Внешнее наблюдение — способ сбора данных о человеке путем наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение) — изучение интересующего явления, как бы всматриваясь в самого себя, наблюдая за собой, за своими ощущениями.

Свободное наблюдение не имеет заранее определенной программы и может менять произвольно свой предмет в зависимости от желания человека.

 

Стандартизированное наблюдение ведется в определенной последо­вательности, по заблаговременно подготовленной программе.

 

Включенное наблюдениеэто такое наблюдение, когда воспитатель сам включает себя в какую-либо совместную деятельность или отношения, одновременно наблюдая за интересующим его человеком.

Объективное наблюдение за военнослужащим может осуществляться в различных условиях его повседневной жизни и деятельности (реальных условиях): на занятиях, в часы досуга, при несении службы, выполнении различного рода работ и поручений.

 

Большое внимание неформальному наблюдению за воспитанником уделял А.С. Макаренко. Он называл такое наблюдение «по секрету, без свидетелей» т.е. вне поля зрения воспитателей и товарищей. "Это очень точная проверка сознания: поступок по секрету. Как человек ведет себя, когда его никто не видит, не слышит и никто не проверяет?" В таких условиях наиболее проявляется противоречие между сознанием, как нужно поступить, и привычным поведением.

 

Наблюдение за личностью в непринужденной обстановке, например, в столовой, курилке, увольнении, перерывах учебных занятий и других условиях, когда нет рядом непосредственных командиров, а иногда и товарищей, позволяет выявить соответствие сознания, поведения военнослужащего, особенности его характера, жизненной позиции.

Достоверность наблюдений зависит от следующих условий: четкое осознание начальником того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленное планирование и выбор ситуации, в которых изучаемый наиболее полно проявляется; систематичность; избирательность; длительность; сопоставле­ние данных наблюдения с данными, по­лученными другими лицами и другими методами изучения.

Для непосредственного изучения конкретного свойства или качества личности подчиненного необходима специальная программа, которую можно найти в литературе.

В качестве примера приведем вариант программы наблюдения при изучении свойств темперамента (см. табл."Программа наблюдения проявлений свойств темперамента").

Впечатления о личностных качествах пополняют наблюдения за ритмикой движения, походкой, типической позой военнослужащего, физиогномикой — искусством чтения лица.

Замедленный или убыстренный темп ходьбы указывает на пассивность или активность, самообладание или импульсивность. Маленькие шаги высокого человека свидетельствуют не только о медлительности, но и о нерешительности, робости. Слишком широкие шаги малорослого человека могут означать стремление достичь цели, энергич­ность, повышенную возбудимость; раскачивание при ходьбе — показателем самоуверенности, спокойствия, аккуратности. Постоянное одергивание мундира, трогание прически, переступание с ноги на ногу, потирание рук свидетельствуют о нерешительности, застенчивости, безволии, чрезмерном волнении.

Психологический анализ проявлений лица (мимические особенности эмоций радости, страха, гнева) позволяет отнести человека к соответствующему темпераменту: у сангвиника преобладают эмоции радости, у холерика — гнева, у меланхолика — страха, у флегматика эмоции устойчивы, иногда трудно определимы.

 

Изучение опыта индивидуального подхода к подчиненным свидетельствует о необходимости каждому воспитателю помнить, что не всегда можно судить о человеке по его внешнему виду, по отдельным поступкам, делать выводы на основе единичного наблюдения. В этом одна из причин, когда по одному проступку подчиненного либо одному взгляду воспитатель пытается создать ему репутацию "неспособного", "пассивного" и "недисциплинированного".

Результаты наблюдения требуют систематического анализа, в процессе которого изучаются и сопоставляются факты, выделяются наиболее характерные особенности проявлений личности.

 

 

Опыт передовых командиров подразделений убеждает в том, что результаты изучения подчинённого целесообразно заносить в дневник.

Записи в дневнике чаще всего включают: демографические данные о подчиненном, сведения об успехах и недостатках в боевой подготовке и службе, его дисциплинированности, отношениях с товарищами по службе, чертах характера, склонностях и способностях, а также общий вывод об индивидуальных особенностях и принимаемых мерах воспитательного воздействия, степени их результативности.

 

Метод изучения документов,отражающих ход и результаты боевой подготовки и воспитательной работы, дает возможность проанализировать за определенный период службы изменения в обученности, подготовленности и дисциплинированности военнослужащего и на этой основе выявить тенденции, внести коррективы в индивидуальный воспитательный процесс.

 

К наиболее информативным документам можно отнести: автобиографические данные, характеристики с места работы или учебы, военных комиссариатов на призывника; документы об образовании; материалы профессионального отбора (анкеты, бланковые данные об использовании тестовых методик); медицинские книжки; спортивные достижения; читательский билет; письма родителей; психолого-педагогические дневники; записи; сержантские книжки; листы нарядов; служебные карточки.

Таблица «Программа наблюдения проявления свойств темперамента»

№№ п/п   Свойства темперамента   Проявление свойств темперамента  
8.   Темп реакций   Быстрота или замедленность движений, походки, речи, их прерывистость или плавность, энергичность или вялость. Быстрота оценки ситуации, решения задач, преобладание импульсивности или осторожности в умственной деятельности.  
9.   Эмоциональная возбудимость   Скорость возникновения и смены химических и пантомимических проявлений эмоций (например, быстрота возникновения смеха и т.д.
10. Реактивность   Степень выраженности непроизвольных реакций (например, громкий смех, бурный гнев, резкие движения, богатая мимика, жестикуляция или противоположные особенности этих реакций).  
11. Активность Быстрота и легкость мобилизации волевого усилия, особенно в момент включения в дело, при преодолении трудностей, препятствий.
12. Пластичность и ригидность   Пластичность - легкость переключения с одного дела на другое, с одного способа действия на другой, легкость привыкания к новым условиям, легкость вступления в контакт с людьми. Ригидность характеризуется противоположными особенностями.
13. Экстраверсия -интроверсия   Экстраверсия - большая зависимость от внешних впечатлений, раздражителей, широта контактов с другими людьми, инициативность. Интроверсия – сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях, узость контактов с другими людьми, невысокая инициативность в общении.
14. Тревожность   Степень беспокойства в различных ситуациях (например, тщательно предварительно готовится к делу, советуется, усиленно контролирует себя, проявляет боязнь в непривычных условиях).

 

Метод обобщения независимых характеристик, Его суть заключается в обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом военнослужащем. При этом данные собираются от старших и младших по служебному положению.

Техника получения независимых характеристик разнообразна: устные беседы, экспертные оценки, письменные характеристики, анкеты, вопросники. Метод может быть нацелен на изучение отдельных качеств, способностей или личности в целом.