Тактика действия казахских ханов, батыров в войнах с джунгарами

Образование государства казахов и постоянные войны, как с врагами внешними, так и междоусобные за власть в степи, вырастили не одно поколение султанов, ханов и батыров обладавших стратегическим мышлением, прекрасных тактиков наделенных дальновидностью политическим мышлением биев.

В битвах зарождалось военное искусство казахов. История полна военными сражениями, в которых со всей очевидностью проявились, полководческие качества ханов и батыров, мужество и отвага казахского народа. Оценивая характер джунгарских войн приходишь к заключению, что она была народная, отечественная.

Примером воинской доблести и военного искусства служит битва в ущелье Орбулак. В 1643 году Жангир-хан, выступивший совместно с самаркандским войском во главе с Жалантос-батыром одержал блистательную победу над джунгарами. Благодаря искусному использованию местности и возможности имевшегося вооружения, построения боевых порядков, всего 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом, сумели нанести поражение 50-ти тысячному войску хонтайджи Батура, уничтожив более 10 тысяч его воинов. Битва в ущелье Орбулак, по своему тактическому замыслу, мужественному и талантливому претворению должна войти в учебники истории войн и военного искусства, так-же как вошла битва при Фермопилах, где в 480 году до н.э. 300 спартанцев во главе с царем Леонидом погибли, но не пропустили персидское войско через горный переход. К счастью, история битвы при Орбулаке, дошла до нас в описаниях русских источников. Военные действия казахов через века получили свою достойную оценку в постановлении Правительства Республики Казахстан «О 350-летии Орбулакской битвы».

Укрепление Казахского ханства в период правления Тауке, его союз с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиск джунгар на казахские земли. Обладая полководческим талантом, при нападении в 80-х годах XVII в. джунгаров под командованием хунтайджи Галдана, он умело организовал достойное сопротивление искусно построив оборону городов южного Казахстана, и особенно Туркестана. Ожесточенное сопротивление оказали жители Сайрана, убив оставленного Галдана наместника, что вызвало повторное вторжение ойратских армий.

В 1690-1697 гг. Джунгарское ханство потерпело тяжелое поражение в войне против Цинской империи, потеряв значительную часть территории и людей, в том числе, и гибель самого Гал-Дана-Батокту. Но, несмотря на это, ойратское государство оказалось достаточно жизнеспособным. Вставший еще при жизни Галдана у руля государства его племянник Цэван-Рабдан, энергично принялся за дело укрепления ханства, повернув острие своей внешней политики в сторону Казахстана, Средней Азии и Южной Сибири.

После вторжения в 1782 г. дух народа не был сломлен. Казахи начали партизанскую войну и первая победа была одержана под руководством батыров Тайлака и Саурыка у реки Буланты (Джезказганская область). Эта местность получила название Калмак-кырылган -место гибели Калмыков. Победа усилила сопротивление и тягу к единству.

Сплотить изученных жестокой судьбой кочевников в единый народ было делом непростым. Для этого требовалось, прежде всего, держать бразды правления в крепких руках. Чтобы сохранить единство народа приходилось проявлять высокие образцы чести и достоинства, справедливости и мудрости, риска и благоразумия, способности в степном люде возбудить страстное стремление целостности и независимости. И такие люди нашлись. История знает их имена: Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би. Они явили миру качество исключительной прозорливости и величия, сумели внушить народу великую истину: тот, кто на крутом перевале истории лишился единства, тот лишается и жизни.

Их героическая жизнь и деятельность нам, потомкам - достойный урок подражания.

В истории казахского народа насчитывается более ста крупных биев являющихся крупными политическими деятелями своего времени. Бий Толе, Казыбек и Айтеке среди них были наиболее замечательными фигурами, идеологами казахской государственности непревзойденными ораторами, философами и политическими деятелями.

В 1726 г. на холме недалеко от Чимкента названного впоследствии Ордабасы - «Главная ставка» на великий сбор собрались представители всех трех казахских жузов - ханы, бии, султаны и батыры. Здесь представители разбросанных по всей степи народа выработали стратегию единства и борьбы, которые проявились: единство - в избрании сардара - главнокомандующего, борьба - в немедленном наступлении на врага и освобождении родной земли.

Этому зову вняли бесстрашные хан Абылай и Самеке, батыры Богенбай, Кабанбай, Жанибек, Наурызбай, Раймбек, Есет и другие.

Избрание сардара происходило в напряженной борьбе, но и здесь мудрость великих биев выразилось в том, что, оценив полководческие способности и личную отвагу, они поддержали кандидатуру хана Абулхаира и народное ополчение получило достойного главнокомандующего, под руководством которого было выиграно несколько сражений.

Рассматриваемый исторический период отмечен ожесточенной борьбой с внешними врагами. Казахским ханам Джангиру, Тауке, Абулхаиру, Абылаю удалось в значительной степени сконцентрировать свою власть, добиться успехов во внутренней жизни казахского общества и во время джунгарской агрессии. В значительной степени это обусловлено подъемом общественного положения батыров. В этот период выдвигаются замечательные плеяды батыров. В ряды батыров входили не только люди по происхождению из социальных верхов, но и из числа сильных, смелых, храбрых, честных и преданных родной земле людей из народных низов « кара-сюек» По историческим данным общее количество батыров из всех трех жузов, переваливает за 300.

Горячая любовь к родине, огромная природная физическая сила и сноровка, боевой опыт, мастерское владение всеми видами оружия, отличали Батыра Богенбая. В тактическом плане Богенбай был искусен в введении боевых действий с немногочисленными отрядами. Как молния обрушивался он с войском и' ошеломленного врага, разил и исчезал, оставив на земле немало убитых и раненых его воинов. Предварительно он получал необходимые сведения о количестве сил противника их места расположения. Тщательно взвесив все предпринимал летучие свои рейды. В них бок о бок сражались знаменитые 40 батыров из рода канжигали.

Блестяще зарекомендовал себя в оборонительных сражениях с джунгарами. Руководимые им войска наголову разбили калмыков на берегах Есиля, Иртыша, Шу, Сарысу, Нуры. Его отряды характеризовала высокая мобильность, как бы внезапны не были вторжения врагов, он успевал за короткое время собрать верных сарбазов и отразить самый ожесточенный натиск. Не раз выходил он на жекпе жек и одолевал сильных калмыков.

Великолепную карьеру на военном поприще сделал Кабан-бай-батыр. Прошел все ступени военной иерархии: жузбасы, мынбасы, туменбасы — начальник крупных воинских соединений. Более чем в ста кровопролитных сражениях он был победонос­ным участником. Вехи победной поступи Кабанбай-батыра: 1723 г.- оборона священного Туркестана, 1725 г — Алакольская, 1728, Шубар-тенизская, 1729 — Булантинская, 1729 Аныракайская, 1730 - Илийская, 1735 — Шаганская, 1740 — Шортинская битвы и во всех победа была на его стороне. Великовременное и пространственное измерение подвигов Кабанбая: - он гнал захватчиков от стен Туркестана до Алтайских пределов, и понадобилось ему на эту цель беспрерывных битв свыше сорока лет. За всю историю казахов Кабанбай-батыр являлся крупнейшим полководцем. Кабанбай! — имя батыра стало боевым кличем воинов из рода каракерей.

В истории освободительной борьбы казахского народа яркими звездами блистали батыры Среднего жуза Жасыбай, Малаи-сэры и Олжабай.

Батыр Олжабай вызволил из ойратского плена Аблай-хана-По преданию сам Галдан-Цэрен, джунгарский хунтайджы, решил помериться силами с казахским батыром. И Олжабай, славившийся искусством меткой стрельбы из лука, великодушно пустил стрелу в сторону когда настал его черед стрелять в противника. Он одним из первых повел сарбазов на освобождение родного Баянаула. Жасыбай-батыр в местечке «Аккелин как донбак» разбил войско джунгар. Его именем названо красивое озеро в Баянаульском районе. Имя Малайсары-батыра, прославленного героя партизанской вошло в историю как имя храброго воина, для которого не существовало заботы о сохранности собственной жизни.

Более двух веков назад батыр Раймбек возглавил борьбу казахов против ойратских завоевателей. Его послужной список более чем внушителен: 33 года войны и ратных подвигов, 77 боевых ранений, победа в жекпе-жек над грозным вражеским предводителем Бадам-Багатуром. Начав ратную жизнь один на своем тулпаре и с пикой, Райымбек, спустя время возглавлял казахское войско из десяти тысяч испытанных воинов. Его подвиги известны в битвах при Аныракае на озере Итишпес, где его отряды разбили полчища Сары Манжа тумена и Шуна-Добы. Его имя не только овеяно ратной славой но и священно.

Без этих и других казахских батыров за время войн с джунгарами вряд ли возможна была победа казахов.

Одним из величайших в цепи бесконечных сражений является разгром джунгарских полчищ в 1729 году к юго-западу от озера Балхаш. Эта местность получила название Аныракай — место стона и рыданий калмыков.

Почему же именно на Анракайской долине развернулось одно из крупнейших сражений в войне казахов с джунгарами, получившее название Анракайская битва? В исследованиях казахстанских ученых подчеркивается, что Анракайские горы и озеро Алаколь (Ит-Ичпес) были важными стратегическими пунктами во всей Отечественной войне 1723-30 годов. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Семиречья, отсюда по реке Чу был поход к Сарысу и горам Улытау. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалась возможность для освобождения казахских земель от джунгарского нашествия.

Кроме того, чередование различных горных ландшафтов давали хорошую возможность на этой территории вести кавалерииские атаки, предпринимать маневры и даже отступать.

Говоря о военном искусстве казахских войск, необходимо отметить, что действиям казахских отрядов была присуща определенная организованность. Готовясь к сражению, они обычно проводили разведку. Затем, направляясь к месту схватки, старались двигаться скрытно в целях обеспечения внезапности нападения Уточнения в планы битв вносились по результатам действий небольших дозоров, выяснявших обстановку.1

Командование казахских войск лучше знало местность и умело использовало высоты, балки и заросли кустарника для размещения своих главных сил, засад и резервов. В сражениях казахские отряды наступали обычно лавой (лап 6epin) или обходя противника с флангов, хорошо маневрировали. Отступая пускались на тактическую хитрость: быстро рассыпались по степи и вновь собирались в отдалении для следующего удара. Довольно действенным тактическим средством, широко использовавшимся казахами, служили палы (поджоги степи). Искусное гибкое маневрирование накладывало отпечаток на боевые порядки - они были размещены по фронту и в глубину.

Любое сражение начинали с поединков один на один (жекпе-жек), затем стрельбой из луков, для чего использовали так называемую «лаву» или использовали тактический прием «карусель» (шырайналдыру тэот).

В Анракайской битве первые 11 дней проводились поединки между батырами. В одном из поединков казахский батыр Болек поверг предводителя основной группы джунгарских войск Анрака, впоследствии место его гибели получило название Анракай, а битва стала называться Анракайская.

Довольно точные описания тактики действий казахских войск дает историк А.И. Левшин: «Набеги свои производят они по большей части ночью, нечаянно и без всякого порядка, но с удивительным стремлением и криком, имея при себе разного рода оружие, как то: сабли, ружья, стрелы, палки, каменья, наконец арканы или веревки для пленения неприятелей. Первый удар или первая атака бывает всегда сильной, и устоять против нее нелегко.

Казахские войска морально и физически были готовы к проведению Анракайской битвы. В нем приняли участие воины, сражавшиеся в Кара Тау и в предгорьях Мугоджар, при Буланты и Йлеуты, в предгорьях Улу Тау. Накануне генерального сражения высокое воинское мастерство проявил Богенбай батыр. Проникнув в лагерь противника, взял «языка», учинив допрос, получил сведения о боевом порядке противника, что позволило разработать план ведения боевых действий казахскими войсками и предопределило исход сражения. Было принято решение разделить казахские войска на две части и применить тактические приемы «Журе согыс» (бой с преследованием) и «Аша согыс» (бой на двух направлениях).

Анракайская битва была единым звеном в наступлении казахских войск в восточном и северном направлениях. Одни шли на север - через Сары Су и Улу Тау, другие на восток - через долины рек Талас и Чу. Район Анракайского поля был ключом к наступлению казахских дружинников в Семиречье. С другой стороны он давал возможность продвижению по северному Прибалхашью - через речки Моинты, Токрау в направлении северо-востока Сары Арки. По преданиям это сражение длилось 40 дней. Это было множество поединков, противоборств различных отрядов.

Со стороны казахов в этой битве приняли участие 29 тыс. воинов, а со стороны ойратов 25 тысяч.

Началу общего наступления предшествовала тщательная подготовка войск. Важнейшими тактическими приемами стали: массирование сил на двух главных направлениях, стремительные атаки на отдельных направлениях, применение рассыпного конного строя или в необходимых случаях плотных отрядов, с широким маневром. Исследования военных историков показывают, что огромную роль в любой битве (сражении) играет умелое руководство войсками, победа казахов внесла перелом во всю военную кампанию, началось повальное отступление джунгар по реке Или.

Казалось, что победа близка, если бы не событие, которое коренным образом изменило историю Казахстана. После Аныракайской битвы из-за вспыхнувших между ханами Абуламамбетом, Самеке и Абулхаиром разногласий по вопросу о том, кому быть старшим ханом трех жузов казахи не смогли воспользоваться военными и политическими результатами этой победы и развить успех.

Абулхаир-хан с многочисленным войском Младшего жуза и хан Самеке со своей армией удаляются в свои владения. Их уход имел самые драматические последствия для народных судеб. Через некоторое время Младший и Средний жузы принимают русское подданство. Оставшись один на один с грозным еще Джунгарским ханством. Старший жуз вынужден был ему покориться. Так в 30-40-е годы XVIII в казахский народ потерял свою свободу, а казахское ханство перестало существовать как единое независимое государство. Что касается Старшего жуза, то после разгрома китайскими войсками Джунгарии полного истребления его населения, он обретя относительную независимость в конце XVIII века попадает под власть Ташкентского правительства затем и Кокандского ханства, пока не был присоединен к России в 1865 г. Самостоятельность казахского государства не могли восстановить ни Абулхаир ни Аблай, объединивший после разгрома Джунгарского ханства Средний и Старший жузы, ибо захватив восточный Туркестан и разгромив Джунгарию стремительно продвигалась в Среднюю Азию Китайская империя. Казахскую степь взяли в жестокие тиски с одной стороны Цинская империя, а с другой стороны — царская Россия.

Для казахского народа вновь важное значение приобрели вопросы внешней безопасности внутреннего мира и спокойствия, а обеспечить это могла Россия. Но не следует преувеличивать сте­пень добровольности вхождения Казахстана в состав России, для казахов это был тяжелый вынужденный шаг, диктовавшийся сложившейся обстановкой. Во многом нелестные обвинения, вплоть до предания суду истории, бросаются в адрес Абулхаир-хана. Процесс принятия русского подданства далеко не прост и требует внимательного исследования. А роль Абулхаира в истории как политического деятеля (военная же его карьера, как полководца главнокомандующего казахского ополчения в 33 года не вызывает сомнений не говор о личной отваге), заключается в том, что он искал и нашел благоприятный выход из крайне трудного положения в лице России как выгодного союзника-покровителя. Точно также поступили при аналогичных условиях Грузия, Армения, Украина, когда искали защиты у России от султанской Турции, шахского Ирана или католической Польши.

Величие Абулхаира в том, что он был необходим в эту эпоху, был востребован историей. Он сумел подняться над узкокастовыми интересами, в отличие от других представителей степной аристократии.

Таким образом, история войн казахского народа с джунгарами в основной логике своих выводов учит, что история побед в ней — это история единства народа Казахстана.

И, несмотря на имевший место драматизм неудач, казахи одерживали великие победы, источниками которых были стратегическое и тактическое искусство казахских султанов, ханов и батыров, единство народа и мудрость великих биев.

Воинская доблесть высоко ценилась. За личную храбрость в сражении и умелое руководство подчиненными присваивался титул батыра. Как титул слово батыр прибавлялось к собственному имени храбреца, получить его за свои воинские качества мог лю­бой свободный член казахского общества, будь он рядовым вои­ном или принцем. Подвиги батыров прославляли степные певцы-импровизаторы, акыны. Позже батыры стали военным сословием. Если посмотреть хронику тех лет прочитать архивные документы, посвященные борьбе казахов против джунгарского нашествия то можно увидеть, что батыры были одной из движущих сил развития военного искусства того времени.

В 1710 году недалеко от Туркестана состоялось собрание представителей всех трех казахских жузов. По свидетельству русского историка Н. Гавердовского, на нем решался вопрос об отношениях с джунгарами. Одни предлагали «Положиться на укрепления Ташкента», другие — «искать милости от хунтайджи», третьи - партия войны, которую возглавил Богенбай батыр, настаивали на вооруженном сопротивлении, Они победили. Было решено создать новое ополчение, возглавить которую, было поручено Богенбай батыру.

Как крупный полководец Богенбай батыр хорошо знал стратегию и тактику. Один из последних крупных походов был поход на территорию Аягуза 1750 годах. Джунгары не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбая, потерпели крупное поражение.

В 1756-1758 годах Богенбай батыр выступил в великое сражение под Талкы с китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи. Он вместе с Кабанбай батыром одним из первых вступил в борьбу с джунгарами.

Наурызбай -батыр родился в местечке Серик-(Жамбылский район Алматинской обл.)Его боевым крещением было Анракайское сражение, в ходе которого он показал не только храбрость, но и талант военного руководителя. В ходе сражения он со своей сотней преследует войска Шамалхана, разбивает их, и словно овечье стадо пригоняет пленных к Богенбай батыру. Одним из тактических приемов, который Наурызбай батыр применял в сражениях, был вызов им перед боем на поединок предводителя врага. Наурызбай батыр в ходе его обязательно побеждал его. Что отрицательно сказывалось на боевом духе воинов. Парализовав этим волю врага нападал на неприятеля и добивался победы. Весной 1730 года Наурызбай батыра избирают главным полководцем казахского войска - он становится Бас-батыром.

Несмотря на победу казахов в Анракайском сражении, предводителей джунгар Шамалхан и Каскелен захватили территорию Старшего жуза и стали готовиться к новой войне с казахами. Для освобождения территории Старшего жуза, он собрал войска в Семиречье. Он остается верен своей тактике: сражения начинаются с поединка Наурызбай батыра и джунгарского полководца Каскелена. Поединок длился недолго, Н. одолевает своего противника и убивает Каскелена пронзив ему в грудь копьем. В одном бою на поединке он убивает джунгарского полководца Боролдая. За его храбрость и отвагу, полководческий ум, он удостоился чести быть знаменосцем казахского войска у Аблай хана.

Ер Жанибек Шакшакулы (1693-1752 гг.) В 1717 году перед началом сражения казахов на реке Аягуз, Жанибек первым откликнулся на вызов вражеского батыра - великана на традиционный смертный поединок перед боем и сумел одолеть джунгарского витязя. Этим подвигом он завоевал высокий авторитет батыра в глазах воинов. Жанибек, как и его предки, начал создавать свое ополчение и добиваться в нем необходимого уровня выучки и дисциплины. В 1724 г. ополчение Жанибека представляла собой обученное войско, которое появлялось в самых неожиданных местах и молниеносно исчезало, нанося ощутимый урон живой силе. В 1727 г. ополчение Жанибека батыра проявилось полностью в знаменитом Анракайском сражении, где ему было поручено Абулхаиром командование левым флангом казахского войска. Примечателен тот факт, что ополчение Жанибека с момента создания в 1727 году на протяжении четверти века непрерывных боев с противником ни разу не терпело поражения, Жанибек следовал принципу «Победа малой ценой или временное отступление». Он никогда не ввязывался в бой, не взвесив силы и средства противника и свои. Жанибек заранее предусматривал возможности для временного отступления, чтобы совершив неожиданный маневр вновь обрушиться на противника. С большим успехом использовал фактор громадной территории Казахстана -целенаправленно заманивая неприятеля в незнакомые для него районы. Затем изматывал противостоящие силы неожиданными и непрерывными нападениями конных отрядов с разных сторон. Он точно предугадывал пути отступления вражеского войска и на этих направлениях устраивал засады. О том, что Жанибек был выдающимся военным стратегом, говорит и тот Факт что половина северных территорий была освобождена его ополчением. Большое внимание Жанибек батыр уделял обучению и воспитанию будущих батыров. За свою военную деятельность он подготовил целую плеяду легендарных батыров 20-40-х годов 18 века, таких как Конакая батыра Жанкисыулы, Карабалчана Алдиярулы, Толебатыра Ырысымбетулы.

Карасай Алтынайулы - казахский батыр, полководец, возглавлял казахские войска в освободительной войне против джунгарского нашествия в Семиречье. Он потомок Шапрашты в 36 поколении. Первое боевое крещение Карасай получил в 1620 году; когда Есим-хан напал с 30-ю тысячным войском на джунгар. Знаменосец казахского войска 79 летний шапрашты Жанай батыр не смог участвовать в той битве на черном Иртыше и вручил Знамя в руки 17 летнему Карасаю. В этом же году Карасай отличился в битве на Тоболе, когда он пленил вместе с женами и детьми двух ойратских тайджи Той-лы и Каркалы. В 1627 году возглавляемое им войско одолело превосходящие силы ойратов в битве на западе Хазарского моря. Он в поединках победил Манджы, его брата Танджи и уничтожил еще 11 врагов. Храбрый и сильный воин, он отлично разбирался в тактике и стратегии военного искусства и внес большой вклад в развитие ратного дела. Примеров этому множество: сражения, достоявшихся в 1643 г. на Орбулаке и разгром 23-тысячного войска калмыков у города Тараз.

Карасай - батыру принадлежит заслуга в том, что казахи начали использовать в ратном деле такие приемы, как укрытие в окопах, организация снайперских групп, разведка боем. Благодаря его дальновидности, по всему периметру границ были возведены достаточно высокие и заметные издалека сторожевые курганы, которые были призваны обозначить границы Казахов и вместе с тем служили для сигнального оповещения населения опасностям в случае приближения врага. На них зажигались костры. Карасай батыр по собственному почину изучил территорию Казахстана, чтобы предусмотреть наиболее вероятные места концентрации сил противника и в случае широкомасштабной агрессии против казахов, а также скрытые, удобные для неожиданного появления, подходя к этим местам.

Карасай батыр придерживался тактики «Стрел», разработанной любимым батыром Чингисхана Джебе - Нояном, суть, которой он сам разъяснял так: «Поражать противника как стрела, неожиданно прилетевшая из неведомого далека». Мастером этой тактики был и Карасай батыр. Он предпочитал прежде изучить все особенности местности, и только потом ввязывается в бой. Он был прирожденным военным топографом и сформировал военно-топографическую школу Казахстана. Выдающимися представителями этой школы впервой половине 18 века были Арал-бай аксакал и Ырыскелды — батыр, которые помогали российским топографам точно нанести границу между Казахстаном и Китаем. В 1664 году в 66 лет Карасай батыр в последний раз принял участие в войне. В битве против торгаутов Карасай батыр получил тяжелое ранение и вышел из строя, после этого он, которому здоровье не позволяло участвовать в боевых действиях, стал принимать участие в управлении делами казахского ханства. В 1671 году в возрасте 73 лет он скончался.