ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе, в соответствии с поставленной целью, проведен анализ проблем формирования эффективной системы стратегического развития ООО ТК «АвтоТрансРегион».

Проведенный анализ показал, что сегодня ООО ТК «АвтоТрансРегион» - это динамично растущая компания, которая последовательно увеличивает спектр инновационных услуг в сфере транспорта в соответствии с растущими потребностями транспортного рынка страны. Стратегические планы включают дальнейшее расширение присутствия в российских регионах, развитие сопутствующих основному виду деятельности дополнительных услуг, совершенствование технологий хранения и перевозки грузов.

Анализ внешний среды показал, что лучший ориентир для стратегических действий собственной компании – это определение того, что делают и что собираются делать конкуренты, иначе предприятие вынуждено все время находиться в защитной позиции.

Таким образом, отрасль услуг по перевозкам – фрагментарная, поэтому представляет потенциально больше угроз, чем благоприятных возможностей, т. к. вход в такие отрасли сравнительно легок.

Анализ внутренней среды показал, что необходимо отметить уровень конкурентоспособности ООО ТК «АвтоТрансРегион» в сравнении с основными конкурентами в данной отрасли. Так как компания молодая, не имеет сформированного имиджа и большой клиентской базы, то конкурентоспособность фирмы очень низкая. Компания имеет ряд преимуществ – у нее нет хорошей репутации, но у нее нет и плохой репутации, водители охотнее идут на сотрудничество с новыми организациями – условия работы проще, так как организация заинтересована в привлечении водителей. Организация заинтересована в привлечении большего числа клиентов, поэтому изначально, беря во внимание опыт работы других организаций в данной области, может предлагать более выгодные условия клиентам, не тратить время и деньги на придумывание старых проверенных методов, а искать новые. Далее сформированы основные направления и проблемы в разработке стратегии развития ООО ТК «АвтоТрансРегион», составлен план мероприятий по формированию стратегии управления.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.

2. Акатов Н.Б. Управление переходом к инновационным саморазвивающимся организациям: теория и практика: монография / Н.Б. Акатов. – Пермь: Перм.нац.исслед. политехн. ун-т, 2012. – 251 с.

3. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике : основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению "Прикладные математика и физика" или по направлениям и спец. в обл. естеств. наук, техники и технологии, систем. анализа и упр. / А.В.Андрейчиков, О.Н.Андрейчикова. - 2-е изд. - М.: Либроком, 2012. - 242с.

4. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 365 c.

5. Грант, Роберт М. Современный стратегический анализ: учеб. для слушателей, обуч. по прогр. "Мастер делового администрирования" / Роберт Грант; [пер. с англ. И.И.Малковой, под ред. В.Н.Фунтова]. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 537 c.

6. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, 2011. - 192 c.

7. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.

8. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 375 c.

9. Ким, У. Чан. Стратегия голубого океана: как создать свободную рыночную нишу и перестать бояться конкурентов: [революционная книга о стратегии] / У. Чан Ким, Рене Моборн; [пер. с англ. И.Ющенко]. - М.: HIPPO, 2010. - 254 c.

10. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент.Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело АНХ, 2013. - 488 c.

11. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. - 507 c.

12. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д.Маркова, С.А.Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 287 c.

13. Медведев, Д.Л. Эффективный Черчилль: методы, которые использовал самый известный премьер в мировой истории / Д.Медведев. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2011. - 574 c.

14. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: учебник / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.

15. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 c.

16. Нехланова, А.М. Стратегический менеджмент в АПК: учеб. пособие для студ., обуч. по направлению подгот. "Экономика и упр. на предприятии АПК" / А.М.Нехланова, М.Б.Туманова; Ассоц. "Агрообразование". - М.: КолосС, 2012. - 311 c.

17. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент.: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.

18. Пирс, II Д. Стратегический менеджмент / Д. Пирс II, Р. Робинсон; Пер. с англ. Е. Милютин. - СПб.: Питер, 2013. - 560 c.

19. Рахманова, М.С. Инновационный стратегический анализ вуза на основании теории заинтересованных сторон: монография / М.С.Рахманова, К.С.Солодухин; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. - 213 с.

20. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент: учебник / Е.В. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.

21. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2012. - 320 c.

22. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - 928 c.

23. Хорин, А.Н. Стратегический анализ: учеб. пособие для для студ. Вузов / А.Н.Хорин, В.Э.Керимов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭКСМО, 2009. - 444 c.

24. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.

25. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: учебник / В.И. Шилков. - М.: Форум, 2013. - 304 c.

26. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2010. - 240 c.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сравнение оперативного и стратегического управления

Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Миссия, предназначение Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц
Объект концентрации внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Основа построения системы управления Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, системы информационного обеспечения, рынок
Подход к управлению персоналом Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия
Критерий эффективности управления Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

PEST АНАЛИЗ

P-политическая ситуация в стране относительно стабильная - с 1 июля 2011 года прекратилось государственное лицензирование деятельности по перевозке населения, а закон о самоконтроле еще не готов -в 2013 году планируется увеличение бюджета на 11,2%, а в 2014-м - на 11,7% - к концу 2013 года по сравнению с сегодняшним днем средняя пенсия вырастет на 78 процентов, что в 1,5 раза превысит величину прожиточного минимума пенсионера в целом по стране -в 79 регионах России 1 марта 2014 года прошли выборы региональных и городских парламентов, мэров и депутатов представительных органов местного самоуправления, которые показали, что политическая система работает вполне стабильно. Наибольшую активность на этих выборах продемонстрировали те партии, которые представлены и в Государственной думе. Политическая система формируется, складывается, становится более взрослой. Сценарий: В 2013 году в Россию вернется некоторая политическая конкуренция и проявится социальная активность населения. На внешних фронтах, внутри страны возникнут более комфортные условия для рождения новых как левых, так и правых партий и движений. Экономическая ситуация вынудит стать политически активным дремлющий пока средний класс, который рассчитывал до последнего времени пересидеть трудные времена, опираясь лишь на собственные силы. E-резкое торможение развития экономики, мировой экономико-финансовый кризис затронул почти все отрасли хозяйства -курс доллара 52,30 рублей (имеет тенденцию к стабилизации), курс евро 57,35 рублей на 29.05.15. -прогноз инфляции остался неизменным, прогноз по оттоку капитала изменился в меньшую сторону. Ранее прогноз по оттоку капитала в 2013 году составлял $90 млрд. Прогноз по инфляции на 2013 год – 13%. - ЦБ купил в марте на внутреннем рынке менее $10 млрд. Сценарий: ВШЭ считает, что спад в экономике России в 2015 году будет более существенным, чем это прогнозирует правительство, и составит от 5 до 8%. В 2016 году, похоже, российская экономика будет стагнировать. В то же время, в феврале-марте этого года российская экономика нащупала локальное дно кризисного сокращения, и больше таких резких спадов не будет. Основные негативные шоки уже прошли; снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, снижение цен на основные товары российского экспорта, закрытие мировых кредитных рынков уже оказали своё влияние в октябре 2014 года - январе 2015 года, мгновенно переведя экономику от солидного экономического роста в 7-8% в год к сопоставимому по скорости спаду. В нынешнем году ожидается падение ВВП на 5,6%.
S- за январь 2013 года начисленная заработная плата в России сократилась примерно на 25 % по сравнению с декабрем 2012 года, на начало 2013 года уровень безработицы составил в России около 5 % -встает вопрос, будут ли востребованы молодые специалисты, выпускники ВУЗов -собираются ЕГЭ сделать обязательным условием для поступления в ВУЗы - В 2015 году в России демографическая ситуация ухудшится, в том числе из-за финансового кризиса Сценарий Прогноз на ближайшее будущее по обществу не совсем благоприятен. Количество потребителей на рынке услуг по перевозке снизилось, но незначительно. Рост ​социальной напряженности. T-технологические изменения фактически не инициируются властью и организованным вокруг государства обществом -значимые тенденции в НИОКР и новые патенты не имеют большого значения в отрасли -скорость изменения новых технологий достаточно низкая -имеется тенденции к появлению новых продуктов отрасли Сценарий Новые технологии в отрасли тормозят свое развитие, нет возможности внедрять появляющиеся новые технологии, технологические факторы могут оказать влияние на отрасль.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

SNW-анализ

Наименование стратегической позиции Количественная оценка Комментарии
Стратегия организации Стратегия является успешной, т. к. показатели работы начинающей фирмы довольно высокие
Бизнес-стратегии Продукт нейтрально востребован и достаточно конкурентоспособен
Оргструктура Организация оргструктуры слабая, т. к. все подчиняются и генеральному и финансовому директору, что ведет к потере информации и ее неправильной интерпретации
Финансы, как общее финансовое положение Слабое финансовое положение, недостаточно денег на рекламу, клиенты вовремя не оплачивают счета – работникам не выплачивают вовремя зарплату. Очень низкий уровень бухгалтерского учета
Продукт как конкурентоспособность в целом Продукт довольно конкурентоспособен, т. к. всегда пользуется спросом
Структура затрат Структура затрат достаточно оптимальная, в основном финансирование направлено на рекламу и поиск клиентов
Дистрибуция как система реализации продукции Слабо развита - изменение условий в соответствии с пожеланиями клиентов, система скидок не в ущерб себе
Информационная технология Информационная технология слабая, недостаток каналов связи и рекламы
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов Практически отсутствует, взят опыт работы у других подобных фирм, тарифы и условия работы водителей – индивидуальные
Способность к лидерству в целом Ниже среднего, т. к. предприятие молодое – имидж не сформирован
Уровень производства в целом Низкий, плохие условия для работы
Уровень маркетинга Средний – конкурентоспособные цены, система скидок, выгодные условия для клиентов
Уровень менеджмента Очень слабый – слабая оргструктура, неэффективное распределение работы
Качество торговой марки Качество ниже среднего, но все же не низкое, следует развивать профессионализм работников
Качество персонала Высокое, большинство с высшим образованием и опытом работы, нацелены на результат и заинтересованы в развитии компании
Репутация на рынке Молодая компания – имидж не развит
Репутация как работодателя Высокая текучесть кадров, низкая зарплата
Отношения с органами власти Отношения без особой напряженности – с документами все в порядке
Отношения с профсоюзами Нет отношений
Отношения со смежниками Практически не поддерживает отношений
Инновации как исследования и разработки Проводятся маркетинговые исследования, разрабатывается более эффективная система общения с клиентами
Послепродажное обслуживание Проведение контроля качества выполняемых услуг – устранение разногласий с клиентами
Степень вертикальной интегрированности Все сотрудники подчиняются практически одному директору
Корпоративная культура Практически отсутствует – не является приоритетом в развитии компании
Стратегические альянсы Взаимовыгодное сотрудничество с двумя фирмами, но эффективные результаты отсутствуют

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МАТРИЦА SWOT АНАЛИЗА для ООО ТК «АвтоТрансРегион»

  Возможности внешней среды 1. Приезд в город большого количества людей 2.Расширение фирм, сотрудничающих с компанией – увеличение сотрудников, следовательно, заказов 3.Возникновение новых предприятий – потенциальных партнеров Угрозы внешней среды 1.Открытие новых фирм-конкурентов 2.Неплатежеспособность заказчиков 3.Ухудшение экономической ситуации
Сильные стороны 1.Потребность жителей и предприятий в перевозках 2.Низкие цены 3. Быстрая реакция на изменения во внешней среде Поле СиВ Приезд большего количества людей в город увеличит потребность в перевозках. Расширение предприятий города будет также способствовать поддержанию постоянной потребности в перевозках. Возникновение новых предприятий позволит фирме привлечь большее количество клиентов. Большее количество людей будет заинтересовано более низкими ценами, чем у конкурентов. Благодаря низким ценам и развивающемуся имиджу, фирмы-партнеры и новые фирмы будут охотнее сотрудничать. Компания будет быстрее адаптироваться на изменяющемся рынке для более успешного удовлетворения спроса потребителей и развития положительного имиджа компании, тем самым привлекая новых партнеров. Поле СиУ Несмотря на открытие новых фирм-конкурентов, неплатежеспособность клиентов или ухудшение экономической ситуации в стране, потребность в перевозках тоже растет, и мы можем изменить маркетинговую политику, у нас есть преимущество (низкие цены). Потребность в перевозках существует, значит, есть возможность находить платежеспособных покупателей или предоставлять услуги и товары заказчикам в рассрочку. В город постоянно приезжают люди из других городов не только России, но и зарубежа. Низкие цены даже неплатежеспособных клиентов могут сделать платежеспособными и сгладить ухудшение экономической ситуации в стране.  
Слабые стороны 1.Небольшой опыт работы 2.Недостаточная клиентская база 3.Слабая организационная структура Приток в город людей, расширение фирм и появление новых предприятий будет возможностью получать новый опыт работы и сотрудничества, следовательно, совершенствовать организационную структуру предприятия и расширению клиентской базы Небольшой опыт работы, недостаточная клиентская база, слабая организационная структура и открытие новых фирм-конкурентов неизбежно вызовут отток части потребителей к конкурентам, неплатежеспособность заказчиков, а также плохая экономическая ситуация в стране вызовут уменьшение прибыли и количества потребителей

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

План мероприятий по формированию стратегии развития имиджа для ООО ТК «АвтоТрансРегион»

Мероприятия Методы осуществления Инструментарий Срок Ответственный исполнитель
Опрос сотрудников и ближнего окружения компании, исследование и оценка их мнения о предприятии 1)Анкетирование 2)Обработка данных на компьютере 3)Анализ полученных данных 1)Бланки анкет 2)Ручки 3)Компьютер 4)Интернет 5)Электронные носители информации 6)Телефон 5 дней Главный бухгалтер
Определение миссии ООО ТК «АвтоТрансРегион» 1)Устный и письменный опрос 2)Метод мозгового штурма 3)Анализ полученных резутатов 1)Ручки 2)Бумага 3)Компьютер 4)Интернет 5)Электронные носители информации 6)Телефон 7 дней Директор, главный бухгалтер
Размещение рекламы в Интернете 1)Переговоры с фирмой, оказывающей данную услугу 2)Заключение договора с фирмой 3)Разработка макета 1)Телефон 2)Макет рекламного баннера 3)Информационный носитель 4)Компьютер 7 дней Главный бухгалтер
Проведение рекламной акции-конкурса по радио 1)Переговоры с радиостанцией 2)Заключение договора на оказание услуги 1)Телефон 2)План-график рекламной акции 3)Призы 7 дней Директор
Поиск потенциальных клиентов 1)Рассылка коммерческих предложений компаниям 2)Реклама по телефону 1)Интернет 2)Компьютер 3)Телефон 4)Информационные носители 5)Содержание коммерческого предложения 2 часа в день Главный бухгалтер
Распространение листовок с информацией о деятельности компании с купоном на предоставление скидки предъявителю 1) раздача листовок промоутерами на улице 2) раскидывание по почтовым ящикам 1) бумага 2) оргтехника 3) канцтовары   7 дней Главный бухгалтер
Распространение визиток 1) заказ на изготовление визиток 2) распространение визиток среди клиентов водителями 3) размещение визиток на специальных стендах в бизнес-центрах, кафе, магазинах 1)телефон 2) компьютер 3) макет ежедневно Главный бухгалтер
Размещение рекламных щитов и плакатов на улицах и транспорте 1) заказ рекламного плаката 2) заключение договора на размещение плаката, щита 1)телефон 2) компьютер 3) макет 7-14 дней Главный бухгалтер

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Цены компаний на изготовление и размещение в течение месяца рекламных щитов и плакатов на улицах и в бизнес-центрах Уфы

Компания Цена создания рекламного щита (биллборда), руб. Цена размещения рекламного щита (биллборда), руб. в месяц Цена размещения рекламы на транспорте в течение месяца, руб.
1-я Сувенирная Корпорация, ООО, 450000, Линейная ул., 114, тел.: (347) 225-48-05 7000,00 9000,00  
«АРТ МАСТЕР», ул.Титова,10, тел. 330-53-63 4470,00 – 17945,00 200,00 – 3589,00  
РА Кит ООО, (347)362-02-21, (347)362-03-32, www.rakit.ru 10200,00 – 164220,00    
Рекламное агентство Голливуд ООО, (347)201-25-84, (347)201-23-25, www.ra-hollywood.ru 16000,00 – 37000,00 240,00
Алвест ООО, (347)217-36-36, (347)335-70-17, www.alvest.ru   3500,00  
Визард ООО, (347)20-10-893, (347)33-56-880, www.vizaart.ru   4500,00 – 22000,00  
Street print, info@street print.ru 3200,00 – 5000,00 19000,00  
Кронос print, тел. 225-85-75 135000,00 – 150000,00  
АТР «AdBureau», natasha@adbureau.ru 16000,00 – 27000,00 4333,00 – 13167,00
     
CatCard.ru, http://www.catcard.ru 700,00 9000,00 – 9500,00  
ООО “Медиа Сервис”, Красный пр. 77 “б”, 5й этаж тел. (347) 227-91-69   303,00 – 6000,00
ООО «Инфо-Дизайн», ул. Восход, 1а, офис 203 Тел. 266-74-54   950,00
БрэндМастер, тел. 214-27-23   4040,00 – 14780,00
ул. Нижегородская, 272; Рекламное Агенство «ДизАрт» Тел. 262-61-00   300,00 – 10000,00

Направления оценки системы стимулирования и мотивации труда:

Качественные (направлены на выявление проблем стимулирования).

Количественные (создают базу для количественной оценки результатов функционирования системы стимулирования и уровня ее эффективности).

Любая оценка должна сводиться к анализу ее эффективности с точки зрения поставленных организацией базовых целей (прибыль, рентабельность, доля рынка, устойчивое развитие, исполнение социальных функций и пр.), при этом условие измеримости результата сохраняется в любом случае.

В качестве примера, иллюстрирующего применение алгоритма качественной оценки системы стимулирования и мотивации труда, возьмем методы описания ситуации и метод уточнения ограничений, приводимые А. Я. и его коллегами.

Метод описания ситуации. В основе метода описания ситуаций лежит отображение характеристик трудового поведения персонала, описывающих общую мотивацию работников и материальную ее составляющую. После этого ведется сравнение полученных описаний с «полюсами эффективности и неэффективности» работы персонала. Метод уточнения ограничений. Метод уточнения ограничений состоит в оценке ответов на вопросы, призванные охарактеризовать ограничения руководства организации, связанные с материальным вознаграждением и влиянием руководителя на коллектив. В этом смысле данный метод может применяться как часть оценки ограничений в рамках базовых этапов формирования системы мотивации и стимулирования труда и распределения полномочий и ответственности. На первом этапе проводится оценка ограничений возможностей материального стимулирования. Для этого менеджмент должен ответить на следующие вопросы: Может ли он на своем уровне управления самостоятельно устанавливать размер заработной платы своих сотрудников?

Может ли руководитель самостоятельно выписать премию своим сотрудникам?

Может ли оштрафовать работника за невыполнение своего распоряжения?

Может ли оплатить дополнительные виды работ, выполняемых в рабочее время?

На втором этапе происходит оценка влияния руководителя на коллектив.

Вопросы, ответы на которые необходимо получить в рамках данного этапа:

Может ли руководитель сделать замечание лучшему работнику, не повысив вероятности его увольнения? Может ли он поручить работнику экстренное задание руководства без обсуждения условий его оплаты и при этом быть уверенным, что задание будет выполнено? Может ли руководитель попросить работника выполнить часть своей работы и не будет ли он при этом «мучиться» вопросом, точно ли он сделает все как надо, или нет, или вдруг не сделает вовсе?

Ясно, что отрицательные ответы на поставленные вопросы говорят на первом этапе о нехватке в руках руководителя инструментов материального стимулирования, а на втором – о низкой степени влияния руководителя на трудовой коллектив и необходимости смены системы стимулирования труда.

Количественные показатели оценки эффективности системы стимулирования. Производительность труда (ПТ) – ключевой показатель эффективности системы стимулирования. Производительность труда, как и любой другой показатель эффективности, является соотношением эффекта (Э) к затратам (З), необходимым для его достижения: Эффект и затраты могут быть выражены в денежных, натуральных (физических) и условно - натуральных (часы) показателях.

Эффект может представлять собой дополнительный доход (выручку, прибыль) или экономию тех или иных расходов, если ставятся иные цели, чем финансовые показатели, то в качестве эффекта могут выступать соответствующие показатели, характеризующие уровень достижения цели.

Производительность труда (ПТ): А. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость произведенной продукции или прибыль в расчете на одного работника (приведенного к полной ставке), например, руб. /ставку (чел.), где – число ставок по штатному расписанию основных работников, всего персонала, управленческого персонала (в зависимости от целей исследования).

Б. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость продукции или прибыль в расчете на рубль ФОТ:

руб./ руб. где ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них.

В. Производительность как сопоставление фактических результатов с плановыми.

где – фактическое время выполнения задания, а НЧ – утвержденный норматив часов. Г. Количество произведенной продукции, обслуженных клиентов, обработанных заказов отнесенных, к среднесписочному числу работников, приведенных к полной ставке или времени работы (в последнем случае показатель оценивает интенсивность труда). шт./ руб. где – количество произведенной продукции, ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них. Где К. – количество работников. Возможны и другие варианты оценки производительности труда, например, изменение выработки или количества клиентов на единицу изменения ФОТ или затрат на стимулирование.

Направления оценки системы стимулирования и мотивации труда:

Качественные (направлены на выявление проблем стимулирования).

Количественные (создают базу для количественной оценки результатов функционирования системы стимулирования и уровня ее эффективности).

Любая оценка должна сводиться к анализу ее эффективности с точки зрения поставленных организацией базовых целей (прибыль, рентабельность, доля рынка, устойчивое развитие, исполнение социальных функций и пр.), при этом условие измеримости результата сохраняется в любом случае.

В качестве примера, иллюстрирующего применение алгоритма качественной оценки системы стимулирования и мотивации труда, возьмем методы описания ситуации и метод уточнения ограничений, приводимые А. Я. и его коллегами.

Метод описания ситуации. В основе метода описания ситуаций лежит отображение характеристик трудового поведения персонала, описывающих общую мотивацию работников и материальную ее составляющую. После этого ведется сравнение полученных описаний с «полюсами эффективности и неэффективности» работы персонала. Метод уточнения ограничений. Метод уточнения ограничений состоит в оценке ответов на вопросы, призванные охарактеризовать ограничения руководства организации, связанные с материальным вознаграждением и влиянием руководителя на коллектив. В этом смысле данный метод может применяться как часть оценки ограничений в рамках базовых этапов формирования системы мотивации и стимулирования труда и распределения полномочий и ответственности. На первом этапе проводится оценка ограничений возможностей материального стимулирования. Для этого менеджмент должен ответить на следующие вопросы: Может ли он на своем уровне управления самостоятельно устанавливать размер заработной платы своих сотрудников?

Может ли руководитель самостоятельно выписать премию своим сотрудникам?

Может ли оштрафовать работника за невыполнение своего распоряжения?

Может ли оплатить дополнительные виды работ, выполняемых в рабочее время?

На втором этапе происходит оценка влияния руководителя на коллектив.

Вопросы, ответы на которые необходимо получить в рамках данного этапа:

Может ли руководитель сделать замечание лучшему работнику, не повысив вероятности его увольнения? Может ли он поручить работнику экстренное задание руководства без обсуждения условий его оплаты и при этом быть уверенным, что задание будет выполнено? Может ли руководитель попросить работника выполнить часть своей работы и не будет ли он при этом «мучиться» вопросом, точно ли он сделает все как надо, или нет, или вдруг не сделает вовсе?

Ясно, что отрицательные ответы на поставленные вопросы говорят на первом этапе о нехватке в руках руководителя инструментов материального стимулирования, а на втором – о низкой степени влияния руководителя на трудовой коллектив и необходимости смены системы стимулирования труда.

Количественные показатели оценки эффективности системы стимулирования. Производительность труда (ПТ) – ключевой показатель эффективности системы стимулирования. Производительность труда, как и любой другой показатель эффективности, является соотношением эффекта (Э) к затратам (З), необходимым для его достижения: Эффект и затраты могут быть выражены в денежных, натуральных (физических) и условно - натуральных (часы) показателях.

Эффект может представлять собой дополнительный доход (выручку, прибыль) или экономию тех или иных расходов, если ставятся иные цели, чем финансовые показатели, то в качестве эффекта могут выступать соответствующие показатели, характеризующие уровень достижения цели.

Производительность труда (ПТ): А. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость произведенной продукции или прибыль в расчете на одного работника (приведенного к полной ставке), например, руб. /ставку (чел.), где – число ставок по штатному расписанию основных работников, всего персонала, управленческого персонала (в зависимости от целей исследования).

Б. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость продукции или прибыль в расчете на рубль ФОТ:

руб./ руб. где ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них.

В. Производительность как сопоставление фактических результатов с плановыми.

где – фактическое время выполнения задания, а НЧ – утвержденный норматив часов. Г. Количество произведенной продукции, обслуженных клиентов, обработанных заказов отнесенных, к среднесписочному числу работников, приведенных к полной ставке или времени работы (в последнем случае показатель оценивает интенсивность труда). шт./ руб. где – количество произведенной продукции, ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них. Где К. – количество работников. Возможны и другие варианты оценки производительности труда, например, изменение выработки или количества клиентов на единицу изменения ФОТ или затрат на стимулирование.

Направления оценки системы стимулирования и мотивации труда:

Качественные (направлены на выявление проблем стимулирования).

Количественные (создают базу для количественной оценки результатов функционирования системы стимулирования и уровня ее эффективности).

Любая оценка должна сводиться к анализу ее эффективности с точки зрения поставленных организацией базовых целей (прибыль, рентабельность, доля рынка, устойчивое развитие, исполнение социальных функций и пр.), при этом условие измеримости результата сохраняется в любом случае.

В качестве примера, иллюстрирующего применение алгоритма качественной оценки системы стимулирования и мотивации труда, возьмем методы описания ситуации и метод уточнения ограничений, приводимые А. Я. и его коллегами.

Метод описания ситуации. В основе метода описания ситуаций лежит отображение характеристик трудового поведения персонала, описывающих общую мотивацию работников и материальную ее составляющую. После этого ведется сравнение полученных описаний с «полюсами эффективности и неэффективности» работы персонала. Метод уточнения ограничений. Метод уточнения ограничений состоит в оценке ответов на вопросы, призванные охарактеризовать ограничения руководства организации, связанные с материальным вознаграждением и влиянием руководителя на коллектив. В этом смысле данный метод может применяться как часть оценки ограничений в рамках базовых этапов формирования системы мотивации и стимулирования труда и распределения полномочий и ответственности. На первом этапе проводится оценка ограничений возможностей материального стимулирования. Для этого менеджмент должен ответить на следующие вопросы: Может ли он на своем уровне управления самостоятельно устанавливать размер заработной платы своих сотрудников?

Может ли руководитель самостоятельно выписать премию своим сотрудникам?

Может ли оштрафовать работника за невыполнение своего распоряжения?

Может ли оплатить дополнительные виды работ, выполняемых в рабочее время?

На втором этапе происходит оценка влияния руководителя на коллектив.

Вопросы, ответы на которые необходимо получить в рамках данного этапа:

Может ли руководитель сделать замечание лучшему работнику, не повысив вероятности его увольнения? Может ли он поручить работнику экстренное задание руководства без обсуждения условий его оплаты и при этом быть уверенным, что задание будет выполнено? Может ли руководитель попросить работника выполнить часть своей работы и не будет ли он при этом «мучиться» вопросом, точно ли он сделает все как надо, или нет, или вдруг не сделает вовсе?

Ясно, что отрицательные ответы на поставленные вопросы говорят на первом этапе о нехватке в руках руководителя инструментов материального стимулирования, а на втором – о низкой степени влияния руководителя на трудовой коллектив и необходимости смены системы стимулирования труда.

Количественные показатели оценки эффективности системы стимулирования. Производительность труда (ПТ) – ключевой показатель эффективности системы стимулирования. Производительность труда, как и любой другой показатель эффективности, является соотношением эффекта (Э) к затратам (З), необходимым для его достижения: Эффект и затраты могут быть выражены в денежных, натуральных (физических) и условно - натуральных (часы) показателях.

Эффект может представлять собой дополнительный доход (выручку, прибыль) или экономию тех или иных расходов, если ставятся иные цели, чем финансовые показатели, то в качестве эффекта могут выступать соответствующие показатели, характеризующие уровень достижения цели.

Производительность труда (ПТ): А. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость произведенной продукции или прибыль в расчете на одного работника (приведенного к полной ставке), например, руб. /ставку (чел.), где – число ставок по штатному расписанию основных работников, всего персонала, управленческого персонала (в зависимости от целей исследования).

Б. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость продукции или прибыль в расчете на рубль ФОТ:

руб./ руб. где ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них.

В. Производительность как сопоставление фактических результатов с плановыми.

где – фактическое время выполнения задания, а НЧ – утвержденный норматив часов. Г. Количество произведенной продукции, обслуженных клиентов, обработанных заказов отнесенных, к среднесписочному числу работников, приведенных к полной ставке или времени работы (в последнем случае показатель оценивает интенсивность труда). шт./ руб. где – количество произведенной продукции, ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них. Где К. – количество работников. Возможны и другие варианты оценки производительности труда, например, изменение выработки или количества клиентов на единицу изменения ФОТ или затрат на стимулирование.

Направления оценки системы стимулирования и мотивации труда:

Качественные (направлены на выявление проблем стимулирования).

Количественные (создают базу для количественной оценки результатов функционирования системы стимулирования и уровня ее эффективности).

Любая оценка должна сводиться к анализу ее эффективности с точки зрения поставленных организацией базовых целей (прибыль, рентабельность, доля рынка, устойчивое развитие, исполнение социальных функций и пр.), при этом условие измеримости результата сохраняется в любом случае.

В качестве примера, иллюстрирующего применение алгоритма качественной оценки системы стимулирования и мотивации труда, возьмем методы описания ситуации и метод уточнения ограничений, приводимые А. Я. и его коллегами.

Метод описания ситуации. В основе метода описания ситуаций лежит отображение характеристик трудового поведения персонала, описывающих общую мотивацию работников и материальную ее составляющую. После этого ведется сравнение полученных описаний с «полюсами эффективности и неэффективности» работы персонала. Метод уточнения ограничений. Метод уточнения ограничений состоит в оценке ответов на вопросы, призванные охарактеризовать ограничения руководства организации, связанные с материальным вознаграждением и влиянием руководителя на коллектив. В этом смысле данный метод может применяться как часть оценки ограничений в рамках базовых этапов формирования системы мотивации и стимулирования труда и распределения полномочий и ответственности. На первом этапе проводится оценка ограничений возможностей материального стимулирования. Для этого менеджмент должен ответить на следующие вопросы: Может ли он на своем уровне управления самостоятельно устанавливать размер заработной платы своих сотрудников?

Может ли руководитель самостоятельно выписать премию своим сотрудникам?

Может ли оштрафовать работника за невыполнение своего распоряжения?

Может ли оплатить дополнительные виды работ, выполняемых в рабочее время?

На втором этапе происходит оценка влияния руководителя на коллектив.

Вопросы, ответы на которые необходимо получить в рамках данного этапа:

Может ли руководитель сделать замечание лучшему работнику, не повысив вероятности его увольнения? Может ли он поручить работнику экстренное задание руководства без обсуждения условий его оплаты и при этом быть уверенным, что задание будет выполнено? Может ли руководитель попросить работника выполнить часть своей работы и не будет ли он при этом «мучиться» вопросом, точно ли он сделает все как надо, или нет, или вдруг не сделает вовсе?

Ясно, что отрицательные ответы на поставленные вопросы говорят на первом этапе о нехватке в руках руководителя инструментов материального стимулирования, а на втором – о низкой степени влияния руководителя на трудовой коллектив и необходимости смены системы стимулирования труда.

Количественные показатели оценки эффективности системы стимулирования. Производительность труда (ПТ) – ключевой показатель эффективности системы стимулирования. Производительность труда, как и любой другой показатель эффективности, является соотношением эффекта (Э) к затратам (З), необходимым для его достижения: Эффект и затраты могут быть выражены в денежных, натуральных (физических) и условно - натуральных (часы) показателях.

Эффект может представлять собой дополнительный доход (выручку, прибыль) или экономию тех или иных расходов, если ставятся иные цели, чем финансовые показатели, то в качестве эффекта могут выступать соответствующие показатели, характеризующие уровень достижения цели.

Производительность труда (ПТ): А. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость произведенной продукции или прибыль в расчете на одного работника (приведенного к полной ставке), например, руб. /ставку (чел.), где – число ставок по штатному расписанию основных работников, всего персонала, управленческого персонала (в зависимости от целей исследования).

Б. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость продукции или прибыль в расчете на рубль ФОТ:

руб./ руб. где ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них.

В. Производительность как сопоставление фактических результатов с плановыми.

где – фактическое время выполнения задания, а НЧ – утвержденный норматив часов. Г. Количество произведенной продукции, обслуженных клиентов, обработанных заказов отнесенных, к среднесписочному числу работников, приведенных к полной ставке или времени работы (в последнем случае показатель оценивает интенсивность труда). шт./ руб. где – количество произведенной продукции, ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них. Где К. – количество работников. Возможны и другие варианты оценки производительности труда, например, изменение выработки или количества клиентов на единицу изменения ФОТ или затрат на стимулирование.

Направления оценки системы стимулирования и мотивации труда:

Качественные (направлены на выявление проблем стимулирования).

Количественные (создают базу для количественной оценки результатов функционирования системы стимулирования и уровня ее эффективности).

Любая оценка должна сводиться к анализу ее эффективности с точки зрения поставленных организацией базовых целей (прибыль, рентабельность, доля рынка, устойчивое развитие, исполнение социальных функций и пр.), при этом условие измеримости результата сохраняется в любом случае.

В качестве примера, иллюстрирующего применение алгоритма качественной оценки системы стимулирования и мотивации труда, возьмем методы описания ситуации и метод уточнения ограничений, приводимые А. Я. и его коллегами.

Метод описания ситуации. В основе метода описания ситуаций лежит отображение характеристик трудового поведения персонала, описывающих общую мотивацию работников и материальную ее составляющую. После этого ведется сравнение полученных описаний с «полюсами эффективности и неэффективности» работы персонала. Метод уточнения ограничений. Метод уточнения ограничений состоит в оценке ответов на вопросы, призванные охарактеризовать ограничения руководства организации, связанные с материальным вознаграждением и влиянием руководителя на коллектив. В этом смысле данный метод может применяться как часть оценки ограничений в рамках базовых этапов формирования системы мотивации и стимулирования труда и распределения полномочий и ответственности. На первом этапе проводится оценка ограничений возможностей материального стимулирования. Для этого менеджмент должен ответить на следующие вопросы: Может ли он на своем уровне управления самостоятельно устанавливать размер заработной платы своих сотрудников?

Может ли руководитель самостоятельно выписать премию своим сотрудникам?

Может ли оштрафовать работника за невыполнение своего распоряжения?

Может ли оплатить дополнительные виды работ, выполняемых в рабочее время?

На втором этапе происходит оценка влияния руководителя на коллектив.

Вопросы, ответы на которые необходимо получить в рамках данного этапа:

Может ли руководитель сделать замечание лучшему работнику, не повысив вероятности его увольнения? Может ли он поручить работнику экстренное задание руководства без обсуждения условий его оплаты и при этом быть уверенным, что задание будет выполнено? Может ли руководитель попросить работника выполнить часть своей работы и не будет ли он при этом «мучиться» вопросом, точно ли он сделает все как надо, или нет, или вдруг не сделает вовсе?

Ясно, что отрицательные ответы на поставленные вопросы говорят на первом этапе о нехватке в руках руководителя инструментов материального стимулирования, а на втором – о низкой степени влияния руководителя на трудовой коллектив и необходимости смены системы стимулирования труда.

Количественные показатели оценки эффективности системы стимулирования. Производительность труда (ПТ) – ключевой показатель эффективности системы стимулирования. Производительность труда, как и любой другой показатель эффективности, является соотношением эффекта (Э) к затратам (З), необходимым для его достижения: Эффект и затраты могут быть выражены в денежных, натуральных (физических) и условно - натуральных (часы) показателях.

Эффект может представлять собой дополнительный доход (выручку, прибыль) или экономию тех или иных расходов, если ставятся иные цели, чем финансовые показатели, то в качестве эффекта могут выступать соответствующие показатели, характеризующие уровень достижения цели.

Производительность труда (ПТ): А. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость произведенной продукции или прибыль в расчете на одного работника (приведенного к полной ставке), например, руб. /ставку (чел.), где – число ставок по штатному расписанию основных работников, всего персонала, управленческого персонала (в зависимости от целей исследования).

Б. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость продукции или прибыль в расчете на рубль ФОТ:

руб./ руб. где ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них.

В. Производительность как сопоставление фактических результатов с плановыми.

где – фактическое время выполнения задания, а НЧ – утвержденный норматив часов. Г. Количество произведенной продукции, обслуженных клиентов, обработанных заказов отнесенных, к среднесписочному числу работников, приведенных к полной ставке или времени работы (в последнем случае показатель оценивает интенсивность труда). шт./ руб. где – количество произведенной продукции, ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них. Где К. – количество работников. Возможны и другие варианты оценки производительности труда, например, изменение выработки или количества клиентов на единицу изменения ФОТ или затрат на стимулирование.

Направления оценки системы стимулирования и мотивации труда:

Качественные (направлены на выявление проблем стимулирования).

Количественные (создают базу для количественной оценки результатов функционирования системы стимулирования и уровня ее эффективности).

Любая оценка должна сводиться к анализу ее эффективности с точки зрения поставленных организацией базовых целей (прибыль, рентабельность, доля рынка, устойчивое развитие, исполнение социальных функций и пр.), при этом условие измеримости результата сохраняется в любом случае.

В качестве примера, иллюстрирующего применение алгоритма качественной оценки системы стимулирования и мотивации труда, возьмем методы описания ситуации и метод уточнения ограничений, приводимые А. Я. и его коллегами.

Метод описания ситуации. В основе метода описания ситуаций лежит отображение характеристик трудового поведения персонала, описывающих общую мотивацию работников и материальную ее составляющую. После этого ведется сравнение полученных описаний с «полюсами эффективности и неэффективности» работы персонала. Метод уточнения ограничений. Метод уточнения ограничений состоит в оценке ответов на вопросы, призванные охарактеризовать ограничения руководства организации, связанные с материальным вознаграждением и влиянием руководителя на коллектив. В этом смысле данный метод может применяться как часть оценки ограничений в рамках базовых этапов формирования системы мотивации и стимулирования труда и распределения полномочий и ответственности. На первом этапе проводится оценка ограничений возможностей материального стимулирования. Для этого менеджмент должен ответить на следующие вопросы: Может ли он на своем уровне управления самостоятельно устанавливать размер заработной платы своих сотрудников?

Может ли руководитель самостоятельно выписать премию своим сотрудникам?

Может ли оштрафовать работника за невыполнение своего распоряжения?

Может ли оплатить дополнительные виды работ, выполняемых в рабочее время?

На втором этапе происходит оценка влияния руководителя на коллектив.

Вопросы, ответы на которые необходимо получить в рамках данного этапа:

Может ли руководитель сделать замечание лучшему работнику, не повысив вероятности его увольнения? Может ли он поручить работнику экстренное задание руководства без обсуждения условий его оплаты и при этом быть уверенным, что задание будет выполнено? Может ли руководитель попросить работника выполнить часть своей работы и не будет ли он при этом «мучиться» вопросом, точно ли он сделает все как надо, или нет, или вдруг не сделает вовсе?

Ясно, что отрицательные ответы на поставленные вопросы говорят на первом этапе о нехватке в руках руководителя инструментов материального стимулирования, а на втором – о низкой степени влияния руководителя на трудовой коллектив и необходимости смены системы стимулирования труда.

Количественные показатели оценки эффективности системы стимулирования. Производительность труда (ПТ) – ключевой показатель эффективности системы стимулирования. Производительность труда, как и любой другой показатель эффективности, является соотношением эффекта (Э) к затратам (З), необходимым для его достижения: Эффект и затраты могут быть выражены в денежных, натуральных (физических) и условно - натуральных (часы) показателях.

Эффект может представлять собой дополнительный доход (выручку, прибыль) или экономию тех или иных расходов, если ставятся иные цели, чем финансовые показатели, то в качестве эффекта могут выступать соответствующие показатели, характеризующие уровень достижения цели.

Производительность труда (ПТ): А. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость произведенной продукции или прибыль в расчете на одного работника (приведенного к полной ставке), например, руб. /ставку (чел.), где – число ставок по штатному расписанию основных работников, всего персонала, управленческого персонала (в зависимости от целей исследования).

Б. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость продукции или прибыль в расчете на рубль ФОТ:

руб./ руб. где ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них.

В. Производительность как сопоставление фактических результатов с плановыми.

где – фактическое время выполнения задания, а НЧ – утвержденный норматив часов. Г. Количество произведенной продукции, обслуженных клиентов, обработанных заказов отнесенных, к среднесписочному числу работников, приведенных к полной ставке или времени работы (в последнем случае показатель оценивает интенсивность труда). шт./ руб. где – количество произведенной продукции, ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них. Где К. – количество работников. Возможны и другие варианты оценки производительности труда, например, изменение выработки или количества клиентов на единицу изменения ФОТ или затрат на стимулирование.

Направления оценки системы стимулирования и мотивации труда:

Качественные (направлены на выявление проблем стимулирования).

Количественные (создают базу для количественной оценки результатов функционирования системы стимулирования и уровня ее эффективности).

Любая оценка должна сводиться к анализу ее эффективности с точки зрения поставленных организацией базовых целей (прибыль, рентабельность, доля рынка, устойчивое развитие, исполнение социальных функций и пр.), при этом условие измеримости результата сохраняется в любом случае.

В качестве примера, иллюстрирующего применение алгоритма качественной оценки системы стимулирования и мотивации труда, возьмем методы описания ситуации и метод уточнения ограничений, приводимые А. Я. и его коллегами.

Метод описания ситуации. В основе метода описания ситуаций лежит отображение характеристик трудового поведения персонала, описывающих общую мотивацию работников и материальную ее составляющую. После этого ведется сравнение полученных описаний с «полюсами эффективности и неэффективности» работы персонала. Метод уточнения ограничений. Метод уточнения ограничений состоит в оценке ответов на вопросы, призванные охарактеризовать ограничения руководства организации, связанные с материальным вознаграждением и влиянием руководителя на коллектив. В этом смысле данный метод может применяться как часть оценки ограничений в рамках базовых этапов формирования системы мотивации и стимулирования труда и распределения полномочий и ответственности. На первом этапе проводится оценка ограничений возможностей материального стимулирования. Для этого менеджмент должен ответить на следующие вопросы: Может ли он на своем уровне управления самостоятельно устанавливать размер заработной платы своих сотрудников?

Может ли руководитель самостоятельно выписать премию своим сотрудникам?

Может ли оштрафовать работника за невыполнение своего распоряжения?

Может ли оплатить дополнительные виды работ, выполняемых в рабочее время?

На втором этапе происходит оценка влияния руководителя на коллектив.

Вопросы, ответы на которые необходимо получить в рамках данного этапа:

Может ли руководитель сделать замечание лучшему работнику, не повысив вероятности его увольнения? Может ли он поручить работнику экстренное задание руководства без обсуждения условий его оплаты и при этом быть уверенным, что задание будет выполнено? Может ли руководитель попросить работника выполнить часть своей работы и не будет ли он при этом «мучиться» вопросом, точно ли он сделает все как надо, или нет, или вдруг не сделает вовсе?

Ясно, что отрицательные ответы на поставленные вопросы говорят на первом этапе о нехватке в руках руководителя инструментов материального стимулирования, а на втором – о низкой степени влияния руководителя на трудовой коллектив и необходимости смены системы стимулирования труда.

Количественные показатели оценки эффективности системы стимулирования. Производительность труда (ПТ) – ключевой показатель эффективности системы стимулирования. Производительность труда, как и любой другой показатель эффективности, является соотношением эффекта (Э) к затратам (З), необходимым для его достижения: Эффект и затраты могут быть выражены в денежных, натуральных (физических) и условно - натуральных (часы) показателях.

Эффект может представлять собой дополнительный доход (выручку, прибыль) или экономию тех или иных расходов, если ставятся иные цели, чем финансовые показатели, то в качестве эффекта могут выступать соответствующие показатели, характеризующие уровень достижения цели.

Производительность труда (ПТ): А. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость произведенной продукции или прибыль в расчете на одного работника (приведенного к полной ставке), например, руб. /ставку (чел.), где – число ставок по штатному расписанию основных работников, всего персонала, управленческого персонала (в зависимости от целей исследования).

Б. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость продукции или прибыль в расчете на рубль ФОТ:

руб./ руб. где ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них.

В. Производительность как сопоставление фактических результатов с плановыми.

где – фактическое время выполнения задания, а НЧ – утвержденный норматив часов. Г. Количество произведенной продукции, обслуженных клиентов, обработанных заказов отнесенных, к среднесписочному числу работников, приведенных к полной ставке или времени работы (в последнем случае показатель оценивает интенсивность труда). шт./ руб. где – количество произведенной продукции, ФОТ – фонд оплаты труда с отчислениями или без них. Где К. – количество работников. Возможны и другие варианты оценки производительности труда, например, изменение выработки или количества клиентов на единицу изменения ФОТ или затрат на стимулирование.

Направления оценки системы стимулирования и мотивации труда:

Качественные (направлены на выявление проблем стимулирования).

Количественные (создают базу для количественной оценки результатов функционирования системы стимулирования и уровня ее эффективности).

Любая оценка должна сводиться к анализу ее эффективности с точки зрения поставленных организацией базовых целей (прибыль, рентабельность, доля рынка, устойчивое развитие, исполнение социальных функций и пр.), при этом условие измеримости результата сохраняется в любом случае.

В качестве примера, иллюстрирующего применение алгоритма качественной оценки системы стимулирования и мотивации труда, возьмем методы описания ситуации и метод уточнения ограничений, приводимые А. Я. и его коллегами.

Метод описания ситуации. В основе метода описания ситуаций лежит отображение характеристик трудового поведения персонала, описывающих общую мотивацию работников и материальную ее составляющую. После этого ведется сравнение полученных описаний с «полюсами эффективности и неэффективности» работы персонала. Метод уточнения ограничений. Метод уточнения ограничений состоит в оценке ответов на вопросы, призванные охарактеризовать ограничения руководства организации, связанные с материальным вознаграждением и влиянием руководителя на коллектив. В этом смысле данный метод может применяться как часть оценки ограничений в рамках базовых этапов формирования системы мотивации и стимулирования труда и распределения полномочий и ответственности. На первом этапе проводится оценка ограничений возможностей материального стимулирования. Для этого менеджмент должен ответить на следующие вопросы: Может ли он на своем уровне управления самостоятельно устанавливать размер заработной платы своих сотрудников?

Может ли руководитель самостоятельно выписать премию своим сотрудникам?

Может ли оштрафовать работника за невыполнение своего распоряжения?

Может ли оплатить дополнительные виды работ, выполняемых в рабочее время?

На втором этапе происходит оценка влияния руководителя на коллектив.

Вопросы, ответы на которые необходимо получить в рамках данного этапа:

Может ли руководитель сделать замечание лучшему работнику, не повысив вероятности его увольнения? Может ли он поручить работнику экстренное задание руководства без обсуждения условий его оплаты и при этом быть уверенным, что задание будет выполнено? Может ли руководитель попросить работника выполнить часть своей работы и не будет ли он при этом «мучиться» вопросом, точно ли он сделает все как надо, или нет, или вдруг не сделает вовсе?

Ясно, что отрицательные ответы на поставленные вопросы говорят на первом этапе о нехватке в руках руководителя инструментов материального стимулирования, а на втором – о низкой степени влияния руководителя на трудовой коллектив и необходимости смены системы стимулирования труда.

Количественные показатели оценки эффективности системы стимулирования. Производительность труда (ПТ) – ключевой показатель эффективности системы стимулирования. Производительность труда, как и любой другой показатель эффективности, является соотношением эффекта (Э) к затратам (З), необходимым для его достижения: Эффект и затраты могут быть выражены в денежных, натуральных (физических) и условно - натуральных (часы) показателях.

Эффект может представлять собой дополнительный доход (выручку, прибыль) или экономию тех или иных расходов, если ставятся иные цели, чем финансовые показатели, то в качестве эффекта могут выступать соответствующие показатели, характеризующие уровень достижения цели.

Производительность труда (ПТ): А. Выручка предприятия, добавленная стоимость (ДС), стоимость произведенной продукции или прибыль в расчете на одного работника (приведенного к полной ставке), например, руб. /ставку (чел.), где – число ставок по штатному расписанию основных работников, всего персонала, управленческого персонала (в зависимости от целей исследования).