Формирование тура

 

Процесс формирования тура для последующей его продажи на рынке является своего рода производственной функцией туропе­ратора. В зависимости от его специализации, масштабов деятель­ности, сезонности предлагаемых туров и их новизны этот процесс носит более или менее постоянный характер и предполагает ряд последовательных этапов (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Процесс формирования тура

На первом этапе разрабатывается замысел (идея) тура, опре­деляется его целевая направленность с ориентацией на опреде­ленного потребителя, выбирается сезон, направление по стра­нам и примерное наполнение основного комплекса услуг.

Для осуществления этого могут быть использованы самые Разнообразные методы. Одним из них, получившим достаточно

 

широкое распространение не только в туризме, является метод «мозгового штурма» (от англ, brain storming). Суть этого метода вкратце можно представить в виде целенаправленного процесса генерирования новых идей для формирования их максимально широкого круга, с последующим анализом и отбором наиболее перспективных. Вторым направлением формирования идеи бу­дущего тура является наблюдение. Знакомясь с деятельностью туристских компаний других государств, иных регионов руково­дители и специалисты туроператора могут перенять частично или полностью идею тура, адаптировав ее к местным условиям и потребностям целевых потребителей. Третьим направлением в формировании идей может стать личный опыт туроператора, его знание потребностей рынка, умение прогнозировать и пред­угадывать развитие потребительских запросов. Какое бы из ука­занных направлений ни было выбрано, следует помнить, что формирование идеи — процесс творческий, и ограничить его рамками стандартного алгоритма решений практически невоз­можно.

После того как сформирована идея будущего тура, туропера­тор проводит анализ и изучение возможностей ее реализации на практике. Анализ и исследования проводятся по нескольким на­правлениям: соответствие идеи тура потребительским ожидани­ям; изучение возможного рынка; оценка конкурирующих туров других туристских предприятий; выявление возможности поис­ка и отбора партнеров и поставщиков туристских услуг для реа­лизации идеи тура; оценка внутренних возможностей предпри­ятия. Как правило, на этом этапе исследования проводятся по нескольким идеям с целью окончательного отбора наиболее привлекательных из них, которые становятся основой для разра­ботки новых туров.

Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого их числа нужно выбрать тех, кто проявит интерес к сотрудничеству. При этом они должны соответствовать интересам и требованиям туропера­тора в отношении обслуживания туристов. Для поиска партнеров и поставщиков можно использовать различные справочники, Интернет и другие средства коммуникации. Традиционным

является установление контактов с поставщиками услуг во вре­мя специализированных выставок, ярмарок и т.д. Выбирая парт­неров в гостиничном и транспортном бизнесе, важно помнить, что работать только с одним партнером нежелательно. Наличие в регионе путешествия и отдыха нескольких гостиниц и транс­портных организаций значительно расширяет их выбор и к тому же служит альтернативой при возникновении непредвиденных и конфликтных ситуаций. То же относится и к другим видам по­ставщиков услуг.

Поставщики услуг подбираются по региональному интересу, виду туризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребителей в возрастном, социальном и экономиче­ском плане. Немаловажное значение имеют их деловые качества и репутация. Избежать ошибок и просчетов в любом случае по­зволяет целенаправленный подход к поиску и отбору поставщи­ков, основывающийся на следующих принципах:

· туристское предприятие должно ориентироваться не на сиюминутные выгоды, а на долгосрочное сотрудничество;

· сотрудничество должно быть взаимовыгодным для обеих сторон и иметь перспективы развития;

· партнер должен располагать определенным опытом пре­доставления туристских услуг на конкретном рынке или рынках, близких к нему по своим характеристикам; » услуги, оказываемые партнером, должны полностью соот­ветствовать тем критериям качества, которые предъявляют к ним целевые потребители;

· услуги, предоставляемые разными производителями, должны соответствовать одному уровню и стандарту обслуживания и восприниматься потребителем как сходные и взаимодо­полняющие друг друга.

Рецептивный туроператор несет ответственность перед тури­стами за все услуги, как входящие в пакет тура, так и предостав­ляемые дополнительно. Инициативный туроператор отвечает перед туристом за основные услуги, а также за дополнительные, если они предоставляются его официальным партнером (рецеп­тивным туроператором), с которым заключен контракт на об­служивание туристов. Инициативный туроператор обязан иметь полную информацию о номенклатуре, содержании и качестве всех дополнительных услуг принимающего партнера, проверять

 

их лично перед началом сезона и информировать об этом тури­стов при продаже тура.

После того как туроператор определил круг своих партнеров и поставщиков для реализации замысла тура, он приступает к формированию основного и дополнительного комплексов услуг, включаемых в тур. Этот этап предусматривает действия по ком­плектации тура из услуг партнеров или поставщиков на основе их реального предложения. В отличие от разработки замысла тура, где туроператор только предполагает набор услуг для вклю­чения в тур, на этапе формирования создается конкретный па­кет туристского предложения, ориентированный на реальный спрос. Таким образом, образуется основа тура, которая, как пра­вило, включает в себя следующие элементы: целевое назначение тура, разработку туристского маршрута, планирование услуг про­живания, питания, транспортировки, медицинского страхова­ния туристов, программу тура и др. Процесс формирования ком­плекса услуг осуществляется на основании конфиденциальных тарифов, предоставленных партнерами в рамках действующих соглашений, поэтому на данном этапе осуществляется определение и корректировка цены будущего тура.

Ключевой фактор, влияющий на успех туристского пакета, это его цена. Возможностью наибольшей гибкости в ценообра­зовании обладают специализированные туроператоры, владею­щие единственным, в своем роде уникальным, турпакетом. Они определяют его цену, в основном ориентируясь на затраты по покупке услуг и покрытию других расходов плюс включение оп­ределенного процента прибыли.

Туроператоры массового рынка в большей степени ориенти­рованы на цены конкурентов, особенно в то время, когда спрос на туруслуги падает («мертвый сезон»).

Определяя цену турпакета, туроператоры следуют ценам ли­дера рынка. Крупные туроператоры уменьшают затраты и таким образом не дают своим соперникам шансов на успех в ценообра­зовании. Наиболее часто при определении метода ценообразова­ния используются цены, ориентированные на затраты, т.е. рас­считывается себестоимость тура и добавляется определенный процент прибыли.

 

Прибыль, закладываемая в цену пакета тура на покрытие других затрат, отчисления в фонды, на заработную плату и чис­тую прибыль, составляет от 15 до 30 %.

Не следует забывать о некоторых особенностях расчетов цены в туризме. Например, если в сезонной программе исполь­зуется серия долговременных чартерных рейсов, включающих отдых с размещением в гостиницах по принципу «back to back» в определенном месте назначения, то затраты рассчитываются исходя из л-го количества отправок на определенном транспор­те с определенным количеством посадочных мест плюс один пустой рейс в начале и в конце сезона. Это полные затраты на сезонную чартерную программу. Они делятся на количество за­ездов, после чего получается цена одного заезда, которая вклю­чается в цену пакета тура.

При затратном методе расчета цен туроператоры, используя данные маркетинга, ориентируются также на среднерыночные цены. Это необходимый инструмент конкуренции и выживания на рынке.

На этапе формирования основного и дополнительного ком­плексов услуг также разрабатываются основные подходы и тема­тика будущей рекламной кампании, определяются каналы сбыта и их участники.

Экспериментальная проверка тура заключительный этап его формирования, на котором практически готовый туристский продукт подлежит своему опробованию. Наиболее часто встре­чающейся формой экспериментальной проверки тура являются так называемые рекламные туры и стади-туры (study tour). Рек­ламный тур предназначен для ознакомления с новым турист­ским продуктом представителей средств массовой информации, а также личностей, авторитетных для целевых потребителей, и зачастую представителей турагентов, которые впоследствии будут участвовать в продажах данного тура. Он должен рассматри­ваться как часть рекламной кампании в отношении данного про­дукта. Основными целями рекламных туров являются широкое информирование целевой аудитории о существовании нового продукта, наглядная демонстрация его потребительских свойств, Достоинств и конкурентных преимуществ. Рекламные туры про­водятся, как правило, за счет самого туристского предприятия.

 

Второй часто используемой формой экспериментальной про­верки тура являются стади-туры (обучающие туры), цель кото­рых состоит в формировании представления о качествах тура, его достоинствах и недостатках у сотрудников служб продаж са­мого туристского предприятия и представителей турагентств, которые будут участвовать в реализации этого тура. Стади-тур включает в себя не только выполнение всех программных меро­приятий, предусмотренных туром, но и ознакомление с техноло­гическими особенностями оказания тех или иных услуг партне­рами и поставщиками. Поэтому очень часто в ходе стади-туров их участники встречаются с руководителями и сотрудниками гостиниц, ресторанов, экскурсионных бюро, изучают процесс обслуживания туристов, и особенности предоставления услуг,

входящих в тур.

Зачастую к процессу экспериментальной проверки туров относят так называемые пробные продажи, которые организовыва­ются для относительно небольших групп туристов до начала се­зона массовых продаж. Обычно к участию в таких группах j привлекают постоянных клиентов туристской компании с целью проверки тура в реальных условиях, а также изучения отзывов потребителей о качествах разработанного тура, его достоинствах и недостатках. Как правило, для пробных продаж туристская компания устанавливает специальные льготные цены, а в некоторых случаях предоставляет отдельные туристские услуги за

свой счет.

Этап экспериментальной проверки позволяет внести необходимые коррективы как в состав услуг, включенных в тур, так и в процесс его реализации. На этом этапе отрабатываются не только качество оказываемых услуг, но и работа персонала, связанного с продажами тура, готовность рекламной литературы и визуального оформления тура, организационное взаимодействие всех служб и структур.

На стадии формирования туров туроператор составляет календарный график на сезон. Можно обозначить следующие принци­пы, которыми при этом целесообразно руководствоваться:

· регулярность поездок (1 раз в неделю, каждый месяц, 2 раза в месяц и т.д.);

 

· длительность пребывания (от нескольких дней до несколь­ких недель);

· зависимость от пика сезона (например, если для летнего сезона пик поездок приходится на июль—август, то, соот­ветственно, необходимо увеличить количество туров имен­но на это время);

· зависимость от погодных условий (для горно-лыжных ту­ров должна учитываться сезонная опасность схода лавин, для отдыха на море — время цветения водорослей, для круизных туров — время разлива и засухи и т.д.);

· зависимость от занятости населения (время отпусков, ка­никул);

· зависимость от времени проведения общественных меро­приятий (характерно для организации делового и конгрессного туризма).

Эти принципы тесно взаимосвязаны и равноправны, поэтому туроператор не должен ими пренебрегать.

5.4. Особенности планирования