Психологическая характеристика

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЗАДАНИЯ

«МОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»

Особое значение среди форм самостоятельной работы студентов имеет выполнение учебно-исследовательского задания «Мой психологический портрет», которое студент создает, продвигаясь от темы к теме в освоении основ общей и социальной психологии.

Выполнение этой работы стимулирует рефлексивные качества личности, которые являются одним из основных «нервов» возраста.

Творческая работа является итоговым заданием, в ней используются материалы лекций, практических и тренинговых занятий, результатов самодиагностики и самостоятельной подготовки студента.

«Мой психологический портрет» является документом, фиксирующим личностное и профессионально-психологическое становление студента.

Сама характеристика имеет следующую структуру:

Линия жизни

Рефлексивный анализ событий собственной жизни в прошлом, оказавших наиболее существенное влияние на жизненный путь в целом.

2. Биологические основания индивидуальности

Самооценка конституциональных особенностей, особенностей свойств нервной системы, выраженности полоролевого поведения и сексуальной ориентации.

Социализация личности

Описания условий жизни (детство, отрочество, юность), анализ влияния микросоциального окружения (родители, родственники, сверстники, воспитатели, учителя), анализ структуры ценностных ориентаций.

Психологическая характеристика

Развернутая характеристика психических процессов, темперамента, характера, особенностей межличностных отношений с помощью результатов самодиагностики по 22 предлагаемым методикам.

1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

2. Тест двадцати утверждений (методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда).

3. Тест различий между идеальным и реальным «я» (Батлер-Хейг).

4.Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

5. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, адаптация Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.

6. Опросник Айзенка по определению темперамента.

7. Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда.

8. Опросник Спилбергера – Ханина.

9. Диагностика состояния агрессии (тест Басса-Дарки).

10. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана).

11. Методика «Мотивация аффилиации».

12. Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Меграбян и Н. Эпштейн).

13. Шкала поиска ощущений М. Цукермана.

14. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).

15. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма.

16. Тест «Индивидуальные стили мышления» А. Алексеева, Л. Громовой.

17. Опросник «стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98 (В.И. Моросанова).

18. Тест на общительность (В.Ф. Ряховский).

19. Тест К. Томаса на определения стратегии поведения в конфликтной ситуации.

20. Индекс жизненного стиля (life style index). Опросник Плутчика – Келлермана – Конте.

21. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

22. Тест «Способность самоуправления».

 

Работа с тестами дает возможность студентам:

* ознакомиться с богатым арсеналом средств и методов познания психики людей,

*позволяет соединить психологическую теорию с практикой экспериментального изучения различных психологических явлений,

* более углубленно изучать и осмысливать психологические, а впоследствии и психосоматические реалии,

* устанавливать профессиональное (терапевтическое) взаимодействие.

Нами предлагаются такие задания, которые не требуют использования специального оборудования, сложной технической оснащенности психологических лабораторий.

Работа с тестами рассматривается как логическое дополнение к лекционному курсу и необходимая часть выполнения учебной программы по курсу «Основы психологии и педагогики».

Результаты самодиагностики включаются в обязательном порядке в виде приложений к учебно-исследовательскому заданию. Конфиденциальность информации преподавателями кафедры гарантируется. Ответственность за это несет заведующий кафедрой.

Планы на будущее.

Формулируются задачи профессионального и личностного роста не только на время обучения в вузе, но и на более отдаленные сроки жизни.

 

При оценивании творческого задания используются следующие критерии:

1) оценка 10 баллов ставится за соблюдение всех требований, предъявляемых к студенту при написании учебно-исследовательского задания «Мой психологический портрет»;

2) оценка 8 баллов – творческое задание выполнено в соответствии с предлагаемой структурой, но без формулировки задач профессионального и личностного роста на время обучения в вузе;

3) оценка 6 баллов – творческое задание выполнено без учета предлагаемой структуры и без формулировки задач профессионального и личностного роста на время обучения в вузе.