Межличностные коммуникации в организации.

В процессе межличностной комму­никации важное значение имеет обратная связь. Исследова­тели выделяют следующие основные характеристики эффективной обратной связи:

• намерение;

• конкретность;

• описательность;

• полезность;

• своевременность;

• готовность;

• ясность;

• достоверность.

Составляющие межличностных коммуникаций:

доверие, ожидание, статус, совместимость.

Межличностные коммуникации можно рассматривать как нисходящие, восходящие и интерактивные процессы.

Пять основных целей нисходящих коммуникаций в организации:

1) постановка конкретных задач по выполнению работы;

2) обеспечение информацией о принятых в данной организации процедурах и практиках;

3) обеспечение информацией, касающейся смысла исполняемой
работы;

4) информирование подчиненных о качестве их работы;

5) представление идеологической информации для облегчения восприятия целей.

Закономерности воз­действия нисходящего потока информации на получателя:

• интерпретируя информацию, человек следует по пути наимень­шего сопротивления;

• человек более открыт для сообщений, которые созвучны имею­щимся у него представлениям, идеалам и ценностям;

• сообщения, которые противоречат ценностным установкам че­ловека, вызывают у него большее сопротивление, чем сообще­ния, противоречащие рациональной логике;

• поскольку человек испытывает постоянное желание удовлетво­рить свои потребности, сообщения, которые способствуют их удовлетворению, воспринимаются легче, чем те, которые этому не способствуют;

• когда человек видит изменения в окружающей среде, они более открыты по отношению к поступающим сообщениям;

• сообще­ние, которое может показаться сообразным в одной ситуации, в другой может представиться несообразным.

 

Восходящие коммуникации выполняют функцию оповещения о том, что делается на низших уровнях. Они лишены директив­ности. Обмен информации по восходящей — исходит в основном в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.

Методы повышения эффективности восходящих коммуникаций:

• процедура обжалования;

• политика открытых дверей;

• консультации, опрос общественного мнения;

• партисипативные методы (принятие решений с участием работников);

• использование приемов активного слушания.

 

Информация, которая передается по восходящим коммуникациям, может быть разделена на две группы:

1) информация, которая имеет технический характер и касается производственной деятельности; это жизненно важный фактор контроля в любой организации;

2) личная информация о мыслях, установках, деятельности членов коллектива.

 

Искажение информации.

Канал неформальных комму­никаций можно назвать каналом распространения слухов. Информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, чаще оказы­вается точной, нежели неточной.

По каналам распространения слухов обычно передается инфор­мация о предстоящем сокращении рабочих мест; о новых мерах по наказаниям за опоздания; об изменениях в структуре организации; о грядущих перемещениях и повышениях; подробно излагается спор двух руководителей на последнем совещании; сообщается, кто кому назначил свидание после рабочего дня.

 

Современные коммуникационные технологии в организа­ции.

Уп­равленческие информационные системы представляют современные достижения информационных технологий. Данные системы включают в себя компьютеры, их программное обеспече­ние, обрабатываемые данные, основной персонал и пользователей.

Многие организации используют новые информационные тех­нологии для совершенствования процесса внутренних коммуникаций. Примером может служить практика применения внутриорганизационных видеоконференций, создание страниц в Интернете, доступных всем работникам, формирование адресной сети электронной почты.

Современная система персональных телекоммуникационных услуг использует цифровую компьютерную электронику, способную передавать данные, графические изображения и видеоматериалы.

Современные телекоммуникационные технологии доступны многим современным организациям: определители номера телефонного абонента, электронная почта, голосовые, интеллектуальные автоответчики, электронные доски объявлений и т.п.