Определение силовых и кинематических параметров привода

Числа оборотов валов и угловые скорости:

n1 = nдв = 700 об/мин w1 = 700π/30 = 73,3 рад/с

n2 = n1/u1 = 700/5,0 =140 об/мин w2=140π/30 = 14,7 рад/с

n3 = n2/u2 =140/4,10 = 34 об/мин w3= 34π/30 = 3,58 рад/с

Фактическое значение скорости вращения рабочего вала

v = zpn3/6·104 = 10·80·34/6·104 = 0,45 м/с

Отклонение фактического значения от заданного

δ = 0 < 5%

Мощности передаваемые валами:

P1 = Pтрηмηпк = 1,32·0,99·0,995 = 1,30 кВт

P2 = 2P1ηцил.пηпк2 = 2·1,30·0,97·0,9952 = 2,50 кВт

P3 = P2ηцеп.пηпс2 = 2,50·0,92·0,992 = 2,25 кВт

 

 

Крутящие моменты:

Т1 = P1/w1 = 1300/73,3 = 17,7 Н·м

Т2 = 2500/14,7 = 170,1 Н·м

Т3 = 2250/3,58 = 628,5 Н·м

Результаты расчетов сводим в таблицу

Вал Число оборо­тов об/мин Угловая ско­рость рад/сек Мощность кВт Крутящий момент Н·м
Вал электродвигателя 73,3 1,320 18,0
Ведущий вал редуктора 73,3 1,300 17,7
Ведомый вал редуктора 14,7 2,50 170,1
Рабочий вал 3,58 2,25 628,5

 


3 Выбор материалов зубчатых передач и определение допускаемых напряжений

Принимаем, согласно рекомендациям [1c.49], сталь 45:

шестерня: термообработка – улучшение – НВ230 [1c.50],

колесо: термообработка – нормализация – НВ190.

Допускаемые контактные напряжения:

[σ]H = KHL[σ]H0,

где KHL – коэффициент долговечности

KHL = (NH0/N)1/6,

где NH0 = 1·107 [1c.51],

N = 573ωLh = 573·14,7·12,5·103 = 10,5·107.

Так как N > NH0, то КHL = 1.

[σ]H1 = 1,8HB+67 = 1,8·230+67 = 481 МПа.

[σ]H2 = 1,8HB+67 = 1,8·190+67 = 409 МПа.

[σ]H = 0,45([σ]H1 +[σ]H2) = 0,45(481+409) = 401 МПа.

 

Допускаемые напряжения изгиба:

[σ]F = KFL[σ]F0,

где KFL – коэффициент долговечности

Так как N > NF0 = 4·106, то КFL = 1.

[σ]F01 = 1,03HB1 = 1,03·230 = 237 МПа.

[σ]F02 = 1,03HB2 = 1,03·190 = 196 МПа.

[σ]F1 = 1·237 = 237 МПа.

[σ]F2 = 1·186 = 196 МПа.

 

4 Расчет закрытой цилиндрической передачи

Межосевое расстояние

,

где Ка = 43,0 – для косозубых передач [1c.58],

ψba = 0,315 – коэффициент ширины колеса,

КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся колес.

аw = 43,0(5,0+1)[170,1·103·1,0/(4012·5,02·0,315)]1/3 = 133 мм

принимаем согласно ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 140 мм.

Модуль зацепления

m > 2KmT2/(d2b2[σ]F),

где Km = 5,8 – для косозубых колес,

d2 – делительный диаметр колеса,

d2 = 2awu/(u+1) = 2·140·5,0/(5,0 +1) = 233 мм,

b2 – ширина колеса

b2 = ψbaaw = 0,315·140 = 44 мм.

m > 2·5,8·170,1·103/233·44·196 = 1,0 мм,

принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 2,0 мм.

Основные геометрические размеры передачи

Суммарное число зубьев:

zc = 2awcosβ/m

β = 10° – угол наклона зубьев

zc = 2·140cos10°/2,0 = 138

Число зубьев шестерни:

z1 = zc/(u+1) = 138/(5,0 +1) = 23

Число зубьев колеса:

z2 = zc–z1 = 138 – 23 =115;

 

уточняем передаточное отношение:

u = z2/z1 =115/23 = 5,00,

Отклонение фактического значения от номинального 0%

Действительное значение угла наклона:

cosb = zcm/2aW = 138×2/2×140 = 0,9857 ® b = 9,70°.

Фактическое межосевое расстояние:

aw = (z1+z2)m/2cosβ = (115+23)·2,0/2cos 9,70° = 140 мм.

делительные диаметры

d1 = mz1/cosβ = 2,0·23/0,9857= 46,67 мм,

d2 = 2,0·115/0,9857= 233,33 мм,

диаметры выступов

da1 = d1+2m = 46,67+2·2,0 = 50,67 мм

da2 = 233,33+2·2,0 = 237,33 мм

диаметры впадин

df1 = d1 – 2,4m = 46,67 – 2,5·2,0 = 41,67 мм

df2 = 233,33 – 2,5·2,0 = 228,33 мм

ширина колеса

b2 = ybaaw = 0,315·140 = 44 мм

ширина шестерни

b1 = b2 + (3÷5) = 44+(3÷5) = 48 мм

Окружная скорость

v = ω2d2/2000 = 14,7·233,33/2000 = 1,71 м/с

Принимаем 8-ую степень точности.

Силы действующие в зацеплении

- окружная на шестерне и колесе

Ft1 = 2T1/d1 = 2·17,7·103/46,67 = 758 H

Ft2 = 2T2/d2 = 2·170,1·103/233,33 = 1458 H

- радиальная

Fr = Fttga/cosβ = 758tg20º/0,9857= 280 H

 

- осевая сила:

Fa = Fttgb = 758tg 9,70° = 129 Н.

 

 

Расчетное контактное напряжение

,

где К = 376 – для косозубых колес [1c.61],

КНα = 1,09 – для косозубых колес,

КНβ = 1,0 – для прирабатывающихся зубьев,

КНv = 1,04 – коэффициент динамической нагрузки [1c.62].

σH = 376[1458(5,0+1)1,09·1,0·1,04/(233,33·44)]1/2 = 370 МПа.

Недогрузка (401 – 370)100/401 = 7,8% допустимо 10%.

 

Расчетные напряжения изгиба

σF2 = YF2YβFtKFαKFβKFv/(mb2),

где YF2 – коэффициент формы зуба,

Yβ = 1 – β/140 = 1 – 9,70/140 = 0,931,

KFα = 1,91 – для косозубых колес,

KFβ = 1 – для прирабатывающихся зубьев

KFv = 1,10 – коэффициент динамической нагрузки [1c.64].

Коэффициент формы зуба:

при z1 = 23 → zv1 = z1/(cosβ)3 = 23/0,98573 = 24 → YF1 = 3,92,

при z2 =115 → zv2 = z2/(cosβ)3 =115/0,98573 = 120 → YF2 = 3,61.

σF2 = 3,61·0,931·1458·1,0·1,0·1,10/2,0·44 = 61,3 МПа < [σ]F2

σF1 = σF2YF1/YF2 = 61,3·3,92/3,61 = 66,5 МПа < [σ]F1.

Так как расчетные напряжения σH < [σH] и σF < [σ]F, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.

 

 


5 Расчет открытой цепной передачи

Шаг цепи

где [p] = 28 МПа – допускаемое давление в шарнирах.

Кэ – коэффициент эксплуатации

Кэ = КдКсКqКрегКр,

где Кд = 1 – коэффициент динамической нагрузки,

Кс = 1,5 – смазка периодическая,

Кq = 1,0 – положение передачи горизонтальное,

Крег = 1,25 – нерегулируемая передача,

Кр = 1 – работа в одну смену.

Кэ = 1,5×1,25 = 1,88.

 

z1 – число зубьев малой звездочки,

z1 = 29 – 2u = 29 – 2×4,1 = 20,8,

принимаем ближайшее нечетное значение z1 = 21

р = 2,8(170,1×103×1,88/21×28)1/3 = 22,8 мм

Принимаем ближайшее большее значение р= 25,40 мм:

- разрушающая нагрузка Q = 60,0 кН;

- масса одного метра цепи q = 2,6 кг/м;

- диаметр валика d1 = 7,92 мм;

- ширина внутреннего звена b3 = 15,88 мм

Уточняем разрушающую нагрузку [p] = 32,0 МПа [1c.91].

Число зубьев ведомой звездочки:

z2 = z1u = 21×4,1 = 86,1

Принимаем z2 = 86

 

 

Фактическое передаточное число

u2 = z2/z1 = 86/21 = 4,09

Отклонение фактического передаточного числа от номинального

|4,09 – 4,1|100/4,1 = 0,24%

Межосевое расстояние

ар = 0,25{Lp-0,5zc+[(Lp-0,5zc)2 – 8D2]0,5}

где Lp – число звеньев цепи,

zc – суммарное число зубьев,

zc =z1+z2 = 21+86 =107,

D = (z2 – z1)/2p = (86 – 21)/2p =10,35

Lp = 2ap+0,5zc+D2/ap = 2×40+0,5×107+ 10,352/40 = 136,2

где ар = 40 – межосевое расстояние в шагах (предварительно),

принимаем Lp = 136

ар = 0,25{136 – 0,5×107+[(136 – 0,5×107)2 – 8×10,352]0,5} = 40,0

a = app = 40,0×25,40 = 1016 мм.

Длина цепи

l = Lpp = 136·25,40 = 734 мм

 

Определяем диаметры звездочек

Делительные диаметры

dд = t/[sin(180/z)]

ведущая звездочка:

dд1 = 25,40/[sin(180/21)] = 170 мм,

ведомая звездочка:

dд2 = 25,40/[sin(180/86)] = 695 мм.

Диаметры выступов

De = p(K+Kz – 0,31/l)

где К = 0,7 – коэффициент высоты зуба

 

 

l – геометрическая характеристика зацепления,

Кz – коэффициент числа зубьев

l = р/d1 = 25,40/7,92 = 3,21,

Кz1 = ctg180/z1 = ctg180/21 = 6,63,

Кz2 = ctg180/z2 = ctg180/86 = 27,36,

De1 = 25,40(0,7+6,63 – 0,31/3,21) = 184 мм,

De2 = 25,40(0,7+27,36 – 0,31/3,21) = 710 мм.

Диаметры впадин:

Df = dд – (d1 – 0,175dд0,5)

Df1= 170 – (7,92 – 0,175×1700,5) = 160 мм

Df2= 695 – (7,92 – 0,175×6950,5) = 682 мм

Ширина зуба:

b = 0,93b3 – 0,15 = 0,93×15,88 – 0,15 = 14,62 мм

Толщина диска:

С = b+2r4 = 14,62+2×1,6 = 17,8 мм

где r4 = 1,6 мм при шаге < 35 мм

 

Допускаемая частота вращения меньшей звездочки

[n] = 15×103/p = 15×103/25,4 = 590 об/мин

Условие n = 140 < [n] = 590 об/мин выполняется.

Число ударов цепи

U = 4z1n2/60Lp = 4×21×140/60×136 = 1,4

Допускаемое число ударов цепи:

[U] = 508/p = 508/25,40 = 20

Условие U < [u] выполняется.

Фактическая скорость цепи

v = z1pn2/60×103 = 21×25,40×140/60×103 = 1,24 м/с

 

 

Окружная сила:

Ft = Р2/v = 2,50·103/1,24 = 2016 H

Давление в шарнирах цепи

p = FtKэ/А,

где А – площадь проекции опорной поверхности в шарнирах цепи.

А = d1b3 = 7,92×15,88 = 126 мм3.

р = 2016×1,88/126 = 30,1 МПа.

Условие р < [p] = 32,0 МПа выполняется.

Коэффициент запаса прочности

s = Q/(kдFt+Fv+F0)

где Fv – центробежная сила

F0 – натяжение от провисания цепи.

Fv = qv2 = 2,6×1,242 = 4 H

F0 = 9,8kfqa = 9,8×1×2,6×1,016 = 26 H

где kf = 1 – для вертикальной передачи.

s = 60000/(1×2016+26+ 4) = 29,0 > [s] = 8,6 [1c.94].

Сила давления на вал

Fв = kвFt+2F0 = 1,15×2016+2×26 = 2370 H.

где kв = 1,15 – коэффициент нагрузки вала.

 

Так как условия р < [p] и s > [s] выполняются, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях весь срок службы.

 


6 Нагрузки валов редуктора

Силы действующие в зацеплении цилиндрической косозубой передачи

окружная

Ft = 758 Н

радиальная

Fr = 280 H

осевая

Fa = 129 H

Консольная сила от муфты действующая на быстроходный вал

Fм = 100·Т11/2 = 100·17,71/2 = 421 Н

Консольная силы действующие на тихоходный вал

Fв = 2370 H.


 

Рис. 6.1 – Схема нагружения валов двухпоточного редуктора

7 Проектный расчет валов. Эскизная компоновка редуктора.

 

Материал быстроходного вала – сталь 45,

термообработка – улучшение: σв = 780 МПа;

Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷20 МПа

Диаметр быстроходного вала

где Т – передаваемый момент;

d1 = (16·17,7·103/π10)1/3 = 21 мм

Ведущий вал редуктора соединяется с помощью стандартной муфты с валом электродвигателя диаметром dдв= 28 мм,

d1 = (0,8¸1,2)dдв = (0,8¸1,2)32 = 25¸38 мм

принимаем диаметр выходного конца d1 = 28 мм;

длина выходного конца:

l1 = (1,0¸1,5)d1 = (1,0¸1,5)28 = 28¸42 мм,

принимаем l1 = 40 мм.

Диаметр вала под уплотнением:

d2 = d1+2t = 28+2×2,2 = 32,4 мм,

где t = 2,2 мм – высота буртика;

принимаем d2 = 35 мм:

длина вала под уплотнением:

l2 » 1,5d2 =1,5×35 = 52 мм.

Диаметр вала под подшипник:

d4 = d2 = 35 мм.

Вал выполнен заодно с шестерней

 

 

Диаметр выходного конца тихоходного вала:

d1 = (16·170,1·103/π15)1/3 = 38 мм

принимаем диаметр выходного конца d1 = 40 мм;

Диаметр вала под уплотнением:

d2 = d1+2t = 40+2×2,5 = 45,0 мм,

где t = 2,5 мм – высота буртика;

принимаем d2 = 45 мм .

Длина вала под уплотнением:

l2 » 1,25d2 =1,25×45 = 56 мм.

Диаметр вала под подшипник:

d4 = d2 = 45 мм.

Диаметр вала под колесом:

d3 = d2 + 3,2r = 45+3,2×2,5 = 53,0 мм,

принимаем d3 = 55 мм.

 

Выбор подшипников

Предварительно назначаем радиальные шарикоподшипники легкой серии №207 для быстроходного вала и №209 для тихоходного вала.

 

Условное обозначение подшипника d мм D мм B мм С кН С0 кН
№207 25,5 13,7
№309 52,7 30,0

 


8 Расчетная схема валов редуктора

Схема нагружения быстроходного вала

 

 

Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А

åmA = 48Ft – 96BX + Fм 80 = 0

Отсюда находим реакцию опоры В в плоскости XOZ

BX = [758·48 + 421·80]/96 = 730 H

Реакция опоры А в плоскости XOZ

AX = BX + FМ – Ft = 730 + 421 – 758 = 393 H

 

Изгибающие моменты в плоскости XOZ

MX1 = 730·48 = 35,0 Н·м

MX2 = 421·80 = 33,7 Н·м

Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А

åmA = 48Fr – 96BY – Fa1d1/2 = 0

Отсюда находим реакцию опор A и В в плоскости YOZ

BY = (280·48 –129·46,67/2)/96 = 109 H

AY = Fr – BY = 280 – 109 = 171 H

Изгибающие моменты в плоскости YOZ

MY = 171·48 = 8,2 Н·м

MY = 109·48 = 5,2 Н·м

Суммарные реакции опор:

А = (АХ2 + АY2)0,5 = (3932 + 1712)0,5 = 429 H

B= (BХ2 + BY2)0,5 = (7302 + 1092)0,5 = 738 H

 


Схема нагружения тихоходного вала

 

Силы Ft и Fr в двух поточном редукторе попарно направлены в противоположенные стороны и взаимно компенсируются и поэтому не учитываются

Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С

 

åmС = 154Fв –104DX = 0

Отсюда находим реакцию опоры D в плоскости XOZ

DX = 2370·154/104 = 3509 H

Реакция опоры А в плоскости XOZ

CX = DX – Fв = 3509 – 2370 =1139 H

Изгибающие моменты в плоскости XOZ

MX1 =1139·52 = 59,3 Н·м

MX2 =1139·104 =118,6 Н·м

Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры С

åmС = 2Fad2/2 – 104DY = 0

Отсюда находим реакцию опоры C и D в плоскости XOZ

CY = DY = (2·129·233.33/2)/104 = 289 H

Изгибающие моменты в плоскости XOZ

MX1 = 289·52 = 15,0 Н·м

Суммарные реакции опор:

C = (11392 + 2892)0,5 =1175 H

D = (35092 + 2892)0,5 = 3521 H

 


9 Проверочный расчет подшипников