Дидактика определяет следующие основные пути познания в учебном процессе.

1. Переход учащихся от незнания к знанию через непосредственное восприятие фактов. Этот путь познания дал обоснование и содействовал развитию дидактического принципа наглядности.

2. Переход учащихся от незнания к знанию через изображение объектов. Традиционные средства (географические карты, атласы, иллюстрации в учебнике)

Аудиовизуальные средства дают представление об объекте в движении, в развитии и становлении, дают представление о процессе.

Аудиовизуальные средства могут сообщать учебную информацию через систему изображений-образов, что обеспечивает усиленное эмоциональное воздействие на учащихся, открывает дополнительные варианты пополнения знаний и расширяет возможности воспитательного воздействия самого познавательного акта.

3. Переход учащихся от незнания к знанию через учебно-практическую деятельность. При реализации этого пути аудиовизуальные средства обучения применимы в качестве материалов и наглядного источника объяснений явлений, происходящих в объектах учебно-практической деятельности.

4. Переход учащихся от незнания к знанию через речевую деятельность учителя и учащихся. Учитель, рассказывая что-либо учащимся, часто нуждается в опоре на конкретно-условные образы.

Главная особенность аудиовизуальных средств – выраженная направленность на активизацию учебной деятельности учащихся.

Аудиовизуальные средства, говорят с обучаемым на языке образов, помогают раскрыть суть явлений и установить новые связи знакомых объектов, создают возможность видеть новое в уже сложившихся знаниях.

Аудио-, видео- и компьютерные учебные пособий развивают у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как в различных формах наглядности можно дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается вербальными методами, не подкрепленным визуальным рядом.

Использование аудиовизуальных технологий в учебном процессе обеспечивает возможность:

- дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

- повысить роль наглядности в учебном процессе;

- удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

- освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.;

- наладить эффективную обратную связь;

- организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

Аудиовизуальные технологии обучения разрабатываются с учетом классических дидактических принципов. Технология компьютерного обучения исследовалась в 2 направлениях: визуализации учебного содержания и алгоритмизации учебной деятельности.

Информационная технология обучения является методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер – как средство обучения. Компьютер является беспрецедентным в истории педагогики средством обучения, потому что объединяет в себе как средство (инструмент обучения), так и субъект (учителя).

Научность определяет содержание, требует включения в него традиционных научных знаний, фундаментальных положений современной науки и вопросов перспектив ее развития.

Системный подход к изложению учебного материала является как основой для разработки содержания компьютерной обучающей программы, так и одним из методов современного научного познания.

Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие различных путей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений и задач, контролирует мотивацию обучаемого.

Доступность при компьютерном обучении играет роль фильтра содержания процесса обучения. Также доступность обеспечивает достижение цели обучения учащимися с различной начальной подготовкой.

Наглядность в компьютерном обучении позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов.