Сертификация в туризме. Общие положения

 

Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признан­ным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям является сертификация.

 

Использование ее создает предпосылки и условия для успешно­го решения ряда важнейших социально-экономических проблем и задач, соответствует интеграции отдельных государств в миро­вую экономику.

Слово «сертификация» в переводе с латинского языка озна­чает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «ока­зана верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Сертификация продукции(далее — сертификация) — процеду­ра подтверждения соответствия, посредством которой независи­мая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (по­купателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях:

· создания условий для деятельности предприятий, учрежде­ний, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономиче­ском, научно-техническом сотрудничестве и международ­ной торговле;

· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

· защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);

· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· подтверждения показателей качества продукции, заявлен­ных изготовителем.

Сертификация может быть как обязательный, так и добро­вольной.

Обязательная сертификация осуществляется на основании за­конов и законодательных положений и обеспечивает доказатель­ство соответствия услуг гостеприимства требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязатель­ные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.

Обязательная сертификация туристских услуг и услуг гости­ниц в Российской Федерации была введена с 1 июля 1995 г.

 

Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организация­ми независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

При обязательной сертификации должны проверяться харак­теристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использо­ваться методы проверок (оценок), позволяющие провести иден­тификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (паспорту маршрута, информационно-рекламному проспекту, туристской путевке и пр.), а также требованиям безо­пасности, установленным в нормативных документах.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юри­дических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах доброволь­ной сертификации. Решение о последней обычно связано с про­блемами конкурентоспособности услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями потребителей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифициро­ванные услуги. Наиболее распространенным примером добро­вольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям опре­деленной категории по действующей классификации.

Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.

При сертификации туристских услуг и услуг средств разме­щения применяются схемы (состав и последовательность дейст­вий третьей стороны при проведении сертификации):

№ 2 — оценка процесса выполнения работ, оказания услуг; № 4 — оценка организации (производства); № 5 — оценка системы качества.

На основании Правил сертификации работ и услуг орган по сертификации услуг разрабатывает Порядок проведения серти­фикации туристских услуг и услуг средств размещения, который утверждает руководитель органа. Порядок сертификации вклю­чает:

· подачу заявки;

 

 

· рассмотрение и принятие решения по заявке;

· оценку соответствия услуг установленным требованиям;

· принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата (документа, выданного по правилам системы сертифика­ции для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям);

· выдачу сертификата и лицензии на применение знака со­ответствия (зарегистрированного в установленном порядке знака, который по правилам, установленным в данной си­стеме сертификации, подтверждает соответствие маркиро­ванной им продукции установленным требованиям);

· инспекционный контроль сертифицированных услуг.

В случае несоответствия услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или от­менить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Такое решение принимается в том случае, если пу­тем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно установить обнаруженные причины несо­ответствия. При проведении корректирующих мероприятий ор­ган по сертификации приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; ин­формирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора; устанавливает срок выполнения корректи­рующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий.

После выполнения корректирующих мероприятий и при по­ложительной их оценке (путем проверок и контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака со­ответствия, а также информирует об этом заинтересованных участников сертификации. В случае невыполнения корректи­рующих мероприятий или их неэффективности орган по серти­фикации отменяет действие сертификата соответствия и лицен­зии на применение знака соответствий и также информирует об этом участников сертификации.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое туристская политика?

2. В чем заключается механизм реализации туристской политики?

3. Какие функции выполняет государство в рамках формирования и реализации туристской политики? Дайте их развернутую характери­стику.

4. Сделайте анализ туристской политики страны, в которой вы про­живаете.

5. В чем состоят основные функции органа государственного управ­ления в сфере туризма?

6. Каким образом в зарубежных странах осуществляется маркетинг национального туристского продукта?

7. Изучите действующие положения о лицензировании туристской деятельности и дайте им критическую оценку.

8. Что такое стандартизация? Назовите и дайте характеристику ви­дов стандартов.

9. В чем заключаются общие требования к туристским услугам в со­ответствии с ГОСТ Р 50690-2000?

10. С какой целью проводится сертификация? Чем отличается доб­ровольная сертификация от обязательной?

11. На основании каких документов определяется принадлежность услуг к той или иной группе?

12. Какие этапы включает порядок сертификации туристских услуг?

Литература

Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИНК госслужбы, 1998.

Герасименко В.Г. Основы туристского бизнеса. Одесса: Черноморье, 1997.

Губенко Н.Н. Государственная политика в сфере туризма //Отель. 2001. № 3. С. 78-79.

Гумев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996. Дурович А.П. Реклама в туризме. Мн.: БГЭУ, 2001. Дурович А.П. Управление маркетингом в туризме. Мн.: БГЭУ, 2000. Калашников И. Как привлечь 31 миллион туристов // Турбиз-нес. 2001. № 16-17. С. 46-48.

Каневский И. Роль государства в развитии туризма // Пять звезд. 1998. № 1. С. 30-32.

 

Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метроло­гии. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертифика­ции. М.: Юрайт, 2000.

Папирян Т.А. Международные экономические отношения: Эконо­мика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.

Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Ут­верждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 95 // Турбизнес. 2002. № 3. С. 16.

Положение о лицензировании турагентской деятельности. Утвер­ждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 95 // Турбизнес. 2002. № 3. С. 17.

Простаков И. Подойдет ли России западноевропейская модель? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 5. G. 36-^38.

Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001.

Харрис Годфри, Кац Кеннет М. Стимулирование международного ту­ризма в XXI веке. М.: Финансы и статистика, 2000.

Edgell D.L. International tourism policy. New York, 1990.

Hall CM. Tourism and Politics. New York, 1994.