Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

 

Воображение – процесс представления в виде образов, отличающихся от реальных, или создание новых образов путем переработки прежде воспринятых.

Виды представлений:

1) представление будущего;

2) историческое представление;

3) представление несуществующего;

4) представление неизвестной реальности, с которой не сталкивались.

Классификация видов представления:

1) в зависимости от анализатора: зрительные, вкусовые, слуховые, обонятельные, осязательные

2) в зависимости от участия воли: непроизвольные – без воли, пассивные: сны, грезы; произвольные – активные, с участием воли и сознания.

3) по степени обобщенности: единичные; общие.

4) по продолжительности: оперативные; кратковременные; долговременные.

Воображение ценно тем, что позволяет принимать решение при отсутствии знания о предмете, представить результат труда до начала действия. Ограниченность в том, что пути решения проблем м.б. неточными.

Виды воображения:

1) в зависимости от участия воли: пассивное (непроизвольное); активное (произвольное).

2) по характеру создаваемого образа: репродуктивное – воспроизведение уже известного (например, создание образа по описанию); продуктивное (творческое) порождает новый образ.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Перваяиз них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Втораяфункция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

 

Под развитием воображения следует понимать его возможное улучшение.

Критерии:

1) разнообразие фантазии человека;

2) оригинальность фантазий;

3) интеллектуализированность фантазий (чем разнообразнее и глубже мысли, тем выше одухотворенность фантазий);

4) эмоциональность фантазий (чем больше разнообразных эмоций и чувств вызывают продукты фантазий, тем выше эмоциональный заряд фантазий).

Способы создания образа воображения:

1) вычленение образа предмета (например, русалка);

2) изменение величины объектов;

3) соединение частей объектов;

4) конструирование предмета;

5) мысленное усиление образов;

6) мысленное ослабление образов;

7) перенос на другие объекты;

8) создание образов на основе обобщений (типажи).

 

Воображение и творчество.Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка. Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.