Обоими? 14 страница
Э. Дюркгейм в книге «Правила социологического метода» (1895) (рус. перев. - «Метод социологии», 1899 г.-Ред.) искать ее индикаторы. Индикаторы не идентичны тому, что мы можем предполагать, но они позволяют судить о том, что мы исследуем.
Измеритель страха перед изоляцией
После публикации «Спирали молчания» посыпались вопросы, на которые трудно было ответить. Поскольку с 30-х годов групповая динамика находилась в центре внимания социальных исследований, стали раздаваться критические голоса, что группы, в которых действуют люди, гораздо важнее неопределенной публичности, о которой так много говорится в «Спирали молчания». Человек придает гораздо более важное значение мнению соседей, коллег по работе, друзей, референтных групп (reference groups), чем мнению неизвестно кого, анонимной общественности.
Донсбах и Стивенсон попытались разобраться с этим возражением43. Они утверждали, что спираль молчания не детерминистская теория, которая рассматривает определенную причину — например, страх перед изоляцией со стороны общественности — как единственное воздействие на поведение человека и одинаковое для разных людей, а как одно из многих воздействий, определяющих процесс общественного мнения. Влияние референтных групп при этом нисколько не умаляется. Они ссылались при этом на мнение голландского ученого Харма т'Харта, согласно которому в противоречивых вопросах молчание и ответ респондента зависят от того, совпадает ли давление на него первичной группы и общественного мнения или группы, в которых респондент участвует, защищают более слабую позицию44.
После десятилетий успешной работы в русле групповой динамики влияние групп на процесс формирования мнения казалось исследователям фактом самоочевидным. И поскольку до появления работ Гоффмана исследователи групповой динамики попросту ограничивались изучением группы, не принимая во внимание элемент публичности, этот вопрос оказался весьма актуальным, ибо здесь лежал ключ к пониманию понятия «общественное мнение». Не представляя четко, что означает публичность для социальной природы человека —инстанция, выносящая суждение о ней, трибунал, — нельзя понять феномен общественного мнения.
Предложенный Халлсманом индикатор чувства сожаления позволяет обнаружить значение анонимной общественности. Если неприятные ощущения спонтанны, их редко испытывают в узком кругу знакомых, 21% вызывается в условиях немногочисленной и 46% — в условиях широкой анонимной общественности45.
Халлеман разделил разработанные им 30 тестовых ситуаций, которые для решения предлагались респондентам на карточках, на три группы — среда знакомых, немногочисленная общественность и широкая общественность. Результаты показали: чем шире круг общественности, тем выше доля людей, которые указанную на карточке ситуацию ощущают как досадную40.
Этот вывод звучит вполне логично: неприятная ситуация среди знакомых должна восприниматься как более досадная, чем среди людей, которых не знаешь и больше никогда не увидишь, — в анонимной общественности. Но результаты тестов опровергают логику, и, несомненно, для этого есть основания. Среди знакомых можно попытаться сгладить досадную ситуацию, но у ярлыка, который получаешь на людях, нет автора, перед которым можно извиниться, которому можно что-то объяснить, — урон репутации нанесен на неограниченное время.
Халлеман ближе, чем кто-либо прежде из исследователей, подошел к задаче измерения страха перед изоляцией. Исходя из ситуаций, которые респондент воспринимает как заслуживающие сожаления, вызывающие досаду, он определил ранги восприимчивости социальной природы и страха перед изоляцией: очень высокая, высокая, средняя, небольшая, весьма ограниченная восприимчивость социальной природы и, соответственно, чрезмерный, относительный и незначительный страх перед изоляцией. Затем он проверил готовность респондентов высказаться или промолчать. Он установил, что люди с ярко выраженной чувствительностью к восприятию неприятной ситуации — мы добавим: с чрезмерным страхом перед изоляцией — при обсуждении противоречивых тем чаще предпочитают отмалчиваться. И не потому, что они в целом более боязливы или вообще скупы на слова; при обсуждении неопасных тем, где нет угрозы конфликтов они так же охотно высказывают свое мнение, как среднестатистические респонденты47.
Тест квазистатистического смысла
Существует ли вообще такое понятие, как квазистатистический смысл, как это утверждается в теории общественного мнения? Могут ли люди воспринимать климат мнений?
Во всех странах, где применялись наши тесты, мы без затруднений получали ответ на вопросы: «Как думает большинство?», «Большинство "за" или "против"?», «Сколько процентов населения выступает "за"? "против"?». Собственно, сами респонденты должны были бы спросить нас: «Почему Вы меня спрашиваете? Ведь это Вы изучаете мнения!» Но они этого не говорили. Готовность дать оценки можно рассматривать как показатель того, что люди постоянно стремились оценить мнения других самостоятельно, независимо от интервью.
Но зачастую эти оценки неправильные. Установки, отражаемые средствами массовой коммуникации, часто переоцениваются. Появился даже термин «множественное невежество» (pluralistic ignorance)48. Население заблуждается относительно населения. «Пере- и недооценка собственного лагеря и доля людей, которые оценку силы своего лагеря выражают ответами "затрудняюсь", "и так, и так" или "поровну", — все эти оценки свидетельствуют о борьбе в общественном мнении»44. Но население в целом, независимо от собственной позиции, замечает — и это подтверждается данными демоскопии, — какие мнения изживаются, а какие распространяются50, как замечают похолодание и потепление. Как иначе это объяснить, если не человеческой способностью воспринимать эти частотные распределения? Неудивительно, что уже с давних времен — независимо от социальных исследователей — предпринимаются попытки повлиять на это восприятие.
Тест на проверку готовности высказаться или промолчать
Жаль, что существует не много стран с хорошо развитой сетью железных дорог. Со времени первых публикаций о спирали молчания для проверки готовности высказаться или промолчать использовался «железнодорожный» тест51. Но когда теория перешагнула границы страны, посыпались жалобы на то, что нельзя применить этот тест: поездка по железной дороге 5—6 часов — мероприятие не столь привычное для массы респондентов. Мы несколько изменили тест: «Предположим, Вы едете 5 часов на автобусе, в пути делается остановка, и все пассажиры выходят из автобуса. Завязывается беседа, и кто-то начинает разговор, чтобы поддержать ее... или прервать. Захотите ли Вы поговорить с этим человеком, чтобы узнать его точку зрения, или предпочтете не делать этого?» Донсбах и Стивенсон предложили новый вопрос — телерепортер просит прохожих на улице дать интервью на неоднозначную тему. В этом случае, естественно, границы публичности расширяются. По данным Халлемана, страх перед изоляцией возрастает с расширением публичности. Телевидение формирует сегодня самую широкую публичность, какая только может быть.
При проверке теории не следует делать слишком большой упор на отмалчивание или разговорчивость респондентов. Все-таки существует много других публичных проявлений согласия индивида с мнением общественности; к ним можно, в частности, отнести прически, бороды, красные или белые ленточки на антенне автомашины, используемые в качестве символов в Европе и Америке.
Крепкий орешек: ответ из «Дон Кихота»
При проверке теории возникали и некоторые недоразумения. Главы о еретиках, авангардистах52 и крепком орешке53 оказались в издании 1980 г. слишком короткими. Об авангардистах мы и сегодня знаем не больше, чем Платон, попытавшись добиться — с помощью поэтов — изменения ценностей54.
Некоторые исследователи, ознакомившись с моей книгой, пришли к выводу, что в главе о крепком орешке речь идет о людях, которые имеют твердые убеждения или очень постоянны в своем поведении как избиратели. Кроме того, меня критиковали за то, что я специально придумала понятие «крепкий орешек» как оправдание для тех случаев, которые не подтверждают теорию о спирали молчания.
И здесь мне неожиданно пришла на помощь Мария Элиза Хулиа-Родриго. С тех пор как она закончила свою работу на звание магистра «Общественное мнение в романе Сервантеса "Дон Кихот"», трудностей с объяснением, что означает «крепкий орешек», у нас заметно поубавилось.
Если читать роман Сервантеса глазами теоретика общественного мнения, открывается система ценностей общества, которую впитал Дон Кихот благодаря чрезмерному увлечению рыцарскими романами, и его страстное желание бороться за эти ценности и быть вознагражденным, «быть в чести и уважении у всего света». Но все, что он делает, — даже его одежда и доспехи — принадлежит эпохе, миновавшей два столетия назад. Дон Кихот, видя, что он изолирован, осмеян, побит, сохраняет тем не менее верность ценностям рыцарства на протяжении всего романа55.
Авангардист связывает себя с ценностями будущего, поэтому он, упреждая время, неизбежно оказывается в изоляции. Крепкий орешек связан с ценностями прошлого, он остается им верен, отсюда его изоляция нашим временем. Конечно, представители крепкого орешка, «твердого ядра», которых мы сегодня выявляем с помощью де-москопических методов исследования, не так далеки от сегодняшней системы ценностей, как Дон Кихот. Но этот пример объясняет, что имеется в виду, когда мы говорим о крепком орешке.
Как сумма индивидуальных мнений превращается в общественное мнение
Выступая на конференции Американской ассоциации исследований общественного мнения в 1970 г., политолог Сидней Верба заявил, что исследования политического
мнения не добились прогресса на пути к теории общественного мнения, потому что они «концентрируют внимание в большинстве случаев на индивиде как единице анализа»56. Но он был не прав. Развитию теории препятствовал не индивид как единица анализа, а пренебрежение социальной природой индивида в опросах. Вопросы при изучении мнений неизбежно обращены к мнению, поведению и знаниям индивида: «Согласны ли Вы...?», «Интересуетесь ли Вы...?», «Беспокоит ли Вас...?», «Предпочитаете ли Вы...?» и т.д.
И по сей день в анализ мнений, и в частности в анализ избирательной кампании, не включаются вопросы, учитывающие наблюдение индивида за своим окружением, т.е. вопросы относительно социальной природы человека: «Как думает большинство?», «Кто победит?», «Какие мнения распространяются, какие нет?», «Обсуждая какие вопросы, можно даже рассориться с лучшими друзьями?», «Кого высмеивают?», «Чье мнение не разделяют?». Нельзя сказать, что социальной природой человека совсем пренебрегли в опросах. Еще Ф.Г. Олпорт в известном сочинении «Навстречу науке об общественном мнении» в качестве примера выражения общественного мнения привел очистку тротуаров от снега57. П.Р. Хофштеттер в «Психологии общественного мнения» (1949) писал: «Публичность мнения отличает странная на первый взгляд особенность — выражение мнения сопровождается неясным, вероятно даже ложным, знанием о мнениях других членов группы... Современное определение, согласно которому общественное мнение представляет собой картину распределения индивидуальных мнений, несовершенно: публичность должна непременно включать собственные представления индивида, локализованные в том или ином фрагменте картины распределения имеющихся мнений»58. Но эти слова остались незамеченными. Поэтому не было ответа на актуальнейший вопрос: как из суммы индивидуальных мнений, которую исследователи выражают в процентах, формируется мощное образование, называемое общественным мнением, которое пугает правительства, убеждает их в необходимости политических действий, «вызывает социальные и политические потрясения» (как сказал психолог Б.М. Смит на конференции в 1970 г.)? Одним словом, формируется такая сила, которая вынуждает индивида, если он не разделяет мнения общественности, по крайней мере молчать (Дж. Брюс)59.
Превращение суммы индивидуальных мнений в общественное мнение, насколько мы можем судить об этом сегодня, происходит благодаря взаимодействию, которое неизменно осуществляется между людьми вследствие их социальной природы. Угроза изоляции, страх перед изоляцией, постоянное наблюдение за климатом мнений и оценка соотношения сил решают в конечном итоге— молчать или говорить.
Процессы общественного мнения, которые требуют большого напряжения сил, выбор темы публичных дискуссий, защита общественного мнения, изменения общественного мнения, отказ от прежних ценностей вплоть до введения игровых вариантов моды — все это обеспечивает интеграцию общества и его жизнеспособность.
С этой точки зрения 50 определений общественного мнения, собранные Г. Чайлдсом, уже не пугают. Все определения, за исключением тех случаев, когда инструмент перепутали с тем, что он должен измерять, можно разделить на две группы: к первой относятся те определения, где общественное мнение трактуется как интеграция, ско-ординированность, согласие объединяющее всех, опирающееся на большинство населения, обеспечивающее необходимую сплоченность; ко второй — те определения, где общественное мнение рассматривается как мнение элиты, мнение верхушки общества.
Как считает Чайлдс, нужно выбрать либо одно, либо другое определение — концепцию интеграции либо концепцию элиты. Но это не так. Теория общественного мнения не достигнет прогресса, если нельзя будет определить эффективность элиты в процессе формирования общественного мнения. Вряд ли кто-нибудь всерьез рискнет предположить, что элита не определяет в значительной мере процесс общественного мнения, не играет первостепенной роли при его формировании. Однако нужно расстаться с представлениями об элите как о единственном носителе общественного мнения, которые были распространены в XIX и XX вв.: готовые принять на себя ответственность, хорошо информированные, способные формировать суждения люди, к взглядам которых должно было прислушиваться правительство60.
В свете того, что мы знаем сегодня о теории общественного мнения, на процесс формирования общественного мнения влияют лишь те члены элиты, которые имеют прямую связь с общественностью и которые действительно публично выступают, не боясь выставить себя на всеобщее обозрение («вытащить себя на площадь», как говорил Сервантес61). Мы бы предпочли, чтобы это было не так. Нам бы хотелось, чтобы выдающиеся люди, творчески уединившись в тишине кабинетов, влияли бы на общественное мнение просто тем, что они есть. Однако эмпирические социальные исследования показывают, что нельзя таким образом воздействовать на общественное мнение62. Как писал Эдмунд Бурке, выдающийся человек должен заранее научиться стоять под взглядами общественности и выстоять.
Примечания
1 Smith В. Some Psychological Perspectives on the Theory of Public Opinion. — Public Opinion Quarterly, 1970,34, p. 454. 2Verba S.The Impact of the Public on Policy. — Там же, р. 454. 3 Цит. по: W a r n e r L. The Reliability of Public Opinion Surveys. — Public Opinion Quarterly, 1939, 3, p. 377.
4 Цит. по: Beyle H. С. Identification and Analysis of Attribute-Cluster-Blocs. Chicago, 1931, p. 183.
5 Donsbach W., Stevenson R. L. Herausforderungen, Probleme und empirische. Evidenzen der Theorie der Schweigespirale — Publizistik, 1986,31,8.14; см. также S. 7.
6 Ibid., S. 8 f.; см также: Deisenberg A. M. Die Schweigespirale — Die Rezeption des Modells im In- und Ausland. München, 1986. 7 См.: Noelle-Neuman E. Advances in Spiral of Silense Research. — KEIO Communication Review, 1989, 10, p. 20.
8 См.: G 1 у n n В., С a r o 11 J., M с L e o d J. M. Implications of the Spiral of Silence Theory for Communication and Public Opinion Research. — Sanders K.R., Kaid L. L.,Nimmo D. (Ed s.). Political Communication Yearbook 1984. Carbondale, Edwardsville, 1985, p. 44.
9 См. гл. XXII наст, изд., с. 241.
10 См. гл. XXV наст, изд., с. 275-276.
11 См.: Kepplinger H. M. Künstliche Horizonte. Folgen, Darstellung und Akzeptanz von Technik in der Bundesrepublik Deutschland. Frankfurt/Main, 1989. Его же. Die Kernenergie in der Presse Eine Analyse zum Einfluss subjektiver Faktoren auf die Konstruktion von Realität. — Aolner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie, 1988, 40, S. 659-683.
12 См.: M a t h e s S. Die Einschätzung des Meinungsklimas im Konflikt um die Kernenergie durch Personen mit viel und wenig Fernsehnutzung. Magisterarbeit. Mainz, 1989.
13 См. с. 306—307 наст. изд.
14 См.: Allensbacher Archiv, IfD-Umfrage 4005, Frage 21, Februar 1982.
15 См.: Allensbacher Archiv, IfD-Umfrage 5013, Frage 20B, November 1988.
16 См. гл. III наст, изд., с 91-92.
17 См. там же, с. 92.
18 См. там же.
19 См.: Noelle-Neumann E. Die Schurigespirale. Öffentliche Meinung— unsere soziale Hant. Munich—Zürich, 1980. наст. изд.
20 См.: H о 1 i с k i S. Isolationsdrohung — Sozialpsychologische Aspekte eines publizistikwissenschaftlichen Konzepts. Magisterarbeit. Mainz, 1984.
21 См.: Albrecht A. Lachen und Lächeln — Isolation oder Integration? Magisterarbeit. Mainz, 1983.
22 См. гл. III наст, изд., с. 76
23 См.: Nosanchuk T. A., Lightstone J. Canned Laughter and Public and Private Conformity. — Journal of Personality and Social Psychology, 1974, 29, p. 153—156; B e r 1 у n e D. E. Laughter, Humor, and Play — L i n d z e у G.,Aronson E. (Eds.).The Handbook of Social Psychology. Second Edition, t. 3. Reading, Mass., Addison-Wesley Publishing Company, 1969, p. 795—852.
24 cm: Allensbacher Archiv, IfD-Umfrage 5016, Frage 38, Februar 1989.
25 См. гл. III наст, изд., с. 76.
26 См.: G 1 у n n В., С a r r o l J., McLeod J.M. Op. cit., p. 47 f., 60.
27 Из работ, посвященных исследованию этой проблемы на ранних этапах, см., например, работы 30-х годов: Moreno J. L. Who Shall Survive? Foundations of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodra-ma. Rev. ed. Beacon. N.Y., 1953 (впервые опубликована в 1934 г.); L e w i n K. Resolving Social Conflicts. Selected Papers on Group Dynamics. — In: L e w i n G. W. (e d.). A publication of the University of Michigan Research Center for Group Dynamics. New York, 1948 (впервые и-здана в 1935—1946 гг.); Shérif M. The Psychology of Social Norms. New York, 1965 (первая публикация — в 1936 г.).
28 См.: H o l i с k i S. Op. cit., S. 82 ff.
29 См.: С a r t w r i g h t D., Z a n d e r A. (E d s.). Group Dinamics. Research and Theory. 3rd ed. New York, Evanston, London, 1968, p. 145. 30 См.: гл. IX наст, изд., с. 141.
31 См.: Goffman E. Behavior in Public Places. Notes on the Social Organization of Gatherings. New York, 1963.
32 См.: Goffman B. Embarrassment and Social Organization. — The American Journal of Sociology, 1956, v. 62, p. 264—271;ero ж e. Stigma. Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood Cliffs, N.Y., 1963.
33 См.: Darwin С h. The Expression of the Emotions in Man and Animals. London, 1873, p. 330.
34 См.: Goffman E. Embarrassment and Social Organization, p. 265, 270 f.
35 См.: Z u u r e n F. J. van. The Experience of Breaking the Rules. Paper presented at the «Symposium on Qualitative Research in Psychogy» in Perugia. Italy, August 1983. Dept. of Psychology, University of Amsterdam. — Revesz-Bericht, № 47.
36 См.: S с h 1 arb A. Die Beziehung zwischen ffentlicher Meinung und symbolischem Interaktionismus. Seminararbeit. Mainz, 1984—1985.
37 См.: Mead G. H. Geist. Identität und Geselschaft aus der Sicht des So-zialbehaviorismus. Frankfurt/Main, 1968. (Titel der Originalausgabe: Mind, Self, and Society. From the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago, University of Chicago Press, 1934.)
38 См.: E w e n W., H e i n i n g e r W., H o l i с k i S., H o p b а с h A., S chlü t e r E. Selbstexperiment: Isolationsdrohung. Seminararbeit. Mainz, 1981—1982.
39 См.: H a 11 e m a n M. Peinlichtkeit als Indikator. Theorie der Peilicht-keit — demoskopische Analyse — Bezüge zur Publizistikwissenschaft unter besonderer Berücksichtigung des Phänomens Öffentlichkeit. Magisterarbeit. Mainz, 1984; см. также: его же. Peinlichkeit. Ein Ansatz zur Operationalisierung von Isolationsfurcht im sozialpsychologischen Konzept öffentlicher Meinung. —Publizistik, 1986, 31, S. 249— 261.
40 Allensbacher Archiv, IfD-Umfrage 4031, August 1983.
41 См.: Allensbacher Archiv, IfD-Umfrage 5021, Juni 1989.
42 G o ff m a n E. Embarrassment and Social Organization, p. 270.
43 См.: Donsbach W., Stevenson L. Herausforderungen, Probleme und empirische Evidenzen der Theorie der Schweigespirale, p. 10 ff.
44 См.: T ' H a r t H. People's Perceptions of Public Options. Paper presented to the International Society of Political Psychology. Mannheim, 1981.
45 См.: H a 11 e m a n n M. Peinlichkeit, S. 135, Tab. 14.
46 Ibid., S. 137, Tab. 15.
47 Ibid., S. 178 ff.
48 См.: Noelle-Ncumann E. Die Theorie der Schweigespirale als Instrument der Medienwirkungsforschung. — In: K a a s e M., Schulz W. (H g.). Massenkommunikation. Opladen (Sonderheft 30 der Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychlogie), 1989; K a t z E. Publicity and Pluralistic Ignorance. Notes on «The Spiral of Silence». — In: B a i e r H., Kepplinger II. M., Reumann K. (Hg.). Öffentliche Meinung und sozialer Wandel. Public Opinion and Sozial Change. Für Elisabeth Noelle-Neumann. Opladen, 1981, S. 28—38.
49 Наст, изд., гл. Ill, с. 88, гл. XV, с. 179, гл. XXII, с. 240.
50 См.: Allensbacher Archiv, IfD-Umfragen 2081, 4030, 4099/1 + П.
51 См. гл. II наст. изд,. с. 48.
52 См. гл. XVII наст, изд., с. 198-202.
53 См. гл. XXIII наст, изд., с.242.
54 См. гл. XXV наст, изд., с. 271.
55 См C h u I i a - R o d r i g o M-E. Die öffentliche Meinung in Cervantes' Roman «Don Quijote von der Mancha». Magisterarbeit. Mainz, 1989.
56 Public Opinion Quarterly, 1970, vol. 34, p. 455.
57 См. гл. IX наст, изд., c.141.
58 Hofstatter P.R. Die Psychologie der öffentlichen Meinung. Wien,
1949. S53
59 См гл. VIII наст, изд, c.137; см. также: T ö n n i e s F. Kritik der öffentlichen Meinung. Berlin, 1922, S. 138.
60 См. гл. IX наст, изд, с. 140; см. также: H e n n i s W. Meinungsforschung nd repräsentative Demokratie. Zur Kritik politischer Umfragen. Tübing-
61 C h u I i a - R o d r i g o M. E. Op. cit., S. 38.
Глава XXVI I
ЯВНАЯ И СКРЫТАЯ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ИТОГИ*
* Хочу поблагодарить Вольфганга Денсбаха и В. ФиллипсаДэвисона за их рекомендации по этой главе.
Теории мнения — это сложная, специфическая отрасль знания. Это область, перегруженная штампами когда-то весьма преуспевшего частного теоретизирования. Это поле обильно пробившегося молодняка с созревшими на нем — в самых неожиданных местах — плодами терминологических диспутов и загадочной порослью, полное психологических описаний.
Уильям. Алъбиг, 1939
Закончив книгу, мне снова захотелось пройти весь этот круг с самого начала и спросить: что же такое общественное мнение?
Итак, Г. Чайлдс во второй главе своей книги «Общественное мнение: природа, формирование, роль» (1965) приводит 50 определений общественного мнения. А вот У.Ф. Дэвисон в своей статье об общественном мнении (1968) для «Международной энциклопедии социальных наук» писал: «Не существует общепринятого определения "общественного мнения"». Представляется, что все50 определений Чайлдса восходят к двум различным концепциям общественного мнения. Добавим при этом, что существует еще несколько определений технико-инструментального характера, в которых общественное мнение приравнивается к результатам опросов общественного мнения, т.е. к «сумме индивидуальных ответов опрашиваемых»1. Большинство собранных Чайлдсом определений связано со следующими двумя концепциями:
1. Общественное мнение как рациональность. Оно играет роль инструмента в процессе формирования и принятия решений в условиях демократии.
2. Общественное мнение как социальный контроль. Его
роль заключается в содействии социальной интеграции и в обеспечении достаточного уровня согласия, на которое могут опираться действия и решения.
Сравнение двух концепций вызывает в памяти известное различие, отмеченное Робертом Мертоном в книге «Социальная теория и социальная структура» ([1949] 1957):
- Явные функции — это те объективные последствия, которые помогают системе приспособиться или адаптироваться, которые для участников процесса являются намеренными и осознаваемыми.
- Скрытые функции, соответственно, не являются ни намеренными, ни осознаваемыми2.
Первую из названных концепций общественного мнения можно считать явной функцией, намеренной и осознаваемой, в то время как вторая является скрытой функцией, ненамеренной и неосознаваемой.
Исходя из весьма существенных различий между двумя концепциями общественного мнения, некоторые исследователи настаивают на том, что термин «общественное мнение» несостоятелен, по крайней мере в научном обиходе3. Однако термин, который, как мы показали, существовал с древнейших времен и использовался в течение многих столетий, не может быть изъят до тех пор, пока ему не будет найдена равноценная замена — термин, который точнее передаст значение данного понятия как определенной формы социального контроля. Отказавшись от термина «общественное мнение», мы потеряем веками накапливавшееся знание о латентной функции общественного мнения, благодаря которой поддерживалось определенное согласие в обществе, а возможно, и во всем мире4. В этом случае нам не удастся выявить связи между такими различными явлениями, как климат мнений, дух современности, репугация, мода, табу, и тогда придется довольствоваться уровнем знаний, предшествовавшим от-
крытию Джоном Локком «закона мнения, репутации и моды».
В этой главе мы обсудим далее понятие «общественное мнение как рациональность», а затем перейдем к понятию «общественное мнение как социальный контроль». В заключение будет приведен ряд аргументов, доказывающих, что понятие общественного мнения дает более эффективный результат, когда рассматривается с точки зрения своей скрытой функции социального контроля,чем в контексте спирали молчания.
Явная функция общественного мнения: формирование мнения в условиях демократии
Для мышления конца XX в. характерно господство концепции общественного мнения, и началось это с конца XVIII столетия, когда утверждались представления об общественном мнении как о рациональности. В данном контексте рациональность означает приобретение знаний разумом и формирование логических, рассудочных суждений на основе этого знания. Овладение знаниями и формирование суждений невозможны без использования методов логических преобразований и дедукции. Рациональность пользуется однозначно определенными понятиями, которые включены в более широкую систему понятий. Таким образом, рациональность охватывает различные сферы объектов, из которых могут быть выведены логические умозаключения. Следовательно, то, на чем сосредоточены эти сферы, определяется логикой, причинностью и согласованностью. Результаты рассудочного мышления убедительны, доказуемы и постижимы.
Понятие общественного мнения, основанное на рациональности, кратко определяет Г. Шпайер: «Мнения по вопросам, представляющим интерес для нации, выражаемые свободно и открыто людьми, не принадлежащими к правительству, которые считают вправе влиять своими мнениями или даже детерминировать действия, состав или структуру своего правительства»5. В этом случае связь между общественным мнением и рациональностью однозначно прямая: они идентичны. В действительности - при условии, что пресса независима, — степень согласованности между общественным мнением и опубликованным в средствах массовой информации превалирующим мнением весьма велика. Определение Г. Шпайера включает указание на явную функцию общественного мнения: оно связано с политикой; оно поддерживает правительство в формировании мнений и решений по политическим вопросам.
Значение общественного мнения как политического рассуждения в общественной сфере, как коррелята управления6 сохраняет свою убедительность благодаря широко распространенному представлению, что само это понятие впервые появилось в XVIII столетии, в эпоху Просвещения. Даже сегодня его все еще можно обнаружить в энциклопедиях и словарях во всем мире. Термин часто приписывается Жаку Неккеру, французскому министру финансов, который пытался добиться стабильности правительственных расходов, несмотря на растущую волну общественных беспорядков накануне Французской революции7.