Мультфильмы студии «Куйбышевтелефильм»

 

«Приключения Ивашки» (1973), «Волшебный мешочек» (1975), «Заяц, Скрип и скрипка» (1976), «Раздобыл заяц магнитофон» (1976), «Утренняя песенка» (1976), «Беда» (1978), «Лесные сказки. Фильм 1» (1978), «Солнечный зайчик» (1978), «Семь братьев» (1980), «Странный зверь» (1980), «В тусклом царстве, в сером государстве» (1981), «Лень» (1981), «Почему заяц прячется» (1982), «Сверчок» (1982), «Добрый лес» (1983), «Пугали зайцы зайчонка» (1983), «Лосёнок» (1984), «Понарошку» (1984), «Петушишка» (1985), «Про зайку Ой и зайку Ай» (1985), «Снегурята» (1986), «Филя» (1986), «Кувшинка» (1987), «Лесные сказки. Фильм 2» (1987), «Чудеса в гусляре. Копилка» (1989), «Яблоня» (1989), «Свободный тиран» (1990), «Спутник икры» (1990).

 

В 1970-80 гг. в Самаре снимали мультфильмы, которые смотрели не только дети всего Советского Союза, но и в братских соцстранах. О самарских (тогда - куйбышевских) мультипликаторах писали в газетах и журналах. 15 из 28 куйбышевских мультфильмов были сняты по сказкам знаменитых самарских писателей - братьев Бондаренко. В самые лучшие для мультипликации времена в Куйбышеве один фильм снимали пять-шесть человек, а в худшие - один-единственный художник-мультипликатор Виктор Спичек (1946-2006). Работал Виктор Александрович в Куйбышевском комитете по телевидению и радиовещанию. Работу художника-шрифтовика совмещал с обязанностями художника-постановщика учебных фильмов. В 1977 году Спичек попал в мультипликационную группу кинорежиссёра Александра Полушкина. Создание забавных героев для детей стало делом его жизни. Он сам писал стихи, рисовал эскизы, был и художником, и режиссёром. Все его персонажи обладали выразительной, запоминающейся внешностью, которую он зачастую срисовывал с друзей и знакомых. Старшее поколение телезрителей, конечно же, помнит доброго медвежонка Ивашку, Зайца, Лосёнка и Сверчка, сказочные персонажи Лень и Скрипа. Герои, созданные Спичеком, выставлялись в самарском музее им. Алабина уже после его смерти.

 

Современным детям, выросшим на компьютерных играх и «Ночных дозорах», сложно понять, как долго раньше создавался кукольный мультфильм. В павильоне объемной мультипликации декорации и кукол прикрепляли металлическими скрепками к пенопластовой основе и вели покадровую съемку. Куйбышевские мультфильмы снимались на цветную отечественную кинопленку. Обработка, проявка, печать копий осуществлялись в Москве на киностудии «Союзмультфильм». Спичек рисовал только эскизы, а самих кукол делали москвичи и потом продавали нашим мультипликаторам по 150 рублей за штуку. Каждое движение человечка или зверька - это 5-6 отснятых кадров. Позднее к мультпроизводству подключились местные композиторы и актёры кукольного театра.

 

В разгар перестройки Спичек снял несколько мультфильмов по мотивам рассказов Кира Булычева с антигероями - бюрократами, черствыми, бездушными личностями. Позднее, когда даже «Союзмультфильм» был на грани закрытия, о Спичеке, тогда уже в одиночестве снимающем в Самаре мультики, забыли. Ему пришлось уйти работать художником-оформителем в театр драмы.

2007 – «Гаражные истории»

Режиссёр – Дмитрий Лещенко

Авторы сценария – Дмитрий Лещенко

Производство: киностудия «Полная Луна»

 

В ролях: Алексей Абкин, Сергей Беляков, Наталья Борзакова, Виктор Борисенков, Надежда Бочкарева, Илья Брянцев, Алексей Воленко, Анатолий Воленко, Георгий Герасимов, Сергей Евтеев, Алексей Задохини др.

 

Сюжет: главные герои - трое мужчин. Эти простые самарцы решили найти золото белочехов: по легенде, оно запрятано где-то на территории современной Самары. Но из-за того, что троица вторглась в мир слухов и баек, её жизнь тоже начинает превращаться в фантастику. Места, знакомые каждому жителю Самары, обретают новые загадочные формы.

 

Фильм (5 серий) снят по мотивам самарских городских легенд, рассказываемых шепотом в 80-е годы XX века. Жанр фильма – фантастика, мистика.

Первая серия «Гаражных историй» имела неплохую фестивальную судьбу - номинировалась на «Золотой пальмовый секатор».

2008 – «Чёрт»

Режиссёр – Дмитрий Лещенко

Авторы сценария – Дмитрий Лещенко,

Ольга Борисенкова

Производство: киностудия «Полная Луна»

В ролях заняты: Сергей Беляков, Наталья Борзакова, Алексей Задохин, Алексей Воленко, Эдуард Задохин, Анастасия Колдаева, Андрей Макаров, Дмитрий Лещенко, Сергей Плотников, Виктор Абрамов, Алексей, Ольга Борисенкова, Дмитрий Абрамов, Алексей Абкин.

«Чёрт» - шестисерийный фильм ужасов. Кино на сто процентов самарское: съемочная группа, сценарий, антураж - всё местное. Основой для сценария фильма послужили местные легенды Самарской области. Снимали кино по всей губернии: на безлюдных берегах Волги, в реликтовые лесах под Малой Малышевкой в верховьях реки Самара, в заброшенной деревне Александровка в Безенчукском районе, в Курумоче, Новокуйбышевске, Сокских каменоломнях, в оврагах близ деревни Журавли. Режиссёр – коренной самарец. В своих работах выступает ещё как оператор, актёр и сценарист. На его счету короткометражные фильмы «Карабас Барабас - молодые годы» (2001), «Лоботомия» (2002), мистическая комедия «Выведение из запоя» (2002), двухсерийный фильм «Ложный путь» (2004), пятисерийный сериал «Гаражные истории» (2007).

Сюжет - в лучших традициях жанра. В самарской глуши бесследно исчезает экспедиция геологов. На их место прибывает бригада из 13-ти человек. И начинается чертовщина. В лесу геологи натыкаются на жуткие изуродованные тела, после ночной пирушки у них чернеют лица, потом на бригаду открывают охоту зомби. Почему геологи не уносят из этого жуткого места ноги? Одних держат деньги, других дармовая выпивка, всех вместе – грехи из прошлого.

Режиссер «Чёрта» - Дмитрий Лещенко, участник фестиваля спонтанного кино «Белый квадрат» и один из авторов телесериала «Гаражные истории». Саунд-трек к фильму написал известный московский композитор Дмитрий Ефимов. Чтобы реализовать достоверно атмосферу экспедиции в картине кроме профессиональных актеров снялись настоящие геологи и нефтяники.

Фильм снимали 4 года, начали в мае 2007 года. В картине было задействовано более 60-ти человек. За четыре года съемок было потрачено 600 тысяч рублей. Самой затратной строкой расходов стали спецэффекты, которые реализовала киностудия из Уфы. Премьера фильма прошла в самарском киноцентре «Киномечта», но в широкий прокат фильм не вышел. Создатели планировали предложить его одному из телеканалов, а затем выпустить на DVD.

2009 – «Чудо»

Режиссёр -Александр Прошкин

Автор сценария: Юрий Арабов

Производство: студия «Амкарт»

 

В ролях: Мария Бурова (Татьяна Скрыпникова), Сергей Маковецкий (уполномоченный по делам религии Кондрашов), Константин Хабенский (журналист Николай Артемьев), Полина Кутепова (жена Николая Артемьева Наташа), Александр Потапов (Никита Сергеевич Хрущёв), Виктор Шамиров (священник отец Андрей).

 

В 2009 г. один из лучших отечественных кинорежиссёров Александр Прошкин снял картину «Чудо». Она воспроизводит реальные события, произошедшие в Самаре в 1956 году и известные каждому самарцу как «стояние Зои».

 

Произошло это событие в новогоднюю ночь 31 декабря 1955 года в доме 84 по улице Чкалова. Утверждается, что в доме жила обычная женщина Клавдия Болонкина и её сын Николай. Во время празднования девушка Николая - Зоя Карнаухова, не дождавшись своего кавалера, сняла со стены икону Николая Чудотворца и со словами ««Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!», пустилась с ней в пляс. Друзьям, пытавшимся её остановить, Зоя сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!». Во время танца она окаменела и неподвижно простояла 128 дней до Пасхи, повергнув в смятение современников. Спустя это время она вернулась в своё обычное состояние. Дальнейшая судьба её неизвестна.

Действие «Чуда» перенесено из Самары в Гречанск (съемки происходили в Туле), Зою переименовали в Таню (М. Бурова). Завязка сюжета осталась примерно та же. Жители провинциального городка напуганы необычайным событием, которое обрастает слухами и домыслами, и становится объектом тщательного расследования на самом высоком уровне. В Гречанск приезжает репортёр областной газеты «Волжская правда» (К. Хабенский), чтобы разобраться в ситуации и пытается объяснить «стояние» девушки с материалистических позиций. Далее в город прибывает сам глава государства Н.С. Хрущёв.

После «оживления» характер Тани сильно меняется, девушка становится способной на чудо исцеления. Её отправляют на обследование в больницу, затем в тюрьму. В конце концов, Таня оказывается в психиатрической клинике.

 

Фильм был представлен в конкурсной программе 31-го Московского международного кинофестиваля. Режиссёр Александр Прошкин получил за фильм специальный приз жюри «Серебряный Георгий».