Требования руководства страны и ее Вооруженных Сил к профессиональной подготовке личного состава. Поле – академия солдата.

Глубокие изменения, происшедшие в последние десятилетия в оснащенности войск, технической революцией в военном деле, в способах ведения боя, предъявляют к тактической подготовке все более высокие требования. Приказы Министра обороны РК обязывают всех командиров и начальников каждое занятие в поле, тактические учения, марши, стрельбы тщательно готовить и проводить поучительно, с высокой интенсивностью и напряжением, создавая на них обстановку, максимально приближенную к боевой. Большое внимание при этом уделяется всесторонней подготовке личного состава роты, батареи и им равных, более мелких подразделений, вплоть до отделения, экипажа, расчета.

Полевая выучка является важнейшей составной частью воинского воспитания и обучения, так как в ней аккумулируется всесторонняя обученность личного состава. Именно в поле, на тактико-строевых, тактико-специальных, командно-штабных, тактических занятиях и учениях, боевых стрельбах, вождении боевых машин в максимально сложной учебно-боевой обстановке формируются высокие морально-боевые и психологические качества. Что же понимается под полевой выучкой?

 

ПОЛЕВАЯ ВЫУЧКА – это система обучения, приемы и способы совершенствования боевого мастерства личного состава в полевых условиях, близких к боевой обстановке. Это уровень подготовки войск, отвечающих требованиям ведения современной войны.

Первоначальная основа полевой выучки войск закладывается в одиночной подготовке личного состава. Совершенствование боевого мастерства и полевой выучки достигается в ходе всего учебного процесса, особенно при боевом слаживании подразделений и частей.

Однако следует отметить, что “полевая выучка” и “боевая подготовка” не есть тождества, так как боевая подготовка более широкое понятие. Она включает в себя не только практические навыки и умения, но и теоретические знания военного дела, которые являются исходными для выработки этих навыков и умений у личного состава.

В то же время полевая выучка составляет основное содержание боевой подготовки, концентрирует в себе все элементы практической выучки войск и является ее главным критерием.

Уровень полевой выучки определяется не только временем, проведенным войсками под открытым небом и количеством занятий, а прежде всего качеством, умением руководителей создать сложный и поучительный тактический фон.

Исторический опыт учит, что недостаточная выучка личного состава в мирное время отрицательно сказывается на выполнении боевых задач по разгрому врага, особенно в начале войны. Но если в прошлом некоторые пробелы, упущения в подготовке войск в мирное время можно было, пусть большой ценой людских потерь устранить в ходе войны (как это было в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов), то в условиях же современной войны таких возможностей для дополнительного обучения войск действующей армии и планомерной подготовки вновь формируемых частей и соединений практически не будет. Или же они будут крайне ограниченными.

Отсюда вытекает настоятельная необходимость в постоянной высококачественной и всесторонней подготовке войск, способных в первые же часы, минуты, секунды войны приступить к решительным, активным действиям и успешно выполнять поставленные перед ними боевые задачи.

В современных условиях к полевой выучке предъявляются высокие требования.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛЕВОЙ ВЫУЧКЕ:

- учет характера, особенностей и черт современной войны.

Характер и особенности современной войны вызывают необходимость непрерывного совершенствования у личного состава навыков и умений вести активные высокоманевренные боевые действия по разгрому сильного и технически оснащенного противника в любой обстановке, днем и ночью; настойчивого повышения командирами, их заместителями, штабами своих знаний и практических навыков в управлении подразделениями, частями в современном бою и организации действенной воспитательной работы с личным составом в боевой обстановке.

- выработка у личного состава высоких морально – боевых и психологических качеств.

- учить тому, что необходимо на войне.

Это требование должно лежать в основе боевой подготовки – каждое полевое занятие и учение должно проводится качественно, эффективно в обстановке максимально приближенной к реальной боевой действительности, без упрощения и послаблений.

В полевых условиях основное внимание следует сосредоточить на четкой организации занятий по тактико-специальной, огневой, инженерной подготовке, защите войск от средств массового поражения, вождению. Таковы основные требования, предъявляемые к полевой выучке в современных условиях.

Требования к полевой выучке не являются постоянными и неизменными. Они могут изменяться вместе с изменениями средств вооруженной борьбы и способов ведения боевых действий.

Боевые действия в Афганистане и особенно в Чечне показали, что локальные военные столкновения, особенно боевые действия в городе потребовали внесения существенных корректировок в опыт войны 1941-1945 годов. В частности, в Чечне в полной мере применялась тактика действий мобильных групп составом в 5-7 человек (снайпер, пулеметчик, гранатометчик, 2-3 стрелка и водитель), широко использовались новые виды связи, труднопеленгируемые, последние образцы приборов ночного видения и приборов опознавания объектов в инфракрасном спектре излучения.

Успешное решение задач по полевой, тактической выучке подразделений и частей во многом зависит от уровня, качества и насколько умело организована воспитательная работа с личным составом.

И опыт и практика последних лет показывают, что наибольших успехов добиваются те подразделения и части где воспитательная работа ведется непрерывно целеустремленно и подчинена решению главной задачи ПОВЫШЕНИЮ БОЕГОТОВНОСТИ ВОЙСК, а вопросы морально-политической, психологической подготовки, совершенствование боевого мастерства и полевой выучки воинов находятся в центре внимания работы командиров, их заместителей по ВиСПР.

Интересы защиты суверенитета, территориальной целостности Республики Казахстан, поддержание на высоком уровне боевой готовности подразделений и частей требуют от командиров и их заместителей по ВиСПР большого внимания к воспитательной работе по вопросам полевой выучки личного состава.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОЛЕВОЙ ВЫУЧКЕ:

- глубокое разъяснений требований Президента Республики Казахстан, Министра обороны, командующих, видами ВС и родами войск к полевой выучке, содержанию и задач боевой подготовки и мобилизации личного состава на качественное и эффективное проведение каждого полевого занятия и учения;

- воспитания у личного состава идейной убежденности, высокой ответственности и сознательного отношения к исполнению воинского долга, исполнения своих служебных обязанностей;

- повышение военно-политических, методических и педагогических знаний офицеров, прапорщиков и сержантов, обучение их практике воспитательной работы с воинами в полевых условиях;

- обеспечения в жизнь принципа обучения войск “учить тому, что необходимо на войне”, рационального использования учебного времени, развития у воинов готовности стойко переносить все испытания и нагрузки современного боя, смело действовать в условиях применения современных средств вооруженной борьбы;

- обобщение и внедрения передового опыта лучших методистов-руководителей занятий, мастеров военного дела, отличников учебы, классных специалистов;

- борьба с послаблениями и упрощенчеством в учебе, с необъективностью оценки результатов;

- совершенствование учебно-материальной базы в полевых условиях.