Содержание проведения коллективной (групповой) беседы.

Проведение беседы, её ход, решение поставленных в ней целей и задач зависят от многих факторов, к которым можно отнести: условия службы и быта подразделения, решаемые им учебно-боевые задачи и место, время проведения беседы, состояние погоды и время года. Однако определяющим фактором достижения успеха в беседе является все же субъективный фактор, то есть личностные качества и характеристики, опыт и методическое мастерство руководителя беседы.

 

Методика проведения групповых, коллективных бесед во многом схожа с методикой индивидуальных бесед. Однако единой, готовой на все случаи жизни методики проведения групповой беседы не существует, к общим же рекомендациям можно отнести следующие:

Во-первых, в самом начале беседы нужно создать дружественную, товарищескую обстановку и сохранять её до окончания мероприятия.

Это позволит обеспечить максимально тесный контакт между воинским коллективом и проводящим беседу. Однако необходимо помнить, что дружественная обстановка предполагает и деловитость разговора, когда недопустимы неконкретность обсуждения и пустая трата времени.

 

Во-вторых, проводящий беседу должен держать себя просто и максимально свободно.

Нет необходимости в принятии неестественных поз, стоять по стойке "смирно", сидеть на одном месте за столом или стоять за трибуной. Вместе с тем не рекомендуется вальяжность и развязность в манере поведения.

 

В-третьих, главное в беседе - устная речь, язык и голос, проводящего беседу.

Поэтому важно исключить монотонность при изложении информации в проведении разговора. Недопустимы употребления слов-паразитов типа: "Э-э", "Так сказать" и т. п.

Необходимо четко излагать свои мысли, ясно выговаривать слова и фразы. Рекомендуется менять темп речи, интонацию голоса. Главное положение содержания беседы, важнейшую информацию необходимо излагать медленно, тем самым, акцентируя внимание слушателей. Громкость голоса должна соответствовать количеству слушателей, размерам и акустике помещения.

 

В-четвертых, оживить речь, сделать её интересной и доходчивой можно с помощью жестов, мимики и употреблением народного фольклора: пословиц, прибауток, поговорок. Можно и пошутить.

Однако нельзя этим злоупотреблять, так как беседа в этом случае может превратиться в фарс, потерять учебно-воспитательное значение.

 

В-пятых, в беседе необходимо использовать лексику, которая предельно ясна аудитории.

В противном случае беседа станет своеобразным бенефисом агитатора, пропагандиста, командира, демонстрацией его ораторского искусства и интеллекта. Недопустимо и упрощенство, поэтому научные термины, которые будут употреблять командир в ходе беседы, поясняются здесь же, в виде комментарии к изложенному. Для этого используются синонимы, которыми богат наш язык.

 

В-шестых, категорически не рекомендуются сплошное чтение текста беседы.

Написанный план или тезисы беседы используются в виде путеводной нити изложения разговора. Цитаты, выдержки из текстов, цифры и другой фактический материал можно зачитывать и по тексту, так как они требуют предельной точности.

В-седьмых, в целях активности слушателей, для пробуждения у них интереса к затрагиваемым темам беседы можно применить и элементы дискуссии, для создания эффекта у слушателей "соучастия и сопричастности" в происходящем.

В этих целях на каких-то важных моментах, по каким-то ключевым в теме вопросах можно задать слушателям вопросы, типа: " Каково ваше мнение?" " Что скажет по этому вопросу ...?", " Как вы считаете...?" и др.

Но такие приемы нужно использовать в разумных пределах, чтобы беседу не перевести в плоскость диспута.

Кроме того, необходимо руководителю:

а) соблюдать такт по отношению опрашиваемых воинов, так как не каждый из них способен высказаться по проблемам беседы, в этом случае командир использует следующие приемы:

- подбадривает воина словами: "Смелее, здесь все свои!",

- либо сам, отвечая на поставленный собой же вопрос, комментирует фразой типа:

"Правильно! Наши мнения совпадают", другими выражениями, которые помогут опрашиваемому воину выйти из положения.