МУСЙЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, см. 4 страница

помогут социальному прогрессу азерб. народа. В 1905—07 перешёл на позиции рев. социал-демократии. Мотивы просветительства характерны для мн. худож. произведений Н.: драмы «Невежество» (1894), «Надир-шах» (1899), ром. «Бахадур и Сона» (1896—1900).

В 1918 чл. СНК Бакинской коммуны, в 1919 комиссар по нар. образованию в Астраханской губ. С 1920 пред. Азревко-ма, затем пред. СНК Азерб. ССР. С 1922 пред. Союзного Совета ЗСФСР. Возглавил культурные преобразования в Азербайджане (реформа Бакинского ун-та, создание жен. пед. ин-та в Баку и др.). Один из инициаторов алфавитной реформы для тюркских языков народов СССР. Значит, внимание уделял подготовке учительских кадров. Пропагандировал теоретич. наследие Я. А. Комен-ского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского.

С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—2, М. — Л., 1926; Статьи и письма, [М., 1925].

Лит.: Ахмедов Г. М., Просветительная и пед. деятельность Н. Нариманова, СП, 1961, № 5; с г. о же, Видный деятель нар. образования Азербайджана, НО, 1971, № 4; Н. Нариманов (1870—1970). Библиографич. указатель, Баку, 1972 (на азерб. яз.).

Г. Ахмедов.

НАРКОМАНИЯ(от греч. närke — оцепенение и mania — безумие, неистовство), психоневрологич. расстройство, при к-ром жизнедеятельность организма поддерживается на удовлетворит, уровне при условии постоянного приёма нарко-тич. вещества. Ведёт к глубокому истощению физич. и психич. функций, деградации личности. Резкое прекращение длительного приёма относительно больших доз наркотика может приводить к нарушению мн. функций организма (аб-стиненции). Н. характеризуется влечением к употреблению того или иного вещества, вызывающего у наркомана привычное приятное ощущение (эйфорию). В случае длительного приёма наркотиков способность к эйфорич. ощущениям падает, и влечение определяется лишь потребностью в наркотике как необходимом условии относительно удовлетворительного физич. и психич. состояния. Пристрастие к к.-л. одному наркотич. веществу — мононаркомания — часто перерастает в полинаркоманию: по мере ослабления приятных ощущений наркоман в поисках эйфории начинает добавлять к привычному новые наркотич. средства.

К наркотикам относятся вещества разл. природы (растит, и синтетич.

происхождения) — продукты опийного мака (гл. обр. морфий), коки (кокаин), конопли (гашиш, анаша, марихуана и др.), лекарств, препараты (стимуляторы, снотворные и др.), галлюциногены. Самый распространённый вид Н. — болезненное пристрастие к приёму спир-тосодержащих веществ (алкоголизм). Весьма распространённый вид Н. — ток-сикомания, болезненное пристрастие к употреблению веществ, имеющих отравляющее действие. К последним относятся горючие, клеящие, лакокрасочные и др. материалы. Специфика токси-комании заключается в том, что приём названных веществ почти не вызывает физич. зависимости организма, тогда как психич. зависимость может оказаться очень сильной. Нек-рые специалисты относят к Н. также случаи пристрастия к приёму веществ, содержащихся в чае, кофе, табаке. Длительное регулярное употребление больших доз чая и кофе, а также курение табака формируют зависимость организма от содержащихся в них веществ (преодолеть эту зависимость во мн. случаях оказывается нелегко). Однако зависимость такого рода не оказывает катастрофич. влияния на психику и поведение. Поэтому признавая, напр., вред курения, относить это пристрастие к Н. не всегда оправданно.

Одно из осн. условий развития Н. — непонимание человеком опасности приёма наркотиков. У подростков и юношей Н. может возникать как результат неразумного любопытства и «экспериментирования». Н. характерна для молодого возраста. Опасность Н. возрастает при эмоциональной неустойчивости, у людей, психически незрелых, не принимающих социальные нормы. Н. может возникнуть как реакция протеста против власти взрослых, к-рую некоторые подростки и юноши склонны преувеличивать и воспринимать обострённо. Распространению Н. способствуют дурной пример и давление нездоровой микросоциальной среды, отсутствие положительных интеллектуальных и социальных установок.

Лечение Н. складывается из двух этапов. На первом необходимо провести дезинтоксикацию организма, освободить его от биохим. последствий приёма наркотиков; на втором — выработать отвращение к наркотикам, ликвидировать патологич. зависимость от них. Успеха можно достичь только в случае сознательного стремления больного к излечению. Для ликвидации Н. важны общая атмосфера в обществе, отсутствие возможности добывать наркотики, замещение искажённых потребностей социально-положительными интересами, ликвидация психол. предпосылок возникновения Н., строжайшее отношение к распространению наркотиков. Это может быть достигнуто только в единстве действий семьи, медиков, педагогов. Просветительная работа предусматривает откровенное освещение проблем Н. и её последствий.

Лит Габиани А А, Наркотизм вчера и сегодня, Тб, 1988, Буянов M И, Размышления о наркомании, M, 1990, G a 11-zio M, Maisto S A Determmants of substance abuse, № V — L, 1985

M И Буянов.

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА,совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар поэтич и худож творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, H n сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат традициях разных народов

Источниками изучения H n являются фольклор, этнографич и антропологич материалы, археологич находки, мемуарная лит-ра и др Нормативные требования H n преим извлекаются из устного нар творчества (т и фольклорная педагогика) Представленная в фольклорных текстах и обрядности, H n в совокупности составляет целостную воспитат систему

Одним из определяющих компонентов воспитания в H n выступает передача нек-рых традиций в процессе взаимодействия поколений С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактич принципы Особенно плодотворны идеи и опыт H n в дошк воспитании, как общественном, так и семейном

В нар сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой, в фольклорных текстах разл народов имеется много метафор, передающих конкретные пед представления «цветок», «отросток», «побег», «поросль», «семя» и т д Положения о возможности воспитания и непрерывности пед традиции реализовались гл обр через устное нар творчество Произведения фольклора, часто описывающие ист события, являлись не только носителями пед идей, но и своего рода дидактич материалом

В H n прослеживается логич стройность и системность Пед понятия народов четко определены питание, вскармливание, уход, пестование, наставление и др Традиц представления о ребенке как субъект воспитания реализовались в H n в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т ч к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших Достаточно полно представлены факторы воспитания природа, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, иск-во, религия, общение, игра, пример Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре Словесному воздействию придавался особый

(иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословение, заклинание, зарок, клятва, упрек, укор, уговор, запрет, брань, угроза, проклятие и др) В традиц педагогике всех народов последовательно проводится идея полного пед цикла (человек рождается внуком, умирает дедом) Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека (напр, «добрый молодец», «умница-красавица» у русских, «настоящий джигит» у горцев, «честно живущий человек» у чукчей) и в виде добродетелей (напр, «три добра — доброе слово, доброе намерение, доброе дело» у таджиков, «семь добродетелей» — согласие, ум, трудолюбие, покладистость, бережливость, честность, верность у чувашей) В этих идеалах просматривается традиц нар понимание пед функций развитие ума, воспитание честности, порядочности, благородства, человечности, трудолюбия и др Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу Они включают ум, красоту, нравств достоинства, физич силу (здоровье), выносливость В H n учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей Т и материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей мл возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т п) с физич упражнениями В нар традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисл состязаниями, театрализов представлениями, маскарадом

В истории H n можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитат функций Первым и главным лицом в традиц воспитании первоначально была мать На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности В рамках рода и племени семья являлась средоточием нар педагогики — идей, традиций, опыта В процессе формирования обществ образоват институтов H n прочно сохраняла свои позиции Введение массового обучения в гос образоват учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время, обусловливая взаимодействие H n с пед наукой, шк практикой, дало толчок к обогащению нар опыта воспитания новыми сведениями Однако переход воспитат функций в ведение гос-ва оказывал одновременно разрушительное воздействие на H n утрачивались нац -пед традиции, самобытные формы воспитания

H n представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов пед системы без изменения оригинального характера H n Развитие пед науки во многом определялось содержанием Н п, т к науч педагогика основывалась на сложившихся воспитат традициях, в пед практике отражался опыт нар воспитания В классич педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и нар пед традиций, пути проникновения идей Н и в культурное сознание рассмотрел Я А Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика» На традиции семейного воспитания опирался И Г Песта-лоцци («Лингард и Гертруда», «Как Гертруда воспитывает своих детей») Непосредственным развитием положений Н и являются принцип культуросо-образности воспитания, разработанный Ф А В Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая пед систему К Д Ушинского Своеобразное преломление опыт традиц воспитания получил в ведущих пед направлениях 20 в, в т ч в педагогической антропологии

В рос пед теории термин «Н и » впервые употребил (1864) Ушинский в метод руководстве для учащих по его книге «Родное слово» Подчеркивая воспитат значение рус сказок, педагог назвал их «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики» Идеи и традиции Н и нашли отражение в пед трудах Н Ф Бунакова, II Ф Каптерева, Д Д Семенова и др Удачный опыт соединения традиц воспитания с пед теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л Н Толстого и Симбирская чуваш учит школа И Я Яковлева

Во 2-й пол 20 в тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению мн традиц форм воспитания Н и находит отражение не только в устной традиции, но и в худож творчестве, науч -просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой пед культуры Одним из наиб плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н п, зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла пед культуры народа

Лит Ханбиков Я И, К изучению нар педагогики, «Доклады АПН РСФСР», 1961, №3, Егоров Д E Нар пед традиции в наследии Я А Коменского (на чуваш яз), в кн Ян Амос Коменский и современность, Чебоксары, 1970, ХадиковХ X, К вопросу о специфике нар воспитания, в кн Единство национального и интернационального в коммунистич воспитании, Орджоникидзе, 1971, Волков Г Н, Идея совершенного человека в народном воспитании, СП, 1971, № 10, Краевский В В, Соотношение педагогической науки и педагогической практики, M, 1977, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M 1978 Сусло

парова Л Д, Семейные традиции, M, 1979, ВасильцоваЗ П, Мудрые заповеди народной педагогики, M, 1983, С т с л —маховичМ И, Народная педагогика, К, 1985 (на укр яз); S t о] a n S, А 1 с х-s a n d г. u P, Pedagoie §1 Folclor Gmdirea pedagogicä a poporului, reflectata su deosebire in proverbe §1 zicäton, Buc, 1978 Г Н Волков

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, см.Система образования

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ,общедоступные просветительные учреждения, способствующие повышению культуры и проф. мастерства, независимо от образо-ват уровня и возраста. Часто включаются в систему образования взрослых. Первый Н. у. — «Высшая нар. школа» («Folke hoj skolen»), осн. в 1844 в Дании обществ, деятелем и педагогом Н. Ф. Грундтвигом. В 40—70-х гг. 19 в. такие уч. заведения под раз л. названиями возникли в скандинавских странах, Германии и Финляндии. Формальных прав выпускникам они не давали, уч. планы и программы официально органами образования не утверждались. Обучение осуществлялось в виде популярных лекций по общеобразоват. предметам в сочетании с практич. занятиями по агрономии, ветеринарии, кулинарии (для женщин) и т. п.

Другой тип Н. у. получил развитие в Англии, где в 1870 при Кембриджском ун-те был создан т. н. Открытый ун-т («University Extension»), в к-ром читали лекции и проводили занятия университетские профессора. В 1890 в США по инициативе Амер. об-ва для распространения университетского образования открылись Н. у. в Чикаго, Балтиморе и др. городах.

В России предшественниками Н. у стали созданные в 80—90-х гг. 19 в. разл. курсы для взрослых. Наиб, известность приобрели Пречистенские курсы в Москве (открыты в 1897 Моск. отделением Русского технического общества) — бесплатные вечерние общеобразоват. курсы для рабочих, на к-рых преподавали профессора Моск. ун-та И. М. Сеченов, А. Н. Реформатский, Н. В. Чехов, М. А Чехова, M H. Шатерников и др. Первоначально в составе курсов действовали 2 отделения — общее (для неграмотных и малограмотных) и специальное (для окончивших школу или получивших подготовку в ее объеме). С 1908 курсы делились на 3 школы: низшая (общее нач. образование), средняя (предметы общеобразоват. школы в неполном объеме) и высшая (по типу Н. у.). Были и нелегальные кружки, где изучались история рабочего движения и проблемы деятельности РСДРП. В 1917 курсы преобразованы в Пречистенские рабочие социалистич. курсы, ав 1922 — врабочий факультет.

В нач. 20. в. в Москве, Петербурге и др. городах России возникли обществ, орг-ции («Об-ва нар. ун-тов» и «Нар. унты»), к-рые создавали Н. у., носившие просветительский характер. Ун-ты были неоднородны по целям обучения, структуре, содержанию изучаемых дисциплин, формам и методам преподавания. В 1908 состоялся 1-й Всерос. съезд деятелей об— в Н. у. (ок. 500 участников).

Особым типом Н. у. в России стал Гор. нар. ун-т А. Л. Шанявского в Москве, учрежденный в 1908 по инициативе либер. интеллигенции на средства обществ, деятеля Шанявского. Диплом о ср. образовании в ун-те не требовался. Имелось 2 отделения: науч.-популярное (4-годичное, в объеме гимназии) и акаде-мич. (3-годичное, в объеме программы ун-та по 2 циклам наук — естеств.-ист. и обществ.-филос.). Никаких формальных прав окончившие ун-т не получали. От преподавателей не требовалось ученой степени магистра или дера наук, но они должны были иметь науч. труды и опыт пед. деятельности. В ун-те лекции читали ученые В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков, А. П. Павлов, Реформатский, К. А. Тимирязев, А. Е. Ферсман, педагоги II П. Блонский, А. У. Зеленко и др. Большой популярностью пользовались курсы дошк. воспитания (под руководством С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой) и библиотечных работников при ун-те. С началом 1-й Мировой войны большинство Н. у. закрылось. В 1918 прекратил работу и нар. ун-т Шанявского.

После Окт. революции 1917 Н. у. открылись вновь, получив название рабоче-крестьянских ун-тов. В 1925—31 при высших и других уч. заведениях создавались рабочие ун-ты для повышения уровня общего образования, расширения полит, и общетехн. знаний рабочих, а также крестьянские ун-ты, где изучались вопросы с. х-ва, колхозного стр-ва. Организовывались филиалы при заводах и фабриках, подготовит, курсы и консуль-тац пункты для рабочих, не имевших достаточной образоват. и проф. подготовки, а также воскресные ун-ты для тех, кто не мог посещать ун-т в рабочие дни. Рабочие ун-ты состояли из 2 отделений: 2-годичного общественно-экон., с циклами — адм.-хоз., проф. работы, кооперации, политпросветработы, рабкоровского и др., и 3-годичного техн., с циклами — электротехники, химии, механики, агрономии и др. 1-й курс давал общеобразоват. подготовку, со 2-го изучались спец. предметы. Состоялись всес. совещания Н. у. (1927—28). С созданием широкой сети проф. отраслевых уч. заведений Н. у. утратили свое значение в подготовке специалистов. Они возродились в 50-х гг. как форма массовой куль-турно-просветит. работы, пропаганды науч.-техн. и др. знаний.

Учредителями Н. у. являлись орг-ции об-ва «Знание», мин-ва просвещения, культуры, высш. и ср. спец. образования, здравоохранения, творческие союзы, профсоюзы. Н. у. охватывали большинство отраслей х-ва, науки, техники, иск-ва и делились на 3 типа: повышения проф. квалификации, обществ, профессий и просветительные. Большое место занимали Н. у. пед знаний для родите-

лей, работников нар. образования и др. В 1986 в СССР насчитывалось 59 тыс. Н. у. (20 млн. слушателей; 750 тыс. преподавателей). Руководители (ректор, декан) и преподаватели работали на обществ, началах. Возглавляли Н. у. советы, в к-рые входили руководители, слушатели, представители орг-ций-учре дителей. Центр, совет Н. у. действовал (1968—91) при об-ве «Знание».

С сер. 80-х гг. большинство Н. у. стало работать на коммерч. основе, оплачивая труд преподавателей и взимая плату со слушателей. Сложившуюся в 50—70-х гг. систему Н. у. в кон. 80-х — нач. 90-х гг. заменили многочисл. курсы для взрослых при высших и ср. спец уч. заведениях, добровольных обществах, творч. союзах и т. п. В отличие от Н. у. эти курсы по своим программам не преследуют широких общеобразоват. целей, а носят сугубо прикладной характер: по ускоренному обучению профессиям, ставшим актуальными и популярными в новых экон. условиях (брокерь!, специалисты по маркетингу и рекламе, агенты мелкорозничной торговли и т. п.); по интенсивному изучению разговорной речи или стилистики деловой переписки на иностр. языке; по освоению техн. средств, связанных с обслуживанием управленч. или конторского труда. Сохранилось небольшое количество добровольных объединений, продолжающих обществ, и просветит, традиции Н. у., при б-ках, музеях и др. учреждениях культуры, нац.-культурных об-вах и т. п. С нач. 90-х гг. на обществ, началах стали создаваться группы для взрослых по изучению религии и истории вероучений при конфессиональных общинах.

Лит Г с б с л В, Внешк нар. образование в Зал Европе и Сев Америке, М, 1899; Нар ун-т в С -Петербурге, СПБ, 1898, Моск. гор нар ун-т им А Л Шанявского Ист очерк, М, 1914, Смушков В, Нар ун-ты (Обзор уставов и принципы организации), «Внешк образование», 1919, №2—3, К 25-летию Пречистенских рабочих курсов (Пречистенский рабфак и практич ин-т), 1897—1922, Сб, М, 1922, Рабочие ун-ты Сб положений и организац мат-лов, М -Л, 1929, Как работают рабочие ун-ты, М -Л, 1929, Д у б p о— в и и а Л В, Нар ун-ты, М, 1963, Сб док-тов о развитии нар ун-тов в СССР, М, 1971; Дар и не кий А В, Нар ун-ты — центры самообразования, М, 1977 А В Даринский.

НАРОДНЫЙ ДОМ,просветит, учреждение клубного типа, созданное с целью общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей. Первый Н. д. организован в Великобритании (1887) по идее англ писателя В Безанта, изобразившего в своем романе «Люди всякого рода и состояния» (1882) подобное учреждение. В кон. 80-х гг. 19 в. был открыт Н. д. под назв. «Университетское поселение» в Лондоне, где студенты вели просветит, деятельность среди рабочих. В кон. 19 — нач 20 вв. Н. д. возникли в Бельгии (Брюссель), Германии (Гамбург, Берлин — «Академия Гумбольдта»), Нидерландах (Амстердам), США (Нью-Йорк — «Институт Купера» и «Институт Ч. Протта»), Франции (Париж — «Народный дворец»).

В России первый Н. д. осн. в кон. 80-х гг. в Петербурге Невским об-вом при фарфоровом заводе. Уставом рос. Н. д. полит, деятельность в них запрещалась. Рос. Н. д. создавались как частные или обществ, (попечительства о нар. трезвости) орг-ции, а также учреждались органами гор. самоуправления. Земства иногда создавали Н. д. совм. с гос. орг-циями. По содержанию деятельности к Н. д. были близки обществ, пункты при кооперативах. При пунктах действовали разл. курсы, справочные бюро и др.

В составе Н. д. работали бесплатная б-ка-читальня, вечерние классы с обучением грамоте, основам математики и лит-ры, группы проф. подготовки, раздельные для мужчин и для женщин. Полный общеобразоват. курс, как правило, оканчивали 30—50% учащихся. Культ, — просвет. деятельность Н. д. охватывала направления: музыкальное (лекции, концерты, обучение игре на нар. инструментах), изобразительное (знакомство с живописью с помощью выставок, репродукций проекц. фонаря, иногда орг-ция спец. курсов по творчеству художников), музейно-экскурсионное и др. В нек-рых Н. д. имелись спец. отделения по работе с детьми. Воспитат. работа велась в яслях, на игровых площадках, в дет. клубных кружках. При Н. д. создавались ремесл. уч-ща для подростков, столовые. Организовывались дет. праздники.

К 1913 имелось св. 300 Н. д., в т. ч. 124

- попечительств о нар. трезвости, 44 — местного самоуправления, 28 — при кооперативах. Наиб, популярностью пользовались Н. д.: в Петербурге — Лиговский имени имп. Александра III (известен также как Н. д. графини С. В. Паниной), имени имп. Николая II (Пе-терб. попечительства о нар. трезвости), Дет. Н. д. имени Л. Н. Толстого, Царскосельский (уездного попечительства о нар. трезвости); в Москве — Введенский (Городской думы); в Харькове — об-ва распространения грамотности; в Тифлисе

- городской имени К. Я. Зубалова.

Н. д. в России существовали до нач. 20-х гг. и затем были преобразованы в клубы. Эмигранты рус. зарубежья создали орг-ции подобного типа в Чехии (Прага), Франции (Париж), Китае (Харбин), США (при Толстовском фонде).

Лит: Нар. дома за границей, Н. Новгород, 1903, Нар. дома как культ.-просвет, центры, [Хар.], 1918; Русские в Праге. 1918—1928, Прага, 1928. М. Е. Голостенов.

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР (НКП),центр, орган гос. управления шк., проф. и высш. образованием, культ.-просвет, и науч. учреждениями. Создан декретом 2-го Всерос. съезда Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917. Собственно просветит, органами руководила Государственная комиссия по просвещению. В янв. 1918 в НКП было 17 отделов. Текущее руководство (с июня 1918) осуществляла коллегия (А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, П. Н. Лепешинский, В. М. Познер, Д. Б. Рязанов, П. К. Штернберг), заменившая гос.

комиссию по просвещению, преобразованную в 1919 в Государственный учёный совет (ГУС). НКП осуществлял установление единых принципов организации нар. образования в РСФСР. В его ведении находились уч. заведения (кроме отраслевых технических для взрослых) и дошк. учреждения. С нояб. 1918 в НКП входило 5 секций (к-рые делились на 24 отдела и 94 подотдела и группы): школьная, проф.-тех. образования, внешк., худож., научная. После упразднения Нар. комиссариата просвещения Союза коммун Сев. области (май 1919) в НКП полностью сосредоточилось руководство осн. областями и учреждениями просвещения и культуры (школы, ВУЗы, дет. приюты, а также академия художеств, кино, музеи, театры и др.). В 1919 при НКП учреждено Гос. изд-во РСФСР (Госиздат); в 1920 при НКП осн. чрезвычайная комиссия, возглавившая работу по ликвидации неграмотности.

К 1920 сформировались огромный бюрократич. аппарат и сложная структура НКП (466 подразделений, 8,5 тыс. сотрудников), во многом парализовавшие его работу. Управленч. стиль в духе воен. коммунизма, классово-парт. подход к науч.-пед. кадрам привели к чрезмерному централизму и нарушению демокр. принципов в работе. Для реорганизации НКП по инициативе В. И. Ленина было разработано «Положение о Наркомпро-се» (1921). Были созданы 2 центра — академический (в составе ГУСа, Главнауки, Гл. управлений — по архивным делам и музеям) и организационный. К НКП также относились Гл. управление гос. изд— в (с 1930 ОГИЗ), Центр, фотокино-предприятие (в 1926 передано в Сов-кино), Совет по делам просвещения нац. меньшинств. Учреждались Главсоц-вос, Главпрофобр, Главполитпросвет. Науч.-пед. базой НКП были Академия коммунистического воспитания, ряд н.-и, ин-тов, в т. ч. организаторов просвещения, методов шк. работы, методов внешк. работы с детьми, ин-т науч. педагогики при 2-м МГУ (все в Москве), науч. педагогики (Петроград), опытно-показательные учреждения. Печатными органами НКП были еженедельник «Нар. просвещение» (1918—30), ежемесячник того же названия (см. Журналы педагогические) и «Учительская газета» (с 1924). НКП стал центром координации работы наркомпросов союзных республик, организатором Всес. съездов учителей (см. Съезды педагогические).

В 1925 образовано адм.-организац. бюро (вместо академич. и организац. центров) с целью усиления значимости главков НКП; повышена роль НПС главков НКП. Во 2-й пол. 20-х гг. в науч.-пед. секции ГУСа разработаны усовершенствованные уч. планы, позже служившие образцовыми для нач. и ср. школ др.-союзных республик СССР. В интересах преемственности образования ГУС стал (1927) органом, координирующим про-граммно-метод. деятельность Главсоц-воса и Главпрофобра. С 1928 началась

новая реформа НКП, способствовавшая усилению внутриведомств. централизма и организац. единства. В 1929 в обстановке резкой и во многом не обоснованной критики снят нарком Луначарский, в отставку ушла почти вся коллегия НКП. Ряд его работников подвергся «чистке» (как «идеологически чуждые элементы»). С кон. 20-х гг. деятельность НКП жестко контролировалась центр, аппаратом ВКП(б).

С 1930 гл. направлением в работе НКП было введение в стране всеобщего нач. обучения и программно-метод. обеспечение общеобразоват. школы. Из ведения НКП другим гос. органам переданы высшие (кроме пед. вузов и ун-тов) и ср. спец. уч. заведения, ми, науч. учреждения. В НКП входили 7 секторов: идео-лого-метод. (программный), науки и иск-ва, массовой шк. и полит.-просвет, работы, пед. кадров и др. В 1931 для единого руководства всеми высш., ср. и нач. уч. заведениями создан уч.-метод, отдел. Аппарат НКП сократился до 355 чел. Самостоятельность сохранили ГУС (ликвидирован в 1933), К-т по просвещению национальностей (Совнацмен ликвидирован в 1934), ОГИЗ, цензурные органы — Главлит, Главрепертком.

С завершением введения всеобщего обязат. обучения началась новая реорганизация НКП (19 сент. 1933). Его функции постепенно сводились к вопросам дошк. воспитания, общеобразоват. школы и подготовки пед. кадров. Были созданы: управления — нач. и ср. школы, руководства работой секторов ОНО и отделов наркомпросов авт. республик и школ, подготовки учителей, ун-тов и н.-и, учреждений (в 1941 преобразовано в Управление высш. школой, в 1945 реорганизовано в ГУВуз); библиотечное и театрально-зрелищных предприятий; отделы — дошкольный (с 1940 управление по дошк. воспитанию); дет. домов; уч. пособий; школ и курсов взрослых (с 1944 управление школ рабочей и сел. молодёжи и школ взрослых). Общий штат НКП составлял св. 420 чел. Продолжалось сокращение функций НКП. В 1933 перешли в систему Совнаркома Главлит, в 1936 — Главрепертком, в 1940 — ОГИЗ. Подготовкой рабочих кадров стали заниматься отраслевые наркоматы. С 1935 при наркоме просвещения действовал особый орган для рассмотрения наиб, важных вопросов — обществ, совет (св. 90 педагогов и руководителей нар. образования). Во 2-й пол. 30-х гг. в обстановке идеологизации системы нар. образования (чему способствовали парт, пост, о школе 30-х гг.) НКП в возрастающей степени сосредоточивался на инспекторских функциях, часто в ущерб собственно пед. проблемам. В 1936 в нем организованы отд. управления по нач. и ср. школе (вместо единого), управление высш. школой (вместо управлений подготовки учителей и ун-тов), управление по образованию взрослых (вместо соответствующего отдела). При НКП работали н.-и, ин-ты

методов обучения, психологии, дефектологии, педагогики (в Москве и Ленинграде), Центр б-ка, Музей нар образования, Центр ин-т повышения квалификации руководящих кадров нар образования Издавался журн «Сов педагогика» (с 1937, ныне «Педагогика») и др В 1937 отстранен от должности наркома А С Бубнов, массовым репрессиям подверглись работники центрального аппарата

нкп

В мае 1940 в НКП действовало 13 управлений, в т ч вновь образованные воен и физич подготовки и воен обучения студентов вузов, пед училищ, техникумов, учащихся нач и ср школ, полит -просвет работы Штат насчитывал ев 1 тыс чел (Центр аппарат — 640 чел)