Автомобильные перевозки

 

Автомобильные перевозки являются одним из основных видов туристских перевозок. К несомненным достоинствам автомобиль­ных перевозок относятся мобильность, относительно высокая скорость, невысокая стоимость, отсутствие необходимости совер­шать пересадки, а также гибкость в установлении графиков дви­жения.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, вклю­чают три основных направления:

· организация автобусных путешествий;

· организация путешествий на личном автотранспорте тури­стов;

· прокат автомобилей.

Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов, автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взя­тые. В большинстве стран междугородние и международные ав­тобусные перевозки обслуживаются автобусами, принадлежа­щими как государственным учреждениям, так и независимым компаниям.

Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использова­лись в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было соз­дано объединение автобусных перевозчиков — Совет «Евролиний» («Eurolines»), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные

 

компании выступили под одной торговой маркой, выработали об­щую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общи­ми стандартами сервиса, правилами, системой скидок. В результате «Euroliries» превратилась в одну из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, в нее вхо­дят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. «Eurolines» стала работать и в Восточной Европе.

Подписание шенгенских соглашений дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. XX в. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5%. Являясь экономичным видом путешествий, доступным широким слоям населения, ав­тобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов.

Для упрощения договоров на международные перевозки в рам­ках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажи­ров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перево­зок зафиксированы Гаагской декларацией по туризму и шенгенскими соглашениями для членов Европейского союза.

Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регу­лируется постановлением Межпарламентской ассамблеи госу­дарств — участников СНГ «Об основных принципах сотрудни­чества государств — участников СНГ в области туризма» от 29 октября 1994 г. и другими актами.

В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых для туристских перевозок. Современные автобусы для переезда на длинные расстояния значительно удобнее, чем их более ранние модели. Стандартным набором является хороший кондиционер в сочетании с удобствами комнаты для отдыха. Многие автобусы снабжены высокими сиденьями, звукоизолиро­ваны, имеют улучшенное освещение, большие окна для обзора, телевизоры, туалеты и минибары.

Во многих странах запрещена на туристских маршрутах работа автобусов, срок эксплуатации которых превышает 8 лет. В соот­ветствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев.

 

Согласно решениям Европейской конвенции по работе эки­пажей транспортных средств, с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9, участвующие в международных перевоз­ках, должны быть обязательно оборудованы тахографами. В слу­чае его отсутствия эксплуатация автобуса запрещена.

Тахограф — это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автобуса или автомобиля и водителя. Он автома­тически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, периоды труда и отдыха водителя. Записи произ­водятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.

Относительно низкие затраты на приобретение туристских автобусов (в сравнении с другими транспортными средствами), а также высокая эффективность их использования делают этот вид перевозок привлекательным для большого количества тури­стских предприятий. Использование собственных автобусов по­зволяет уменьшить издержки туристского путешествия и, как следствие, снизить его стоимость. Наибольшее применение ту­ристские перевозки собственными автобусами нашли в органи­зации туров, ориентированных на массового потребителя. Осо­бенно эффективным становится использование собственных ав­тобусов при организации туристских потоков в виде «цепочек», т.е. автобус или несколько туристских автобусов осуществляют челночные рейсы от места сбора группы к месту назначения с постоянной загрузкой. Обычно такие цепочки организовыва­ются в направлении массового и дешевого туризма (например, отдых в Болгарии, Крыму продолжительностью 7, 14, 21 день). Следует, однако, отметить, что использование собственных ту­ристских автобусов сопряжено с рядом дополнительных затрат туристского предприятия: на стоянку автобуса, технический ос­мотр и ремонт, замену частей, горюче-смазочные материалы, об­служивающий персонал и квалифицированных водителей, стра­хование транспортного средства и гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от приобретения собственного автобуса, туристское пред­приятие должно прежде всего учитывать эффективность вложе­ния средств в создание собственной транспортной структуры с учетом всей совокупности затрат.

 

Использование арендованного транспорта лишено недостатков, связанных с приобретением и обслуживанием собственных туристских автобусов. Аренда наиболее эффективна для начинающих туристских предприятий и компаний, не достигших значительного оборота средств. Аренда туристских автобусов осуществляется на основании договоров аренды, заключаемых между туристским и транспортным предприятиями. Примене­ние аренды туристских автобусов позволяет туристскому пред­приятию выбрать наиболее подходящего партнера, отвечающего требованиям к перевозке туристов. При этом туристская фирма не будет нести прямых затрат на ремонт, обслуживание и под­держание технического состояния транспортного средства.

Несмотря на целый ряд преимуществ автобусов, их примене­ние имеет и ограничения, одним из которых является ограниче­ние количества перевозимых туристов (до 45 чел.). Применение автобусов наиболее эффективно для перевозок туристов на небольшие расстояния и обеспечения различного рода програм­мных мероприятий. Организация туристских путешествий на средние и большие расстояния требует дополнительной тщатель­ной организации маршрута, мест стоянок, ночлегов, питания. Длительное пребывание в транспортном средстве (особенно на обратном пути) может отрицательно сказаться на общем воспри­ятии качества отдыха.

Использование личного автомобильного транспортатуриста представляет собой особый вид туристских путешествий, назы­ваемых автотурами. Их организация требует тщательной подго­товки и планирования.

Автотуризм достаточно широко развит во всем мире. Это связано с его относительной дешевизной и свободой в выборе маршрута, отеля, программы и т.д.

Достаточно часто туристы обращаются в туристские органи­зации с просьбой разработать для них индивидуальный маршрут путешествия. Они указывают, какие города хотели бы посетить, что увидеть, возможно, заказать экскурсовода, забронировать номера в гостинице и т.д. Такой вид туризма также относится к автотуризму, так как клиент следует по определенному мар­шруту, но на своем автомобиле.

Во многих случаях туристы не хотят передвигаться по кон­кретному маршруту. Они считают спонтанный путь более при- .

влекательным: переезжать из мотеля в мотель или из кемпинга в кемпинг, заезжать в различные города, осматривать достопри­мечательности и т.д.

Самые распространенные путешествия с использованием лич­ного транспорта туристов — поездки выходного дня. По видам ту­ризма наиболее популярными автотурами являются оздоровитель­ные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).

В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В раз­ных странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных преж­де всего на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.

Процесс подготовки автопутешествия включает:

· разработку маршрута;

· разработку графика движения;

· оформление маршрутной документации.

В дороге туристу потребуются следующие документы: пас­порт (при путешествиях за границей — иностранный паспорт с визами соответствующих стран), удостоверение на право вож­дения автомобиля, технический паспорт автомобиля, талон пре­дупреждений, доверенность на право вождения автомобиля или договор о его аренде (если путешествие совершается не на своем автомобиле).

Туристы, выезжающие за рубеж на собственном транспорте, должны иметь водительские права международного образца, транс­портное средство должно быть застраховано, владелец транспорт­ного средства должен иметь страховой полис страхования граж­данской ответственности, а также надлежащим образом оформ­ленные документы на автомобиль. Туристское предприятие как организатор подобного рода туров должно оказать содействие в правильном оформлении указанных документов. Помимо это­го, туристу должны быть предоставлены карта с нанесенным маршрутом движения, местами заправок, кемпингами, мотеля­ми, пунктами технического обслуживания, а также документы, подтверждающие заказ обслуживания в этих пунктах, либо меж­дународные сервисные книжки, позволяющие размещаться либо

 

получать обслуживание в указанных пунктах по предваритель­ной оплате. Международные сервисные книжки выдаются раз­личными международными автомобильными клубами, наиболее известным из которых является немецкий клуб ADAC. Владелец такой книжки получает право и возможность на обслуживание в мотелях, кемпингах, придорожных ресторанах, станциях тех­нического обслуживания и заправочных станциях, являющихся участниками этого клуба.

Специфическим видом услуг, используемых в туристском обслуживании, является прокат автомобилей, индустрия кото­рого развивается практически с тех времен, когда был создан ав­томобиль.

Начало прокату автомобилей в 1916 г. положили братья Саундеры из Омахи (США), позаимствовав автомобиль после того, как их собственный разбился. Братья сочли, что есть и другие люди, которым нужен автомобиль на ограниченный период вре­мени. Они купили другую машину и занялись прокатным бизне­сом. Бизнес разрастался, и к 1925 г., когда они объединились еще с одной фирмой, их собственная компания имела предста­вительства в 21 штате страны. «Хертц» (самая большая прокат­ная фирма) начала свою деятельность в 1918 г. Фирма «Авис» начала работать в 1946 г. и в середине 90-х гг. XX в. была названа английским журналом «Institutional Investor» лучшей в мире фирмой, предлагающей автомобили на прокат.

Индустрия проката автомобилей пережила действительный подъем, когда первые коммерческие авиалинии приступили к об­служиванию пассажиров. По мере разрастания воздушных путе­шествий все больше и больше людей (особенно занимающихся бизнесом) нуждались в прокате автомобилей, когда прибывали в аэропорт по месту назначения. Имея такую возможность, чело­век получает необходимую мобильность, не прибегая к услугам такси или другого общественного транспорта.

Индустрия проката автомобилей все еще в большей степени ориентируется на бизнес-туристов. Однако рынок отдыха тоже стремительно разрастается. Вместе с тем растет популярность пакетов «перелет/автомобиль», которые являются программами для отпуска и включают в себя стоимость авиаперелета и аренды автомобиля. Стимулировало же популярность этих пакетов сни­жение платы за авиаперелет и прокат автомобилей.

 

Крупные фирмы по прокату автомобилей имеют представи­тельства и в городах, и в пригородах, но большая их часть до сих пор сконцентрирована в аэропортах, где имеет свои стойки. Этим фирмам приходится учитывать при расчете стоимости аренды автомобиля достаточно высокую плату за аренду места в аэропорту. В результате стоимость проката у таких компаний обычно выше, чем у тех, которые не имеют представительства в аэропорту. Несмотря на это, потребители ценят удобства от того, что могут сразу при выходе из самолета подойти к стойке проката автомобилей.

Процедура аренды автомобиля достаточно проста. От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании — 25 и 75 лет соот­ветственно). Турист должен предъявить служащему арендной ком­пании паспорт и водительское удостоверение (международного образца). К моменту заключения договора удостоверение должно быть действительно не менее 2 лет (в Великобритании — 1 год, а для водителей моложе 25 лет требуемый стаж увеличивается на 1 год). В некоторых странах обслуживание клиента производится только при наличии кредитной карты, в большинстве же стран оп­лата за услуги осуществляется наличными.

В стоимость арендной платы должны входить:

· неограниченный пробег автомобиля;

· доставка автомобиля клиенту в черте города;

· ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправ­ности (кроме повреждения покрышек и ветрового стекла);

· полная страховка на случай дорожно-транспортного про­исшествия (ДТП), происшедшего не по вине клиента;

· страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента, сверх определенной суммы (но если на момент ДТП водитель находился в состоянии алко­гольного опьянения, страховка не выплачивается);

· страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных слу­чаев (себя водитель может застраховать за дополнительную плату);

· налоги.

Обычно автомобиль туристу доставляют с полным баком, но вернуть в автопрокатную фирму его нужно также с полным баком.

 

Туристу, отправляющемуся в путешествие с деловыми, оздо­ровительными, познавательными и другими целями, прежде чем арендовать автомобиль, необходимо поинтересоваться усло­виями парковки и ценами на такси. Возможно, поездка на такси окажется более выгодной как в финансовом, так и в моральном плане.