СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ МИКРОРАЙОНА
Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особенности природной, материальной, социальной среды. В дополнение к данной характеристике может быть создана Карта-схема. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер. Данный вид паспорта составляется совместно с широким кругом специалистов, в этот перечень могут входить работники школы: классные руководители, педагоги организаторы, психологи, медицинские работники; а также работники учреждений и организаций находящихся в диагностируемом микрорайоне: заместители директоров по воспитательной работе учреждений дополнительного образования функционирующих в исследуемом микрорайоне, участковым милиции работающем в данном микрорайоне и др.
Структура Паспортамикрорайона приблизительно такова:
-Карта-схема микрорайона обслуживания.
Такая карта строится по принципу топографической с введением собственной системы обозначения сети сотрудничества, зон отдыха и т.п.;
-описание природной среды (данные имеются в соответствующих отделах администрации);
- описание материальной среды. Часть данных может быть получена в администрации, более конкретные показатели, например число детских спортивных площадок во дворах, уточняются в РЭУ;
-характеристика населения. Информация более общего плана содержится в отчетных документах администрации, например, сведения о нетрадиционных формах занятости населения, о числе несовершеннолетних на учете в милиции и т.п. Отдельные характеристики следует выявлять конкретно в РЭУ и вносить в паспорт после суммирования (например, число одиноких, число семей с судимыми членами). При отсутствии информации заполнение граф проводится после уточнения статистических данных;
- характеристика семей, молодых семей и характеристика молодежи и
несовершеннолетних составляются из результатов обследования населения, документов РЭУ, материалов медицинских и образовательных учреждений.
Социально- педагогический паспорт _ микрорайона школы на 20- 20 год
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИКРОРАЙОНЕ ШКОЛЫ:
1. Карта-схема: (включающая в себя)
карта-схема улиц (населенных пунктов), где проживают учащиеся, с указанием типов дороги, расстояния до школы, видов транспорта; карта-схема культурного, бытового, торгового обслуживания (клубы, библиотеки, кинотеатры, спортивные учреждения, медицинские учреждения, магазины, предприятия общ ценного питания); карта-схема с указанием дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования; карта-схема производственного окружения;
2. Описание природной социально-культурной среды:
название улиц, расположенных на территории микрорайона школы
(для сельских школ - населенных пунктов);
тип застройки микрорайона, количество домов;
тип поселения;
характеристика жилого фонда (наличие государственной, кооперативной, индивидуальной, ведомственной площади; общежитий с числом проживающих; количество жилых помещений различной формы собственности; количество нежилых помещений в микрорайоне). особенности природного окружения (расположенные поблизости лес, парк, водоемы и т.д.);
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ МИКРОРАЙОНА
3. Характеристика организаций и предприятий микрорайона, функции которых в той или иной мере связаны с воспитанием (культурные, спортивные учреждения; учреждения дополнительного образования, советы ветеранов, общественные организации и т.п.).
• участковые инспектора (ФИО, место работы, контактные телефоны);
• предприятия на территории;
• научные и другие организации;
• детские учебно-воспитательные учреждения (дошкольные, школы, профессиональные училища, техникумы, учреждения дополнительного образования, другие);
• учреждения культуры и спорта;
органы профилактики безнадзорности и правонарушений;
• помещения в жилых домах и площадки во дворах для работы с населением;
• учреждения службы быта, торгового, медицинского и жилищного обслуживания.
4. Характеристика кадровых возможностей предприятий в организации наставничества, кружковых работ, общественно полезного труда и т.д.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА
• Число жителей микрорайона (сколько жителей проживает на территории микрорайона) чел. (всего %);
• В том числе детей:
От 0 до 6 лет_ _и далее чел.;_ _%
6-10 лет чел.,_____________ %; в т.ч. мальчиков_____ чел., %; девочек чел., %
11—15 лет чел.,_ %; в т.ч. мальчиков____ чел.,_____ %; девочек чел., %
16-18 лет_ чел.,__ %; в т.ч. мальчиков_____ чел.,_________ %; девочек__ чел., %
Взрослые:
Мужчин___ чел.;___ %.
Женщин__ чел.;___ %.
• Средний возраст взрослого населения микрорайона Национальный состав жителей микрорайона
• Социальный состав взрослого населения (чел., %):
рабочие_ , колхозники __________ , фермеры , работники государственных
сельскохозяйственных предприятий служащие среднего звена,
интеллигенция_ , пенсионеры_ , инвалиды , домохозяйки
учащиеся общеобразовательной школы , учащиеся профессиональных
училищ______ , студенты__ , безработная молодежь .
• Профессиональный состав (наиболее часто встречающиеся профессии; на каких предприятиях в основном работают жители микрорайона).
• Уровень образования населения (чел., %):
неполноесреднее ______________ , общее среднее ______ , среднее специальное ,
неоконченное высшее______ , высшее .
• Доля взрослого населения, работающего в данном микрорайоне (в %).
• местные авторитеты (если таковые имеются)___ J
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ ПРОЖИВАЮЩИХ В МИКРОРАЙОНЕ
• Общее количество семей ; из них (чел., %):
полные _ , многопоколенные _______ ; полные _____ , двухпоколенные ;
неполные_ ; бездетные_ ; имеющие 1-го ребенка ; имеющие 2-х детей ; имеющие 3-х и более детей ____ ; имеющие детей старшего школьного возраста ;
• материальные условия семей, в которых живут дети_ ;
• число трудных взрослых жителей__ ;
• число неблагополучных семей и групп в микрорайоне ;
местные социально-культурные традиции, особенности,
религиозная обстановка_________ .
V. КАРТА -СХЕМА МИКРОРАЙОНА
Прикладывается к данному паспорту. На карте отражаются основные объекты, находящиеся в микрорайоне: школы, жилые постройки, учреждения дополнительного образования, лесопосадочные зоны, бары, зоны игровых автоматов, особенно опасные участки автодорог и т.д. Благоприятные зоны отмечаются на карте флажками синего цвета, неблагоприятные - красного.
Директор школы:______ /_____________ /
ФИО расшифровка
Социальный педагог:__ /_________ _ /
ФИО расшифровка