Сертификация в туризме. Общие положения
Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям является сертификация.
Использование ее создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социально-экономических проблем и задач, соответствует интеграции отдельных государств в мировую экономику.
Слово «сертификация» в переводе с латинского языка означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «оказана верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.
Сертификация продукции(далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях:
· создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
· защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);
· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может быть как обязательный, так и добровольной.
Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия услуг гостеприимства требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязательные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.
Обязательная сертификация туристских услуг и услуг гостиниц в Российской Федерации была введена с 1 июля 1995 г.
Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
При обязательной сертификации должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок (оценок), позволяющие провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (паспорту маршрута, информационно-рекламному проспекту, туристской путевке и пр.), а также требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Решение о последней обычно связано с проблемами конкурентоспособности услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями потребителей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные услуги. Наиболее распространенным примером добровольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям определенной категории по действующей классификации.
Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.
При сертификации туристских услуг и услуг средств размещения применяются схемы (состав и последовательность действий третьей стороны при проведении сертификации):
№ 2 — оценка процесса выполнения работ, оказания услуг; № 4 — оценка организации (производства); № 5 — оценка системы качества.
На основании Правил сертификации работ и услуг орган по сертификации услуг разрабатывает Порядок проведения сертификации туристских услуг и услуг средств размещения, который утверждает руководитель органа. Порядок сертификации включает:
· подачу заявки;
· рассмотрение и принятие решения по заявке;
· оценку соответствия услуг установленным требованиям;
· принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата (документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям);
· выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия (зарегистрированного в установленном порядке знака, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям);
· инспекционный контроль сертифицированных услуг.
В случае несоответствия услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Такое решение принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно установить обнаруженные причины несоответствия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
После выполнения корректирующих мероприятий и при положительной их оценке (путем проверок и контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также информирует об этом заинтересованных участников сертификации. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствий и также информирует об этом участников сертификации.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое туристская политика?
2. В чем заключается механизм реализации туристской политики?
3. Какие функции выполняет государство в рамках формирования и реализации туристской политики? Дайте их развернутую характеристику.
4. Сделайте анализ туристской политики страны, в которой вы проживаете.
5. В чем состоят основные функции органа государственного управления в сфере туризма?
6. Каким образом в зарубежных странах осуществляется маркетинг национального туристского продукта?
7. Изучите действующие положения о лицензировании туристской деятельности и дайте им критическую оценку.
8. Что такое стандартизация? Назовите и дайте характеристику видов стандартов.
9. В чем заключаются общие требования к туристским услугам в соответствии с ГОСТ Р 50690-2000?
10. С какой целью проводится сертификация? Чем отличается добровольная сертификация от обязательной?
11. На основании каких документов определяется принадлежность услуг к той или иной группе?
12. Какие этапы включает порядок сертификации туристских услуг?
Литература
Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИНК госслужбы, 1998.
Герасименко В.Г. Основы туристского бизнеса. Одесса: Черноморье, 1997.
Губенко Н.Н. Государственная политика в сфере туризма //Отель. 2001. № 3. С. 78-79.
Гумев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996. Дурович А.П. Реклама в туризме. Мн.: БГЭУ, 2001. Дурович А.П. Управление маркетингом в туризме. Мн.: БГЭУ, 2000. Калашников И. Как привлечь 31 миллион туристов // Турбиз-нес. 2001. № 16-17. С. 46-48.
Каневский И. Роль государства в развитии туризма // Пять звезд. 1998. № 1. С. 30-32.
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. М.: Юрайт, 2000.
Папирян Т.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.
Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 95 // Турбизнес. 2002. № 3. С. 16.
Положение о лицензировании турагентской деятельности. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 95 // Турбизнес. 2002. № 3. С. 17.
Простаков И. Подойдет ли России западноевропейская модель? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 5. G. 36-^38.
Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествия. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2001.
Харрис Годфри, Кац Кеннет М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. М.: Финансы и статистика, 2000.
Edgell D.L. International tourism policy. New York, 1990.
Hall CM. Tourism and Politics. New York, 1994.