Список задач 2

Г. Приучить школьников к добросовестному выполнению учебных заданий и общественных поручений.

Д. Организовать в классе ежедневную взаимопроверку домашних заданий до уроков.

Е. Фиксировать факты выполнения домашних заданий в наглядной, ясной и необидной для детей форме.

Задания:

1) Выделите в каждом списке задачу, из которой бы вытекали две других (выделите курсивом соответствующую задачу).

2) Какая задача из списка 2 может одновременно быть включена и в список 1? (Напишите букву, соответствующую этой задаче.) ________________

3) Проставляя соответствующие буквы, отнесите задачи из обоих списков к одной из групп:

- стратегические задачи _____________________ ;

- тактические задачи ________________________ ;

- оперативные задачи _______________________ . 4. Определите технологии обучения, описанные в предлагаемых фрагментах:

1. Данная технология получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Он предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем. В нашей стране наибольший вклад в разработку данной технологии внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др. Сегодня под данной технологией понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Методические приемы:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

________________________________________________________________________________

2. Данная технология берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. В начале 30-х годов XX в. он выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В. Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику. Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Содержание основных понятий учебного предмета строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в научно-теоретическое понятие, которое служит для учащихся ориентиром для всего процесса изучения данного понятия; обеспечивается понимание вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития. Например, понятие “плод” может быть содержатель-ным, если абстрагировать его до всеобщих процессов развития, изменения (порождение, результат процесса развития).

________________________________________________________________________________

3. Академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике.

Целевые ориентации:

• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

• Облагораживание души и сердца ребенка.

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

• Идеал воспитания - самовоспитание.

Реализует концепцию гуманной педагогики и положения личностного подхода. Рассматривает ребенка как высшее творение Природы и Космоса, наделенное их чертами – могуществом и безграничностью; признает, что каждый ребенок несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. Содержание образования ориентировано на развитие таких способностей, как лингвистическое чутье, математическое воображение, осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание), постижение прекрасного, искусство общения, осмысление высоких духовных ценностей. В начальной школе – безотметочное обучение, при котором балльная цифровая отметка заменяется оценкой – как внешней (качественной, содержательной, парциальной), так и внутренней (рефлекторной).

_____________________________________________________________________________

4. Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств

Целевые ориентации:

• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

• Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Группирование детей в классы (и специальные образовательные учреждения) по уровню умственного развития, когда обучение каждого происходит на уровне его возможностей и способностей. Исключается неоправданное «усреднение» детей, сильные учащиеся быстрее и глубже продвигаются в образовании, утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.

_____________________________________________________________________________

5. Блок самоконтроля:

1. Педагогическая технология – это:

1. система функционирования всех компонентов педагогического процесса

2. точное инструментальное управление образовательным процессом и гарантированный успех в достижении поставленных педагогических целей

3. организация хода учебного занятия в соответствие с учебными целями

4. нет правильного ответа

2. Значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий внесен:

1. Беспалько В.П.

2. Пидкасистым И.П.

3. Сластениным В.А.

4. нет правильного ответа

3. Единицей педагогического процесса является:

1. педагогическая ситуация

2. педагогическая задача

3. учащийся

4. нет правильного ответа

4. Последовательно расположите этапы решения педагогических задач:

1. прогностический этап

2. аналитический этап

3. рефлексивный этап

4. процессуальный этап

1) 1,2,4,3

2) 2,1,3,4

3) 1,4,2,3

4) 2,1,4,3

Какие педагогические задачи вытекают из общей цели образования, формируются в виде представлений о базовой культуре человека, задаются извне, отражая объективные потребности общества?

1. тактические

2. оперативные

3. стратегические

4. дидактические

6. В процессуальный этап технологии деловой игры входит:

1. формулировка общей цели

2. подробный анализ деловой игры

3. проведение игры в соответствии с разработанной моделью

4. нет правильного ответа

7. Текущие, ближайшие задачи, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности – это:

1. тактические задачи

2. оперативные задачи

3. стратегические задачи

4. нет правильного ответа