Характерные черты учения философов милетской (ионийской) школы, Гераклита, атомистов (Учение о первооснове всего сущего, учение о познании, социальные воззрения).

 

Милетская школа – условное обозначение первых древнегреческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в 6 в. до н.э. в г.Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); характеризуется стихийно-материалистическими тенденциями. Явно материалистическая трактовка философских проблем.

Первые учения – г. Милет 7--6 века до н.э. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

Первовещество – живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.

Занимались и разносторонней практической деятельностью.

Фалес. конец 7 – начало 6 в. до н.э.

Основатель Милетской школы.

Купец, много путешествовал.

Вопрос о первопричине вещей.

С точки зрения Фалеса материальная первооснова вещей – вода.

Из воды все возникает.

1) На этот вопрос можно ответить не прибегая ни к религии, ни к мифам.

2) Основание материально и оно одно.

Анаксимен: первоосновой вещей считал воздух.

Механизм образования вещей: воздух разрежаясь превращается в огонь, потом уплотняясь в облака, ветер, камни.

Анаксимандр: из чего возникают вещи в то они и превращаются.

Неопределенное материальное (апейрон) является основой окружающего мира. В его основе лежит качественная неопределенность.

Пифагорейская школа: (подход со стороны количества).

Пифагор – основатель первых математических представлений (все вещи есть числа). В основе мира вещей и людей лежат числа и числовые соотношения (число 7 он рассматривал как символ судьбы).

Все вещи состоят из противоположностей – четное/нечетное, предел/беспредельное, единство/множество, правое/левое, мужское/женское.

Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита).

Особое значение – предели беспредельное.

Предел – огонь, беспредельное – воздух (пустота).

Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.

Ошибка Пифагора состояла в попытке представить идеальные математические объекты как мысли Бога.

В рамках Пифагорейской школы возникает новый тип человека – ученый.

Гераклит: считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе.

Он считал, что космос существует сам по себе и будет существовать вечно. Мир изменяется, но в нем существуют закономерности. Противоположности переходят друг в друга.

Гераклит высказал догадку о движении, как о борьбе противоположностей.

Диалектика Гераклита является скорее диалектикой движения а не развития.

Ученик Гераклита Кратил утверждал, что нельзя даже один раз войти в одну и ту же реку. Считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать, он предпочитал указывать на вещь пальцем.

Мир никем не создан, он был и будет вечным огнем, мерами загорающимися и мерами потухающий.

Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) рассматривали мир как мир ложных мнений, т.е. мир чувств, искажающий действительный мир.

Новая сфера – сфера разума.

3 постулата:

1) Любое тело занимает равное себе место, не зависимо от того покоится оно или движется.

2) Двигаясь, тело проходит все точки своего пути.

3) Для прохождения пути необходимо время.

Мир неделим, неподвижен и покоится.

Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие – неподвижно.

Ксенофан: не бог создал мир, а человек придумал бога.

Мелмес вывел закон единого бытия: из ничего не может возникнуть ничто. Вечность бытия – есть вечность во времени.

Отождествление бога и мира носит название пантеизма.

Бог – это мир в его неограниченности и бесконечности во времени и пространстве.

Учение Платона несостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспринимает чувственно, но никак не сам этот вид.

Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п.

Отсюда – идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных, без которых невозможно жить, насмешка над условностями и религиозными предрассудками, безусловная свобода.

 

Античная философия (первые физики, школы атомистов). Тупики натурфилософской мысли.

Атомизм – учение о дискретном строении материи.