Технические средства обучения: педагогические основы их использования.
Технические средства и наглядные пособия могут использоваться с любыми дидактическими целями и на любом этапе процесса усвоения знаний. Кроме того, они позволяют управлять вниманием школьников на протяжении урока, а также обладают возможностями развития творческих способностей, логического и образного мышления. Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут помочь организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать с различными источниками информации, а также осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности.
Особенно важную роль в получении современного образования выполняют ТСО.
ТСО– совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно – воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления информации. (Г.М.Коджаспирова).
Визуальные | Звуковые (аудио) | Аудиовизуальные | Комбинированные |
-диафильмы -кодоскопы -слайды -диапозитивы -фото и т.п. | -магнитофонные и лазерные записи -грамзаписи -радиопередачи -радио -магнитофоны -музыкальные инструменты и др. | -кинофильмы -видеофильмы -телевидение и т.п. | -лингафонные устройства (кабинеты) -компьютерные системы -замкнутые учебные телевизионные системы и др. |
Дидактические возможности ТСО обеспечиваются следующими их характеристиками:
-являются источником информации
-рационализируют формы преподнесения учебной информации
-организуют и направляют восприятие
-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия
-обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность
-создают эмоциональное отношение к учебной информации
-усиливают интерес к учению путём применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин приборов и т.п.
-делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен
-активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности
-являются средством повторения, обобщения, систематизации
-иллюстрируют связь теории с практикой
-создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов и правил обучения
-экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счёт уплотнения учебной информации и ускорения темпа, а также за счёт переложения на технику отдельных функций учителя
-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам, запросам учащихся.
Современным универсальным обучающим средством является компьютер. Он может использоваться при изучении всех учебных предметов всеми группами обучаемых. При этом компьютер выступает как средство, повышающее эффективность обучения в целом, так и средство учебной деятельности учащихся, в том числе как объект их изучения.
Выделяют две области применения компьютера. Одна их них – компьютерная поддержка традиционного обучения. В этом случае применение компьютера связано с решением разнообразных задач обучения:
1. Предъявление информации в разных формах (словесной, наглядной, экспериментальной)
2. Формирование у школьников общеучебных и специальных умений по тем или иным предметам
3. Контроль, оценка и коррекция результатов обучения
4. Организация индивидуального и группового обучения
5. Управление процессом обучения
Мультимедиа- компьютеры – это компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить текстовую, звуковую, а также видеоинформацию.
Компьютерные системы обучения (комплекс аппаратных и программных средств), работающие в дистанционном режиме, являются основным средством дистанционного обучения.