Понятие факта и его роль в исследовании

 

В обычной жизни мы очень часто используем это понятие — факт. "Назови мне факты", "А где факты в твоих рассуждениях?", "Не надо ниче­го объяснять, давайте только факты", "Голые факты ни о чем не говорят", "Для этих выводов недостаточно фактов", "Сколько еще Вам надо привести фактов, чтобы Вы поняли наконец?...", "Не давите меня фактами, они еще ни о чем не говорят".

Перечень подобных фраз, утверждений, сомнений можно было бы про­должить. Как часто именно факты оказываются в центре наших дискуссий, становятся предметом спора, аргументом доказательства и убеждения. Что бы мы не обсуждали, мы всегда оперируем фактами, ищем факты, приводим факты, защищаем факты, иногда придумываем, вольно или невольно их ис­кажаем.

Но это наша обычная жизнь. А исследовательская деятельность? Здесь факт играет особую роль. Он показывает проблему, помогает раскрыть ее содержание, найти методы исследования. В обсуждении проблемы также нельзя обойтись без фактов. Но что такое факт? Всегда ли исследователь умеет оперировать фактами, отсеивать и комбинировать их в тех или иных целях исследования? Ведь в фактах можно утонуть, как в бурной и полно­водной реке. Именно такой рекой является и жизнь, и наша работа, и все ситуации управления.

Факт (сделанное, совершившееся, существующее) — это событие или явление действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.

Факты в деятельности менеджера и вообще в процессах управления яв­ляются основанием для оценок, распознавания ситуаций и проблем, аргу­ментами для доказательства или опровержения. От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений, а следовательно, и эф­фективность управления.

Исследование управления также невозможно без фактов, на которых оно строится. Роль фактов в исследовании заключается в том, что они очерчива­ют явление, как бы открывают проблему и позволяют ее распознавать, явля­ются посылкой, определяющей саму необходимость исследования, создают мотивационное поле исследования.

В то же время факты ограничивают исследование, служат материалом его проведения, позволяют определить направление исследования, выступают средством доказательства и обоснования, материалом для обобщения.

Без фактов, отражающих существование, свойства и изменение явлений, не может быть поставлено и проведено исследование. При этом для каждого исследования должно быть достаточно фактов.