Боевое дежурство организуется командиром воинской части. Он отвечает за выполнение задач дежурными силами и средствами.

Состав дежурных сил и средств, степени их боевой готовности, продолжительность, порядок несения боевого дежурства, подготовки личного состава, вооружения и военной техники к заступлению на боевое дежурство (боевую службу) и их смены определяются приказом командира воинской части в соответствии с требованиями настоящего Устава, приказов и директив Министра обороны, председателя Комитета начальников штабов Министерства обороны и командующих видами Вооруженных Сил, родами войск и региональных командовании Республики Казахстан.

На боевое дежурство (боевую службу) запрещается назначать военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу соответствующей подготовки в установленном объеме, совершивших проступки, по которым ведется расследование и больных.

Подготовка личного состава к несению боевого дежурства проводится на основании плана, утвержденного командиром воинской части, в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на боевое дежурство.

Вооружение и техника к боевому дежурству (боевой службе) готовятся заблаговременно.

Все мероприятия по подготовке дежурных сил и средств завершаются проверкой их готовности к несению боевого дежурства. Командир воинской части отдает боевой приказ о заступлении на боевое дежурство.

Порядок заступления на боевое дежурство (боевую службу) определяется приказами соответствующих командующих видами Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Командир дежурных сил и средств (оперативный дежурный, начальник смены, расчета, дежурный командного пункта) обязан детально знать обстановку, действовать смело и решительно, брать на себя ответственность за принятые решения и обеспечить выполнение боевой задачи.

Командиру дежурных сил и средств (оперативному дежурному, начальнику смены, расчета, дежурному командного пункта) запрещается отдавать личному составу приказы, которые отвлекают его от выполнения обязанностей по несению боевого дежурства и могут привести к срыву выполнения боевой задачи.

Личному составу дежурной смены (расчета) при несении боевого дежурства запрещается:

—передавать кому бы то ни было, хотя бы и временно, исполнение обязанностей по несению боевого дежурства без разрешения командира дежурных сил и средств (оперативного дежурного, начальника смены, расчета, дежурного командного пункта);

—отвлекаться, заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей по несению боевого дежурства;

—самовольно оставлять боевой пост или другое место несения боевого дежурства;

—проводить работы на вооружении и военной технике, снижающие установленную их готовность.

Периодичность проверки боевого дежурства (боевой службы) должностными лицами определяется председателем Комитета начальников штабов Министерства обороны, командующих видами Вооруженных Сил, родами войск и региональных командовании Республики Казахстан.

После смены с боевого дежурства производится разбор несения службы личным составом, ее состояние отмечается в приказе командира воинской части.

Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Республики Казахстан, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Караульная служба, так же как и боевое дежурство является выполнением боевой задачи, необходимым условием повышения боевой готовности войск.

Второй вопрос.Виды воспитания. Воспитание верности боевым традициям Вооруженных Сил, рода войск, части и подразделения.

 

Воспитание личного состава должно быть комплексным, и строится по следующим направлениям:

-государственно-патриотическое,

-воинское,

-нравственное,

-правовое,

-международное сотрудничество,

-экономическое,

-эстетическое,

-физическое,

-экологическое и т.д.

Государственно-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота Казахстана и способны выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:

-разрешение противоречий процесса формирования гражданина -патриота с учетом условий современного периода казахстанской государственности;

-совершенствование воспитания в духе дружбы народов РК;

-воспитания военнослужащих на героических традициях народа Казахстана и ВС;

-творческое использование воспитательного потенциала религиозных различных конфессии и другие.

Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества. Осуществляется в процессе всей воинской деятельности и направляется на воспитание морально- психологических качеств, необходимых для .выполнения воинского долга.

Основными путями воинского воспитания является:

-осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;

-соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);

-обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;

-моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

-обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;

-использование сложившихся в ВС системы воинских ритуалов и другие.

Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них нравственных черт и качеств (честность, совестливость, достоинства, честь и т.д.), о вооружении военнослужащих нравственными, эстетическим и экологическим знаниями, взглядами, идеалами, приобщения к мировой и национальной культуре.

Основными путями нравственного воспитания являются:

-вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальнойзначимости их ратной службы;

-стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;

-обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;

-целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;

-применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые побуждают нравственные чувства и ответственность;

-анализ и учёт общественного мнения, социально психологического климата индивидуальных особенностей воинов и др.

Правовое воспитание - это целеустремлённое, систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формировании у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привитие им навыков практического использования правовых знаний и повседневной жизни и деятельности.

Основным содержанием которого является:

-формирование у военнослужащих верности военной присяги, понимания необходимости строгого соблюдения законов РК и их разъяснение;

-доведение военной политики государства, общественно-политической ситуации в РК, странах СНГ, военно-политической обстановки в мире;

-информирование о деятельности правительства РК, местных органов власти.

Целью правового воспитания является формирование личности воина, глубоко осознающего государственную принадлежность и назначение ВС в деле обеспечения безопасности государства, своего места и гражданской позиции, ясное понимание правовой основыгосударства, уважение к его законам и неукоснительное их соблюдение.

Международное сотрудничество. Оно заключается в организации взаимодействия со структурными подразделениями и ведомствами других государств и строится на основе программы международного права, в том числе международного гуманитарного права.

Его целью является формирование у военнослужащего ценности и взаимопонимания международного сотрудничества, которое играет важную роль постоянного гаранта безопасности РК.

Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослужащих ( на развитие чувства прекрасного, возвышенного, благородного и т.д.).

Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливания, формированию волевых, боевых и психологических качеств.

Экологическое воспитание призвано формировать у военнослужащих экологическое мышление, необходимые экономические, юридические, нравственные, эстетические взгляды на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.

Воспитание казахстанского патриотизма – главная задача патриотического воспитания.

Патриотическое воспитаниепошло на убыль после развала бывшего СССР, после ликвидации до призывной подготовки в средних учебных заведениях и подготовки офицеров запаса в ряде вузов.

На патриотическом воспитании серьезно отразились беззастенчивая фальсификация исторического прошлого казахстанского народа, принижение нашей Победы в Великой Отечественной войне и роли ветеранов, пренебрежения к ним привели и серьезным противоречиям поколений.

Патриотическое воспитание потеряло своих сторонников и организаторов в связи с ликвидацией комсомольского, пионерского и октябрятского движений со снижением воспитательных функции школы.

Есть ли необходимость в активизации воспитания Казахстанского патриотизма? Безусловно! Для этого имеется ряд веских причин:

-патриотическое воспитание способствует консолидации нашего общества и социальной активности масс, формированию гражданского долга перед Отечеством;

- патриотическое воспитание формирует у граждан специально значимые мотивы возрождения экономического и оборонного потенциала Республики Казахстан;

-патриотическое воспитание активно способствует укреплению единства армии и народа, разъяснению военной политики Республики, формированию у молодежи ответственного отношения к военной службе, вооружению ее основам военного дела;

-патриотизм – действенное средство возрождения и приумножения трудовых и боевых традиций народа, формирования личной ответственности за судьбу Родины.

Необходимо внести ясность в духовную сферу жизни общества разрабатывать жизненные идеалы, которые были бы понятны народу, приняты им, имели общественную и нравственную ценность.

В воспитании патриотических качеств у воинов велико значение идеала, который в педагогике и психологии определяется, как высшая цель личных устремлений. Это представляемый образ, которому человек следует в жизни.

Социально значимый идеал отвечает одновременно интересам общества и коллектива. Он является сильным побудителем действий и поступков. Идеалам может быть норма поведения (мужество, выносливость, правдивость) человек литературного героя, идея, поступков.

В Вооруженных Силах правовое воспитание играет важную роль. Вся жизнь, быт и деятельность личного состава детально регулируются законами, воинскими уставами и другими правовыми актами. Основные задачи право-воспитательной работы, ее содержание, формы и методы определяются требованиями Президента Республики Казахстан, изложенными в Постановлении "О мерах по организации правового всеобуча в Республики Казахстан", законах Республики Казахстан по вопросам военного строительства, приказах и распоряжениях Министра обороны Республики Казахстан.

А какие же стоят перед офицерами задачи правового воспитания?

Задачи правового воспитания заключаются в следующем:

- вооружение каждого военнослужащего необходимым объемом правовых знаний;

- превращение правовых знаний в личные убеждения каждого военнослужащего;

- выработка у подчиненных внутренней потребности действовать в строгом соответствии с требованиями законов, военной присяги и воинских уставов.

Исходя из вышеизложенных задач, следует, что формирование правовой культуры военнослужащих происходит под влиянием разъяснения и изучения требований права и законности, усвоения содержания правовых норм, практики применения законов и воинских уставов.

Главным методом правового воспитания является убеждение – убеждение словом и делом.

При этом массовые мероприятия в обязательном порядке сочетаются с индивидуально- воспитательной работой.

Правовое воспитание и развитие правовой культуры проходит по следующим направлениям:

1. правовая пропаганда;

2. правовое обучение;

3.правовое самообразование.

Правовая пропаганда заключается в разъяснении требований Президента, Правительства Республики Казахстана и законов по вопросам военного строительства, воинских уставов и других нормативных актов. Посредством правовой пропаганды военнослужащим сообщаются сведения о законодательстве и практике его применения, раскрывается содержание и социальное значение конкретных правовых норм, дается представление о причинах различных правонарушений, условиях, способствующих их совершению, о мерах борьбы с преступностью и способах ее предупреждения.

Правовое обучение проводится со всеми категориями военнослужащих в соответствии с требованиями Положения об организации правового всеобуча военнослужащих и гражданского персонала в Вооруженных Силах Республики Казахстан, приказа Министра обороны № 123 от 30.06.95 г. «Об организации правового всеобуча и улучшении правовойработы в Вооруженных Силах Республики Казахстан».

Военное законодательство изучается по соответствующей тематике в системе государственно-правовой подготовки.

Правовое самообразование включает самостоятельное изучение каждым офицером законов, уставов и всех других нормативных актов.

В то же время правовое воспитание не ограничивается только знаниями.

Важным средством правового воспитания является правовая практика включающая:

- твердый уставной порядок, основанный на точном и неуклонном соблюдении каждым военнослужащим требований законности и воинской дисциплины. Систематическое, практическое выполнение конкретных норм законов и воинских уставов приучает личный состав всегда и во всем строго следовать действующим правовым предписаниям;

- личный пример офицера в соблюдении правопорядка и законности;

- дисциплинарную практику командиров, основанную на строгом соблюдении норм военного законодательства. Поощрение за образцовое выполнение обязанностей, предписанных уставами, не только стимулирует правомерное поведение военнослужащих, но и оказывает воспитательное значения на весь воинский коллектив.

В тоже время командир должен своевременно и правильно реагировать на нарушения воинской дисциплины и правопорядка, привлечение лиц, виновных в совершении проступков, к дисциплинарной ответственности, для этого проводятся следующие мероприятия:

- работа с письмами, жалобами и заявлениями военнослужащих и членов их семей. Правильное и своевременное реагирование на письма и жалобы укрепляет уверенность в незыблемости и справедливости законов и строгом их соблюдении;

- воспитательная роль воинского коллектива. В здоровом коллективе поддерживается атмосфера одобрительного отношения к правомерному поведению его членов и морального осуждения всякого рода правонарушений;

- предупредительная работа органов военной юстиции с личным составом частей и подразделений, которая способствует воспитанию личного состава Вооруженных Сил в духе точного и неуклонного соблюдения законов.

Нравственные, морально-боевые качества у воинов формируются в процессе всей армейской жизни.

В воспитании этих качеств у военнослужащих велика роль командира, которые помогают в итоге укреплению воинской дисциплины, успешному выполнению поставленной боевой задачи перед подразделением.

Воспитание и расцвет личности происходит в коллективе и через коллектив. Только в коллективе у человека формируются высокие нравственные качества, мировоззрения, чувство войскового товарищества.

Коллектив является самым искусным и талантливым воспитателем. Средства, приемы и методы формирования и сплочения воинского коллектива чрезвычайно разнообразны, однако все они тесно связаны между собой, друг друга дополняют, их нельзя рассматривать изолированно.

Важным средством нравственного воспитания у воинов является умелая организованная пропаганда трудовых и боевых традиций нашего народа, встреча с ветеранами войны, что вызывает у воинов стремление умножать славу героев, проявлять мужество и инициативу в ходе мирной учебы, быть в постоянной готовности к ведению боевых действий.

Вывод по второму вопросу:

Таким образом все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что вопросы формирования здорового морального климата в воинском коллективе актуальны. Правильное решение этой задачи предполагает решение целого ряда взаимосвязанных, организационных психолого-педагогических, идейно-воспитательных и методических мер соблюдения целого ряда необходимых условий.

В создании здоровой моральной атмосферы решающая роль принадлежит офицерам подразделений. Их нравственные, военно-психологические знания поведения и деятельности, стиль и методы работы с подчиненными, умения управлять нравственным поведением воинов и нравственными отношениями в воинских коллективах - определяющий фактор и - решающее условие в формировании здоровой моральной атмосферы в воинском коллективе. Немалое значение имеет и совершенствование военно-этической подготовки в части и руководство военно-этическим самовоспитанием офицеров.

 

Методическую разработку разработал

преподаватель майор запаса Шайкенов С.