Отношение рядовых граждан к должностным лицам

Закон определяет понятия «должность» и «должностное лицо».

Должность – определенная структурой и штатным расписанием структурная единица госоргана и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

В административной науке должностным лицом в системе государственной службы считается служащий, который наделен государственно-властными полномочиями, имеет в подчинении других государственных служащих или распоряжается в административном порядке материальными и денежными ресурсами.

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти постоянно, временно или по специальному полномочию, занимающее в госучреждениях, органах местного самоуправления, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Должность, которую занимает госслужащий, определяет содержание его деятельности и правовое положение. От должности зависит объем, формы, методы участия в практическом осуществлении компетенции того органа, в котором он работает.

Согласно ст.2.Закона, должность – определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица госоргана и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Должности классифицируются по категориям и рангам. Основными критериями классификации должностей являются:

- организационно-правовой уровень органа, учреждения;

- объем и характер компетенции на конкретной должности;

- роль и место должности в структуре госоргана, учреждения.

Всего установлено 7 категорий и 15 рангов.

Рядовые граждане – граждане не относящиеся к руководящей должности, ничем не выдающиеся, обычные.

Следят за работой российского правительства 66% наших сограждан, из них треть – внимательно, две трети – от случая к случаю. Самыми важными задачами правительства люди считают обеспечение граждан доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами (46%) и повышение качества и доступности услуг здравоохранения, образования, системы социальных гарантий (44%)(ФОМ).

С конца 2009 г. в динамике частного индекса оценки властей (ИВ) обозначилась негативная тенденция. Сначала она отмечалась на фоне еще продолжавшегося роста сводного ИСН, а затем уже при стабилизации этого показателя. В итоге к началу 2011 г. уровень частного индекса, отражающего комплекс надежд на власть (ИВ), оказался ниже, чем показатели динамики оценок личного положения респондентов. Страна вплотную подошла к такому же социальному самочувствию, что и перед январем 2005 г., когда началось открытое противостояние действиям властей со стороны недовольных пенсионеров. И далеко не только их (к возмущению по поводу лишения права бесплатного проезда тогда быстро присоединилось недовольство прочими аспектами обыденной жизни со стороны уже всех слоев населения, которые вспомнили и тарифы ЖКХ, и рост цен на основные продукты питания, – собственно, власть и отступила тогда из-за опасений, что лозунги недовольного населения выйдут на уровень обобщенных экономических требований).

Причин и поводов для серьезного недовольства населения в современной России предостаточно. Нерешенность проблем, накопившихся во всех основных сферах повседневной жизнедеятельности массовых слоев (жилье, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, охрана правопорядка и т.д.) может спровоцировать массовые акции протеста в любой момент.

Отметим, что локальные акции гражданского противостояния, в основном в виде забастовок на отдельных предприятиях, все последние годы не прекращались. Но позитивные оценки высшей государственной власти – безальтернативной, огражденной от серьезной критики самоцензурой – в значительной степени предотвращали проявление сколько-нибудь массового отторжения властей.

Одним из факторов повышения значимости собственных усилий в формировании социальных настроений является рост благосостояния.

В индексе социальных настроений этот аспект отражается в динамике частного индекса положения семьи (ИС). На протяжении практически всего периода измерения ИСН в группе самых обеспеченных российских граждан индекс ИС был наиболее высок – оценки собственной ситуации были лучше, чем представления о деятельности властей страны. В наиболее массовой группе российских семей по уровню материального достатка, которую назовем «обеспеченные» («денег хватает на питание и одежду, но покупка товаров для дома вызывает финансовые затруднения» – доля таких респондентов в последние годы составляет примерно 45% опрошенных) на протяжении долгого времени оценки собственной ситуации были тоже выше, чем оценки властей. Противоположная ситуация, т.е. преимущественная ориентация на власть (индекс ИВ является самым значимым), характерна для относительно бедных групп населения.

Снижение относительной значимости надежд на верховную власть, которое наблюдалось на протяжении всего 2011 г., одновременно означает рост уверенности в собственных силах.

И это делает общество более рационально настроенным, способным критически оценивать действия власти, более склонным требовать от властей выполнения обязательств – короче говоря, более подготовленным к равноправному диалогу с властью, а не к обращению с просьбами. Сейчас общество готово предъявить претензии к властям более чем когда-либо в последние годы. Инструментарий ИСН, которым мы пользуемся, показывает снижение относительной важности оценок власти (ИВ) при отсутствии признаков улучшения социального самочувствия в целом и ослаблении привычной предвыборной мобилизации общественного сознания. Незначительный рост ИСН в феврале объясняется, по нашему мнению, сезонными причинами. Динамика социального самочувствия в ближайшие месяцы может быть очень различной. В любом случае, она будет зависеть от того, насколько властям удастся избежать каких-либо действий в политической и экономической сфере, которые вызовут массовое неприятие. Запас прочности (или степень свободы маневра) у власти сейчас мал как никогда (ЛЕВАДА-ЦЕНТР).