Краткосрочные активы

Теперь мы подходим ко второй категории активов, показанной в отче­тах DaimlerChrysler, ко краткосрочным, или оборотным, активам.


Краткосрочные активы — это такие активы и права, принадлежа­щие фирме, которые предполагается превратить в денежные средства в обозримом будущем, обычно в течение следующего финансового года. Несмотря на то что краткосрочные активы как категория по­стоянно присутствуют в балансе, элементы этой статьи постоянно находятся в обращении, т. е. превращаются в денежные средства идругие краткосрочные активы. Краткосрочные активы составляют значительную часть капитала DaimlerChrysler (55,4%), и поэтому эти­ми активами необходимо эффективно управлять, для того чтобы обес­печить получение адекватного процента прибыли.

Краткосрочные активы DaimlerChrysler включают следующее:

[7] Товарно-материальный запас 11796

[8] Дебиторская задолженность покупателей 7605

[9] Дебиторская задолженность по финансовым услугам 26468

[10] Прочая дебиторская задолженность 10775

[11] Ценные бумаги 12160

[12]Денежные средства и эквиваленты денежных средств 6589

[13] Краткосрочные активы €75393

[7] Товарно-материальный запас €11796

Товарно-материальный запас производителя автомобилей, такого как DaimlerChrysler, состоит из трёх основных категорий: сырья, которое будет использоваться в производственном процессе, незавершенного производства или частично законченной продукции и готовой продук­ции. Около 60% товарно-материального запаса DaimlerChrysler — это готовая продукция. Товарно-материальный запас переносится в баланс по себестоимости ивключает прямые затраты на производство изделий, имеющихся в наличии на конец года. Эти затраты включают затраты на материалы и затраты на оплату труда. Определение затрат на товарно-материальный запас оказывает существенное влияние на уровень при­были. Так как общие прямые затраты на производство за текущий год распределяются между себестоимостью проданных товаров (взимается с прибыли) и товарно-материальным запасом (учитывается в балансе), сумма, отнесенная к товарно-материальному запасу, представляет от­влечение затрат от отчета о прибылях и убытках для временного удер­жания на балансе. Это приводит к увеличению прибыли в текущем году, хотя на следующий год эти затраты пойдут в отчет о прибылях и убыт­ках, когда изделия, связанные с этими затратами, будут проданы. Таким


образом, длительная практика взвинчивания затрат на товарно-матери­альный запас приведет к завышению прибыли и базы активов.

На DaimlerChrysler используются два метода учета затрат на товар­но-материальный запас: так называемый «первым пришел — первым ушел» (метод ФИФО1), который предполагает, что запас, находящийся на складе изделий, является самым свежим; и «последним пришел — первым ушел» (метод ЛИФО2), который предполагает, что на складе остались самые старые из возможных изделий. Так как прямые затра­ты обычно повышаются, товарный запас, рассчитанный по методу ФИФО, обычно выше, чем запас, рассчитанный по методу ЛИФО. Это означает, что прибыли, полученные при использовании метода ФИФО, выше. Хотя применение этих двух методов по-разному влияет на при­быль и на величину товарного запаса в балансе, прямого влияния на движение денежных средств в ходе основной деятельности это не ока­зывает. Однако если эти два подхода допустимы для применения в це­лях налогового учета, прибыли, рассчитанные при применении метода ЛИФО, будут ниже, что приведет к более низкому налогу, подлежаще­му к уплате.

Если бы весь товарно-материальный запас DaimlerChrysler был оценен на базе ФИФО, величина товарно-материального запаса была бы выше на €549. Эта сумма не признается в балансе и представляет некий резерв метода ЛИФО, что является суммарным эффектом разницы в этих двух методах. Влияние на прибыль текущего года применения метода ЛИФО для учета затрат на некоторую часть запаса составило €2 млн.

[8] Дебиторская задолженность покупателей €7605

Следующая статья краткосрочных активов, которую мы находим в балансе, — это дебиторская задолженность покупателей. В финансо­вых отчетах продажа признается в момент поставки продукции. Та­ким образом, если автомобиль ушел со склада, это учитывается как продажа, даже если покупатель за него еще не заплатил. Следователь­но, на момент составления баланса любые суммы, еще не оплаченные, но уже включенные в продажи, показываются как дебиторская задол­женность покупателей.

Очевидно, что чем больше времени занимает получение причитаю­щихся денег от покупателей, тем дольше фирма не будет иметь этих денежных средств. Таким образом, дебиторская задолженность пред-

1 FIFO —first-in-first-out — английский вариант описания метода. — Прим. перев.

2 LIFO last-in-first-out — английский вариант описания метода.


ставляет еще один из главных видов поглощения капитала, которое не генерирует непосредственно возврат денежных средств.

В случае DaimlerChrysler сумма дебиторской задолженности покупате­лей представляет суммы, которые должны этой компании покупатели, в основном дистрибьюторы. Эта сумма показана за вычетом сомнитель­ных долгов.

Фактическая сумма, которую покупатели должны DaimlerChrysler, составляет €8462, но из нее вычли сумму поправки на сомнительные долги, которая равняется €857:

Суммарная дебиторская задолженность покупателей 8462

Минус: Поправка на сомнительные долги 857

Дебиторская задолженность покупателей €7605

10%-ная поправка, применяемая здесь, считается довольно консер­вативной по международным стандартам. Но это вопрос стратегии руководства, и на него оказывает влияние прошлый опыт по возврату дебиторской задолженности. Нетто-цифры, показанные в балансе, от­ражают те суммы, которые руководители предполагают получить.

Обратите внимание, что дебиторская задолженность покупателей учитывается по цене продажи и, следовательно, включает прибыль по проданным товарам.

[9] Дебиторская задолженность по

финансовым услугам €26 468

Дебиторская задолженность по финансовым услугам отличается от дебиторской задолженности покупателей тем, что финансовые услуги DaimlerChrysler предоставляют конкретные финансовые соглашения с розничным покупателем, в то время как дебиторская задолженность покупателей взимается согласно счету-фактуре. Финансовые соглаше­ния бывают двух видов: продажа в рассрочку и финансовый лизинг. Эти два вида контрактов имеют различные юридические и налоговые условия, но экономически они сводятся к тому, что заказчик оплачи­вает машину в несколько приемов и, поскольку это фактически озна­чает заимствование средств у компании, взимается плата за финансо­вые услуги.

DaimlerChrysler поднимет продажи по цене продаж за наличные и отразит эти суммы на «Дебиторской задолженности по финансовым услугам». Когда платежи в рассрочку или лизинговые платежи будут получены в денежных средствах, они будут поделены на элемент ка­питала и финансовый элемент (процент). Первый пойдет на погашение


дебиторской задолженности, а последний будет показан как доход от финансовых услуг.

При дальнейшем раскрытии в годовом отчете становится ясно, что €14733 из этой дебиторской задолженности подлежат оплате после окончания более чем одного года.

[10] Прочая дебиторская задолженность €10775

Прочая дебиторская задолженность представляет суммы, которые должны данной группе не покупатели и не в результате финансовых услуг. Эта сумма включает суммы задолженностей аффилированных и родственных компаний, которые не включаются в консолидирован­ный отчет. Эта статья также включает краткосрочные чистые торго­вые инвестиции. Показанная сумма дана за вычетом поправки по без­надежным долгам в 10%.

[11] Ценные бумаги €12160

Эта статья представляет собой легко реализуемые ценные бумаги, которыми владеет группа. Исключительно большая сумма излишних денежных средств была вложена в ликвидные активы, включая займы и капитальные инвестиции. Они вместе с денежными средствами в бан­ке представляют собой значительные средства защиты финансовой мощи. Они дают руководству существенную гибкость, однако подни­мают вопрос о способности руководства получить добавочную сто­имость, поскольку они просто реинвестируются на рынке капитала, откуда они и пришли. Это важные моменты для создания стоимости и корпоративной политики, к которым мы обратимся в этой книге поз­же. Эти вложения обычно показываются по меньшей из двух стоимо­стей: рыночной стоимости и себестоимости. Однако если эти ценные бумаги предназначены для продажи, они учитываются по рыночной стоимости, даже если она выше себестоимости. Нереализованная при­быль от таких переоценок не признается в прибыли, а хранится на спе­циальном резерве прибыли (см. раздел 1.4.1).

[12] Денежные средства и эквиваленты

денежных средств €6589

Денежные средства, как можно предполагать, это банкноты и моне­ты в кассе, а также вклады в банке. Денежными эквивалентами счита­ются инструменты денежного рынка, такие как депозиты со сроком платежа менее трех месяцев.

Если рассматривать вместе [11]и [12],то Daimler Chrysler имеет в ликвидных денежных средствах как денежные средства, так и легко


реализуемые ценные бумаги, — €18749, что представляет собой экст­раординарную сумму. В США и Великобритании не существует таких нефинансовых компаний, зарегистрированных на бирже, которые бы держали столь крупные суммы в денежных активах и легко реализуе­мых ценных бумагах. Это отражает сильно отличающиеся традиции и является нашим первым столкновением с существенными различия­ми между англо-американской и немецкой корпоративной политикой, к которым мы вернемся позже. Действительно ли обладание такими большими денежными средствами создает ценность? Это вопрос, ко­торый задается многими акционерами европейских компаний.

Следствием наличия крупной суммы в денежных средствах и легко реализуемых ценных бумаг является то, что в отчете о прибылях и убытках показывается значительная финансовая прибыль.