В 1901 г. в Париже при Парижской Всемирной выставке создана Высшая Русская школа общественных наук, где социологию преподавали ведущие российские и западные ученые.

В 1905 г. по требованию царского правительства школа закрыта.

В 1908 г. был открыт частный Психоневрологический институт с первой русской социологической кафедрой.

После свержения самодержавия процесс институциализации ста­новится еще более интенсивным.

В 1917 г. вводится ученая степень по социологии, создаются кафедры социологии в Ярославском, Петроградском университетах.

Наконец, в 1920 г. в Петроградском университете был основан первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А. Сорокиным.

В послеоктябрьское время создано много учебных заведений, обществ, печатных изданий.

После Октября многие социологи, за немногими исклю­чениями, были настроены глубоко антагонистично к социалисти­ческому строю.

В.И. Ленин поставил вопрос о необхо­димости создания новых программ и курсов общественных наук. Начался быстрый процесс ликвидации институциональных основ дореволюционной социологии в Советской России.

После высылки за рубеж П.А. Сорокина по указанию В.И. Ленина прежние традиции и институты исчезают вместе со словом «социология».

Таким образом, вторая половина XIX – начало ХХ вв. в России – был этап активного развития различных научных школ и направлений, институционализации социологии, становления вполне оформленной системы социологического образования.

Возрождение социологии началось только во времена хрущевской оттепели.

А ее интенсивное развитие с перестройки (с конца 80-х годов).