на него оказывает влияние прошлый опыт по возврату дебиторской задолженности. Нетто-цифры, показанные в балансе, отражают те суммы, которые руководители предполагают получить.
Обратите внимание, что дебиторская задолженность покупателей учитывается по цене продажи и, следовательно, включает прибыль по проданным товарам.
[9] Дебиторская задолженность по
финансовым услугам €26 468
Дебиторская задолженность по финансовым услугам отличается от дебиторской задолженности покупателей тем, что финансовые услуги DaimlerChrysler предоставляют конкретные финансовые соглашения с розничным покупателем, в то время как дебиторская задолженность покупателей взимается согласно счету-фактуре. Финансовые соглашения бывают двух видов: продажа в рассрочку и финансовый лизинг. Эти два вида контрактов имеют различные юридические и налоговые условия, но экономически они сводятся к тому, что заказчик оплачивает машину в несколько приемов и, поскольку это фактически означает заимствование средств у компании, взимается плата за финансовые услуги.
DaimlerChrysler поднимет продажи по цене продаж за наличные и отразит эти суммы на «Дебиторской задолженности по финансовым услугам». Когда платежи в рассрочку или лизинговые платежи будут получены в денежных средствах, они будут поделены на элемент капитала и финансовый элемент (процент). Первый пойдет на погашение
|
При дальнейшем раскрытии в годовом отчете становится ясно, что €14733 из этой дебиторской задолженности подлежат оплате после окончания более чем одного года.
[10] Прочая дебиторская задолженность €10775
Прочая дебиторская задолженность представляет суммы, которые должны данной группе не покупатели и не в результате финансовых услуг. Эта сумма включает суммы задолженностей аффилированных и родственных компаний, которые не включаются в консолидированный отчет. Эта статья также включает краткосрочные чистые торговые инвестиции. Показанная сумма дана за вычетом поправки по безнадежным долгам в 10%.
[11] Ценные бумаги €12160
Эта статья представляет собой легко реализуемые ценные бумаги, которыми владеет группа. Исключительно большая сумма излишних денежных средств была вложена в ликвидные активы, включая займы и капитальные инвестиции. Они вместе с денежными средствами в банке представляют собой значительные средства защиты финансовой мощи. Они дают руководству существенную гибкость, однако поднимают вопрос о способности руководства получить добавочную стоимость, поскольку они просто реинвестируются на рынке капитала, откуда они и пришли. Это важные моменты для создания стоимости и корпоративной политики, к которым мы обратимся в этой книге позже. Эти вложения обычно показываются по меньшей из двух стоимостей: рыночной стоимости и себестоимости. Однако если эти ценные бумаги предназначены для продажи, они учитываются по рыночной стоимости, даже если она выше себестоимости. Нереализованная прибыль от таких переоценок не признается в прибыли, а хранится на специальном резерве прибыли (см. раздел 1.4.1).
[12] Денежные средства и эквиваленты
денежных средств €6589
Денежные средства, как можно предполагать, это банкноты и монеты в кассе, а также вклады в банке. Денежными эквивалентами считаются инструменты денежного рынка, такие как депозиты со сроком платежа менее трех месяцев.
Если рассматривать вместе [11]и [12],то Daimler Chrysler имеет в ликвидных денежных средствах как денежные средства, так и легко
|
реализуемые ценные бумаги, — €18749, что представляет собой экстраординарную сумму. В США и Великобритании не существует таких нефинансовых компаний, зарегистрированных на бирже, которые бы держали столь крупные суммы в денежных активах и легко реализуемых ценных бумагах. Это отражает сильно отличающиеся традиции и является нашим первым столкновением с существенными различиями между англо-американской и немецкой корпоративной политикой, к которым мы вернемся позже. Действительно ли обладание такими большими денежными средствами создает ценность? Это вопрос, который задается многими акционерами европейских компаний.
Следствием наличия крупной суммы в денежных средствах и легко реализуемых ценных бумаг является то, что в отчете о прибылях и убытках показывается значительная финансовая прибыль.