А. Причины кризиса современного образования.

Д. Теория глобализации образования в контексте перспективов развития отечественного образования.

Е. Глобализация экономики. . Глобализация образования.

 

 

2. Образовательные проекты, экспертиза образовательных проектов.

А. Основные этапы педагогического проектирования. Содержание основных процедур педагогического проектирования.

В Параметры экспертизы образовательных проектов. .

Г. Черты современных образовательных проектов в российском образовании.

Д. Конкурсы образовательных проектов.

 

 

А. Причины кризиса современного образования.

Это позволяет выделить причины кризисного развития современного образования:

– переходная модель профильного обучения, в основном, не обеспечивает возможности выбора учеником уровня обучения по непрофильным предметам, темпа их усвоения, форм и сроков контроля;

– сложившаяся организационная основа школы, построенная, в основном, на коллективных жестко регламентированных формах обучения, недостаточно учитывает потребность общества в развитии индивидуальности учащихся;

– недостаточная социальная и профессиональная ориентированность выпускников школ. Их выбор дальнейшего пути, зачастую, случаен, они мало подготовлены для индивидуально и социально эффективного самоопределения;

– недостаточная эффективность социальной и профессиональной адаптации выпускников в условиях новых социальных и профессиональных требований.

Анализ перечисленных причин кризисного развития современного образования позволяет сделать вывод о необходимости его обновления путем пересмотра содержания, изменения организации образовательного процесса, форм и методов обучения, а так же обновления критериальной базы оценки работы образовательного учреждения.

Реформа «сверху» идёт революционным путём – преобразования управления, структуры, организации работы, правовых аспектов. Реформа «снизу» - через эволюционные механизмы затрагивает глубинные аспекты – методические, воспитательные, дидактические. Для этого требуется перестройка сознания, накопление опыта, переподготовки кадров.

Причины кризиса в образовании:

1. Низкая зарплата, отставание от НТП, низкое качество подготовки молодёжи; недостатки в трудовом, нравственном воспитании; формализм в образовании; слабая материально-техническая база учебных заведений.

2. Духовное обнищание общества; снижение авторитета знаний; остаточное финансирование.

Эти причины - следствие доставшихся нам противоречий – общество, занявшись развитием общественных отношений забыло интересы личности.

В основе прогресса должен быть Человек, его нравственная позиция, культура, природосообразность, проф. компетентность. Но рыночная экономика породила: национальные движения, религиозный фундаментализм, терроризм, другие стрессы. Возникла теория «золотого миллиарда» или «глобализации информации», альтернатива которому – «глобализация экономики», нацеленная на возвышение духовного и интеллектуального начал, разумное удовлетворение материальных потребностей.

Изменилось соотношение материального и духовного. Высшую ценность приобретают: квалификация, знания, компетентность, активность. Смена деятельности и повышение квалификации у служащих и инженеров – до 5 раз, у рабочих – до 15 раз.

Новое образование – «компетентность = профессионализм + надпрофессиональные качества».

Парадоксы (стереотипы) школы: «спасибо государству», «школа готовит к жизни», «учитель – центральная фигура в школе», сдельная оплата труда (В.Г.Короленко «Без языка»; времена И.Сталина), школоцентризм, показуха.