Выявление и оценка риска в проекте

Планирование проектного риска формально связано с выявлением, анализом и оценкой потенциальных проблемных участков до начала работы над проектом.

Основными составляющими процесса управления риском являются:

1. Выявление источников риска;

2. Анализ и оценка риска;

3. Определение реакции на риск;

4. Планирование расходов в чрезвычайных обстоятельствах;

5. Создание резервов на случай чрезвычайных обстоятельств.

Выявление источников риска

Выявление источников риска начинается с составления списка всех факторов, которые могут затормозить работу над проектом или вовсе помешать его реализации, а также результатов их воздействия.

Лучше начинать с рисков, относящихся к проекту в целом, а не к какому-либо конкретному участку. То есть, надо дать возможность членам команды мыслить глобально, не ограничивая их внимание каким-либо конкретным участком проекта или сети.

Среди поставленных вопросов могут быть такие:

1. Насколько квалификация ваших специалистов соответствует требованиям к выполнению данного проекта?

2. По сравнению с большинством наших проектов, является ли степень новизны данного проекта высокой, средней или низкой?

3. Который из факторов данного проекта - затраты, время или функциональное выполнение, по вашему мнению, связан с наибольшим риском? Почему?

После выявления макрорисков можно перейти к проверке конкретных участков.

Эффективным инструментом выявления рисков является СРРПЭ (структура разбиения работ по этапам).

Использование СРРПЭ снижает вероятность пропуска возможного риска

Существует множество источников проектных рисков.

Внешние источники по отношению к организации, как, например, инфляция, рыночная ситуация, валютный курс или правительственные меры рассматривают до того, как дать добро на проект вообще, и исключаются из дальнейшего обсуждения проектных рисков.

Риски, зависящие от конкретного проекта, также не учитываются.

Далее речь идет только о рисках, характерных для большинства проектов.

Для каждого выявленного риска должно быть определено следующее:

  • Нежелательные события;
  • Все последствия события;
  • Степень серьезности влияния события;
  • Вероятность того, что событие обязательно произойдет;
  • Время, когда вероятное событие произойдет;
  • Взаимосвязь данного события с другими частями этого же проекта или с другими проектами.