Абсолютная монархия во Франции: причины возникновения, классовая сущность, государственный и общественный строй.

Внутренняя обстановка в XVI в. во Франции оказалась следующей королевская власть, сохраняя феодальную природу, приобрела определенную самостоятелность по отношению к сословиям и существенным образом укрепила свои позиции в обществе и государстве.

Причины:

- Переход к абсолютной монархии был связан с развитием капиталистических отношений.

- Абсолютим был средством сохранения привилегий для высших сословий в условиях изменения социально-экономической обстановки. В абсолютизме была заинтересована и буржуазия, нуждавшаяся в защите от феодальной вольницы.

- Усиление королевской власти.

Общественный строй:

1. Духовенство из 130 тыс. чел. владело 1/5 всех земель;

дворяне из 400 тыс. чел. владели 3/5 всей земли, а всего во Франции было 15 млн. населения.

2. Дворянство имело личный статус и титулы передавались по наследству, а также могли быть дарованы специальным королевским актом (дворяне мантии и дворяне шпаги).

Дворяне имели привилегии, титулы, освобождались от налогов, пользовались преимущественным правом назначения на должности, на образование и т.д.

3. Третье сословие оставалось крайне неоднородном. Самая значительная часть - крестьянство, большинство из которых - цензитарии.

Государственный строй:

Верховная политическая власть всецело перешла к королю.

В 1614 г. в последний раз были созваны Генеральные штаты, хотя уже в XVI в. они практически не функционировали. Иногда король собирал нотаблей. В XVI в.королю удалось подчинить себе церковь.

В 1614 г. французская монархия была объявлена божественной, а власть короля - священной. Официальный титул короля получил приставку "король милостью божьей". Распространялись представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Суть абсолютной монархии Людовик XIV выразил формулой: "Государство - это я!"

Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Король имел полную свободу в сфере законодательства в соответствии с принципом: "один король, один закон". Король имел право назначения на любую государственную и церковную должность. Король был окончательной инстанцией во всех делах государственного управления. В его ведении находились внешняя политика, экономическая политика, налоги, распоряжение государственными средствами, от его имени вершилась судебная власть.

В XVI в. в центральном аппарате появляются государственные секретари, один из которых имел функции первого министра (формально такая должность отсутствовала).

Другие госсекретари ведали определенными сферами управления (иностранные, военные, морские, внутренние дела).

При Людовике XIV существовали личные чиновники короля. Постепенно короли сами стали брать руководство управлением в свои руки, убирая лиц, которые могли иметь большое политическое влияние (особенно после Ришелье, который совмещал 32 государственных поста). Старые должности ликвидируются и превращаются в синекуры. Остается лишь канцлер, который был вторым лицом в государственном управлении после короля.

Происходит бюрократизация управления: у госсекретарей появляются заместители, а у них - бюро, которые на делились на секции со строгой иерархией чиновников. В центральном управлении большую роль стал играть суперинтендант финансов, а затем - Генеральный контролер финансов. В его руках находилась экономическая политика и контроль за деятельностью администрации. При нем действовал большой аппарат из 29 различных служб.