Тема 5. Управление и манипулирование

Способы воздействия субъекта управления. Управление и манипулирование. Интересы общие, частные и корыстные, манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования: экономическое, политическое, идеологическое, психологическое, бюрократическое.

Сущность и методы манипулирования. Политическое управление и манипулирование. Манипулирование имиджем. Использование психологических средств для манипулирования. Манипулирование менталитетом. Эффект «массовости» и манипулирование.

Психологическая война: истоки, сущность, методы. Психологическая война ХХI в. Методология и методы информационной войны. Инструменты информационной войны.

Тема 6. Социологические методы исследования процесса управления

Понятие социологического метода, его место в структуре социологической науки. Особенности социологического исследования управления.

Методологические подходы и методологические принципы анализа социальных отношений в системе управления.

Макросоциологические и микросоциологические исследования систем управления. Традиции исследования проблем управления в отечественной социологии (проблемно-ориентированный подход).

Построение программы социологического исследования, выбор методов сбора и анализа социологической информации. Проблема измерения социальных явлений и процессов, возникающих в управлении.

 

Тема 7. Социальные технологии управленческой деятельности и ее эффективность

Социальные технологии в системе управления. Основные виды, этапы социальных технологий. Социальные основы разработки управленческого решения. Социальное прогнозирование в управлении. Социальное проектирование и планирование в управлении.

Методы и показатели оценки социальной эффективности управления. Сущность и цели социальной инженерии. Уровни социальной инженерии. Инструментарий социальной инженерии. Применение методов социальной инженерии при решении различных социальных проблем.

 

Тема 8. Информационно-коммуникативные основы управления

Социальная информация в управлении: ее виды и требования, предъявляемые к ней. Управление как коммуникационная система. Понятие социальных коммуникаций. Структура управленческих коммуникаций.

Информационно-коммуникативные технологии. Информационное обеспечение управления социологическими данными. Взаимопонимание как предпосылка и результат эффективных коммуникаций в управлении.