Алгоритм лексического анализа слова
1. Определите лексическое значение слова (в контексте).
2. Опишите тип лексического значения слова: прямое / переносное (вид переноса значения: метафора, метонимия, синекдоха); свободное / несвободное; нейтральное / коннотативное; узуальное / окказиональное.
3. Определите, является слово однозначным или многозначным слово (для многозначного назовите несколько значений).
4. Подоберите к слову омоним, синоним, антоним (если это возможно).
5. Укажите происхождение слова (исконно русское; заимствованное: старославянское, иноязычное). Признаки и степень освоения заимствованного слова.
6. Определите, к активной или пассивной лексике относится слово (историзм, архаизм или неологизм).
7. Определите, является слово общеупотребительным или ограниченного употребления (диалектизм, термин, профессионализм, жаргонизм, арготизм).
8. Определите, является слово межстилевым или стилистически окрашенным (разговорное или книжное).
Образец выполнения задания
Утро было теплое и серое (Л. Толстой).
Серое – лексическое значение: ‘о погоде: пасмурный’ (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1984); переносное (метафора), коннотативное, узуальное; слово многозначное (‘цве́та, получающегося из смешения черного с белым, цвета пепла’: серое сукно; ‘посредственный, ничем не замечательный’: серое существование и др.); не имеет омонимов, синоним – пасмурное, антоним – ясное, солнечное; исконно русское; относится к активной лексике; общеупотребительное, межстилевое.
Случается, что поздней осенью вернётся лето и зацепит уходящую пору огненным хвостом (Троепольский).
Огненный – _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Сев в такси,
Спросила такса:
–За проезд
Какая такса? (Козловский).
Такса – _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Глаголом жечь сердца людей (Пушкин).
Глагол – ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Только затих народ в ауле, Жилин полез под стену, выбрался (Л. Толстой).
Аул – ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 13. Пользуясь фразеологическим словарем, определите значения фразеологизмов.
Давать леща – ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Сизифов труд – __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вавилонское столпотворение – _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Каинова печать – _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Золотой дождь – _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Метать бисер перед свиньями – ____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Фиговый листок – ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Рассыпаться мелким бесом – _______________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Халиф на час – ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Буриданов осёл – _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 14. Выпишите по одной словарной статье из указанных ниже типов словарей. Укажите полные выходные данные словарей, с которыми работали. В словарной статье из грамматического словаря расшифруйте пометы.