Основные модели организаций

Современная теория организации рассматривает несколько моделей организации (табл. 2.2 ДМ), основанных на классификации, предложенной профессором А. И. Пригожиным [Lib.rus].

Организация, представленная механической моделью, действует как единый механизм, но она не учитывает мотивацию работников организации. Работник рассматривается как механизм по исполнению функций, сама организация – как инструмент решения задач.

Механистические характеризуются устойчивостью границ, преобладанием жестких «вертикальных» связей, официальным характером отношений, всесторонней регламентацией и запрограммированностью деятельности, напоминающей работу технических устройств. При решении простых повторяющихся задач в условиях стабильного окружения и определенности перспектив это бывает полезно. Такие организации обычно требуют от своих членов безусловной лояльности, ограничивают свободу информации, действий, высказываний, игнорируют мнения людей и саму их личность.

Механистическими по своей сути являются все государственные организации, крупные и средние коммерческие фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы (Дроненко).

Общинная модель функционирования организации демонстрирует ее как общность людей. Самоуправляющаяся община построена на принципах взаимных симпатий человека и группы, групповых интересах, групповых нормах поведения, поскольку взаимодействие людей вырабатывает свои специфические связи и определяет стихийную самоорганизацию. В подобных моделях неформальная структура малодоступна управлению, которое в большей степени ориентировано на мотивирование исполнителей.

Таблица 2.2