Алгоритм лексического анализа слова

1. Определите лексическое значение слова (в контексте).

2. Опишите тип лексического значения слова: прямое / переносное (вид переноса значения: метафора, метонимия, синекдоха); свободное / несвободное; нейтральное / коннотативное; узуальное / окказиональное.

3. Определите, является слово однозначным или многозначным слово (для многозначного назовите несколько значений).

4. Подоберите к слову омоним, синоним, антоним (если это возможно).

5. Укажите происхождение слова (исконно русское; заимствованное: старославянское, иноязычное). Признаки и степень освоения заимствованного слова.

6. Определите, к активной или пассивной лексике относится слово (историзм, архаизм или неологизм).

7. Определите, является слово общеупотребительным или ограниченного употребления (диалектизм, термин, профессионализм, жаргонизм, арготизм).

8. Определите, является слово межстилевым или стилистически окрашенным (разговорное или книжное).

 

Образец выполнения задания

Утро было теплое и серое (Л. Толстой).

Серое – лексическое значение: ‘о погоде: пасмурный’ (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1984); переносное (метафора), коннотативное, узуальное; слово многозначное (‘цве́та, получающегося из смешения черного с белым, цвета пепла’: серое сукно; ‘посредственный, ничем не замечательный’: серое существование и др.); не имеет омонимов, синоним – пасмурное, антоним – ясное, солнечное; исконно русское; относится к активной лексике; общеупотребительное, межстилевое.

 

Случается, что поздней осенью вернётся лето и зацепит уходящую пору огненным хвостом (Троепольский).

Огненный – _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Сев в такси,

Спросила такса:

–За проезд

Какая такса? (Козловский).

Такса – _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Глаголом жечь сердца людей (Пушкин).

Глагол – ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Только затих народ в ауле, Жилин полез под стену, выбрался (Л. Толстой).

Аул – ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

ЗАДАНИЕ 13. Пользуясь фразеологическим словарем, определите значения фразеологизмов.

 

Давать леща – ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Сизифов труд – __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Вавилонское столпотворение – _____________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Каинова печать – _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Золотой дождь – _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Метать бисер перед свиньями – ____________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Фиговый листок – ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Рассыпаться мелким бесом – _______________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Халиф на час – ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Буриданов осёл – _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

 

ЗАДАНИЕ 14. Выпишите по одной словарной статье из указанных ниже типов словарей. Укажите полные выходные данные словарей, с которыми работали. В словарной статье из грамматического словаря расшифруйте пометы.