Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм и рационализм. Философия Ф.Бэкона.

 

Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли.

Социальные предпосылки:

1.Прогресс в экономике, технике, рост производительности труда à Разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма.

2.Преобразования в социальной и политической сфере. à Меняется сознание людей и мировоззрение в целом.

3.Жизнь рождает новых гениев. à Бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил Галилей.

Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества.

Главенствующее место в науке – механика (применение механистического метода à прогресс в познании физического мира).

Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти усугубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием.

Благодаря развитию этих наук принципы научности мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.

Последующее развитие новоевропейской философии протекало в творческом противостоянии эмпирической и рационалистической традиции, пока не пришло время для попыток их синтеза и преодоления.

Хотя в сущности, и эмпиризм (сенсуализм), и рационализм были воодушевлены общей задачей борьбы с традицией, олицетворявшей мир жизни и культуры европейского Средневековья.

 

Схоластика – тип религиозной философии; характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Против схоластики выступали гуманисты Возрождения.

Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.

Основной принцип рационализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» – разделяли как материалисты, усматривавшие обусловленность чувственного знания объективным миром, так и идеалисты, видевшие в чувственном знании самосущую сферу, не связанную с внешним миром.

Преодолевая ограниченность сенсуализма, диалектический материализм раскрывает подлинную роль и диалектику чувственной и рациональной форм познания.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.

Выступив против ср.-век. схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17–18 вв. исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.

Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности.

Ограниченность рационализма состояла в отрыве рационального познания от чувственного, в идеалистической концепции врожденных идей.

Рационализм – один из философских источников идеологии Просвещения.