Тема: Личность и социализация

1. Личность как объект социологического анализа

Предмет социологии – общество, состоящее из социальных институтов, групп, организаций и индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Социолога интересуют мнения, мотивы, потсупков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека.

Сегодня человеческая личность – исходная точка социологического исследования. Но такое исследование старо, как мир: и 2,5 тысячи лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: "Ищу человека!" он искал то, что скрыто под одеждой, статусными и возрастными различиями, он искал человеческую личность.

Становление личности как социального существа происходит в процессе социализации. Этот процесс реален только в обществе, человек, изолированный из общества, не может и не сможет стать полноценным членом общества, личностью. Таких изолянтов называют "феральными людьми". Они – продукт социальной изоляции. Социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в социальное, общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Феральные люди не смогут стать полноценными, так как социализация началась у них слишком поздно.

Понимание сущности социализации требует обязательного учёта того принципиального обстоятельства, которое было зафиксировано Г.М. Андреевой в классической монографии "Социальная психология" "Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду". В процессе жизнедеятельности сама личность как бы оказывается в фокусе пересечения диалектически взаимосвязанных процессов социализации и социальной адаптации.

Один из первых, кто со всей категоричностью поставил проблему изучения не только процесса социализации, но и социальной адаптации в обществе силами социологической науки, был французский социолог ХIХ в. Габриэль Тард. По мнению Г. Тарда, социология была просто "коллективной психологией", призванной ответить на два вопроса: "1) Что составляет причину изобретений, успешных инициатив, социальных адаптации, аналогичных биологическим адаптациям и не менее сложных по своему происхождению? 2) Почему именно эти, а не другие инициативы вызвали подражание?" И хотя с позиций современной науки вполне очевиден упрощённый подход Г. Тарда при оценке качественного своеобразия социальной адаптации в сравнении с логической, уважение вызывает уже то, что в конце ХIХ в. Г. Тард отводил социальной адаптации ключевую роль в социологии.

В современной социально-философской литературе адаптацию рассматривают по-разному:

- как процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства);

- состояние гомеостатического, динамического равновесия между организмом и средой;

- результат оптимального взаимодействия организма и среды;

- гедонистическую цель, заключающуюся в поиске наслаждения, избегания страдания, болевых ощущений и т. д.

 

2. Основные теории социализации личности

 

Исследование проблемы социализации в отечественной и зарубежной литературе имеют уже определенно устойчивую традицию. Само понятие "социализация" было разработано в конце 40-х годов американскими психологами ( А. Парк, Д. Доллэрд, В. Уолтер и др.)

Как в отечественных, так и в зарубежных трудах исследователей существует многообразие подходов в изучении этой темы. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Торндайк, Уотсон) характеризуют социализацию как процесс социального научения, неразрывно связанного с реакцией индивида на возникающие стимулы. Символический интеракционизм (Джоан Мид, Д. Хорке, Л. Корберг и др.) рассматривают как результат социального взаимодействия людей в процессе установления объективности социальных феноменов на основе субъективного опыта индивидов. Гуманистическая психология (Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.) понимают этот феномен как самоактуализацию личности.

Представляется перспективным направление в изучении социализации, дифференцирующее понятия "социализация" и "социальная адаптация" Социализация индивида играет роль своеобразной "социальной предадаптации", поскольку в ходе её формируются те адаптивные предпосылки, которые в последующем могут быть использованы в социальной адаптации конкретной личности. Относительность частных результатов социальной адаптации тесно связана с высочайшим динамизмом социальной среды, которая приводит к тому, что жизнедеятельность человека становится цепью все более сложных приспособительных актов.

Впервые термин "адаптация" (от лат. adaptacio — приспособлять) появился и использовался в физиологии и биологии. Считается, что в научную лексику он был введен немецким физиологом Г. Аубертом в 1865 г. и обозначал изменения чувствительности кожных анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. Впоследствии, в самом общем виде, в физиологии и биологии под адаптацией понимались любые изменения, приспособления живого организма к разнообразным влияниям среды.

Однако довольно скоро стало ясно, что причины, вызывающие у человека потребность в приспособительных актах социального порядка, коренятся в его социокультурной природе. По мнению другого немецкого ученого философа и культуролога Иоганна Готфрида Гердера, человек как культурное существо означает, с одной стороны, существо недостаточное, а с другой – существо творческое.

Недостаточность, по И. Гердеру, заключается в том, что человек, лишённый присущих животным разнообразных врождённых инстинктов, — самое беспомощное из всех существ. Но именно отсутствие у человека узких, специализированных приспособительных инстинктивных программ делает его существом творческим и адаптивным. Для восполнения этой недостаточности, а также с целью компенсации отсутствующих инстинктивных способностей человек производит культуру, которая и служит инструментом приспособления природы к потребностям людей.

Именно адаптивная социокультурная среда становится тем самым инструментом, который обеспечивает саморазвитие, самосохранение общественной жизни людей. К примеру, Э.С. Маркарян считает, что "адаптивная функция культуры непосредственно, логически выводится из самого определения культуры как способа человеческой деятельности, ибо сам феномен деятельности имеет исходную адаптивную ориентацию" 2. Культура в роли адаптивной среды выполняет не только функции стабилизации и самосохранения, но также функцию созидательно-адаптирующую. Если социальная адаптация немыслима вне определённого культурного контекста, то и культура, и общество выступают по отношению к личности в качестве сложного адаптивного образования.

Социальная адаптация в отечественной учебной и справочной литературе традиционно рассматривалась как "приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей".

Подобная характеристика, по-видимому, недостаточна для всестороннего раскрытия диалектической природы социальной адаптации. Ибо основное содержание общественного и индивидуального адаптивного процесса сводится лишь к внешним свойствам и проявлениям субъекта и объекта адаптации, т. е. к поведенческому аспекту, и соответствию или несоответствию этого поведения неким господствующим в социальной общности нормам и ценностям. Социальная адаптация, включает отмеченные в приведенном определении свойства и процессы, но при этом всё же оказывается феноменом с более широким объёмом содержания.

"Успешная социализация, пишет А.В. Мудрик, предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой -способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению". Следовательно, успешная социализация личности в обществе неразрывно связана со степенью её индивидуализации, фактической автономии от предписывающего контроля и давления социума.

Поскольку социализация длится с рождения и до смерти человека, то, по-видимому, имеет смысл говорить о её этапах в рамках этого континуума. Социализируясь, личность постоянно сталкивается с ситуациями, порождающими потребность в частных приспособительных актах, которые оказываются ничем иным, как социальной адаптацией.

Сказанное отнюдь не означает жесткой детерминации социальной адаптации социализацией: адаптация суть самостоятельный процесс, развивающийся на фоне социализации. Отсюда следует, что если в процессе социализации индивид в первую очередь оказывается объектом воздействия общества, то в ходе социальной адаптации личность в большей выступает субъектом деятельности и общения.

Социализация имеет определяющее влияние на особенности протекания социальной адаптации. Именно фундаментальный процесс социализации формирует всю систему предпосылок мобильного процесса социальной адаптации.

К примеру, младенец с момента своего рождения и до определенного периода, который и можно считать началом социальной адаптации, ещё не может быть активным - активен по отношению к нему социум. Семья как первичный для ребёнка социальный институт начинает процесс социализации.

С момента, когда ребёнок проявляет первичную социальную активность, истончается грань, отделяющая процессы социализации и социальной адаптации, поскольку в каждой конкретной ситуации соотношение этих процессов различно. Неизменным же остаётся базисный характер процесса, а также непрерывный процесс взаимодействия социализации и социальной адаптации. Кроме того, если социализация - непрерывна с момента рождения и до смерти, то социальная адаптация – процесс, связанный со сменой условий и обстоятельств социального взаимодействия. Прежде чем индивид включится в процесс адаптации к сложившейся социальной ситуации, связанной с новыми ценностями и ему необходимо, чтобы он приобщился к уже претерпевшим изменение процессе социализации референтным группам и социальным институтам.

В действительности вполне социализированная личность постоянно сталкивается с проблемными ситуациями, вызываюшими потребность в адаптации. Более того, личность и высокой степени социализированное испытывает гораздо большую потребность в адаптивных процессах, поскольку высокому уровню социализированности присущ, по-видимому, и высокий уровень психологической рефлексии. Следовательно, чем выше способность личности к рефлексивным процессам, тем сложнее установить такой баланс отношений с внешней средой, который бы её устраивал. И, наоборот, чем ниже уровень социализированности конкретной личности, тем меньше у последней социально-психологических оснований быть неудовлетворенной качеством профессиональной деятельности, своим интеллектом и степенью психологического понимания окружающих и т. д..

Идеальная адаптивная стратегия личности в социуме, равно как и идеальный приспособительный результат — недостижимый идеал. Абсолютное приспособление к требованиям и влияниям социальной среды противоречит основному принципу адаптации: более целесообразно иметь максимальный набор разнообразных потенциальных адаптивных модификаций, чем идеально приспособиться к какой-либо конкретной ситуации.

Итак, социальный приспособительный процесс включает в себя два диалектически взаимосвязанных этапа: социализацию и социальную адаптацию. Социальная адаптация служит логическим завершением процесса социализации, в то время как социализация означает процесс становления индивида и приобщения его к основным нормам, ценностям и социокультурным институтам. Социальная адаптация обеспечивает превращение индивида в личность и гармонизирует взаимодействие личности с социокультурной средой.

По мнению болгарского исследователя И.Д. Калайкова, понятие адаптации распространяется не только на свойства живых систем, способных снимать воздействия раздражителей с помощью изменения, реализуемого посредством отражения, но и на такие механизмы, как социальная наследственность, преемственность, отбор информационных моделей для решения проблемных ситуаций.

Социальная адаптация — это комплексный, по структуре сложный феномен, одновременно выступающий в роли процесса и конечного результата адаптации. В то же время, определяя понятие "социальная адаптация", следует также иметь в виду весьма непростой набор её качественных характеристик и соответственно дополнять социальный аспект адаптации психологическим, учитывая, что социальная среда, где вращается личность, в равной мере подразделяется на среду предметную и личностную.

А.А. Налчаджян определяет социально-психическую адаптированность личности как такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно вьтолняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Адаптация определяется при этом как процесс социально-психологического взаимодействия, приводящий личность к состоянию относительной адаптированности. Достоинством подобного социально-психологического подхода к адаптивной проблеме является его обращённость к личности, к её социально-психологическим особенностям.

Социальная адаптация отражает процесс гармонизации индивидуальной самонастройки личности и встречного адаптирующего влияния общества посредством использования соответствующих адаптивным ситуациям; стратегий адаптации, оптимальность которых контролируется и регулируется прямой и обратной информационной связью.

1) в качестве деятельностного преобразования социальной и природной среды;

2) как опережающий идеальный образ, продукт психического отражения будущих результатов деятельности и свойств преобразуемой окружающей среды.

К социальным средствам адаптации относятся адаптивная по природе материальная и духовная деятельность, а также различные формы индивидуальной и групповой идентификации. Социальные средства адаптации позволяют достичь таких целей:

1. Опосредовать деятельностью течение социальной адаптации личности.

2. Опираясь на традиции, заимствованные образцы индивидуальной или групповой стратегии социальной адаптации, избежать возможных ошибок, характерных для инновационного по характеру самостоятельного поиска.

3. Обретая или разрывая социальное, психологическое, политическое единство с референтной группой, преодолеть состояние социального отчуждения, психологического диссонанса, равно как и состояние чрезмерной зависимости, управляемости.

4. Найти новые социальные роли, а также выработать стратегии поведения, желательно в равной мере удовлетворяющие индивидуальным притязаниям и общественным ожиданиям.

Формирование психологического компонента социальной адаптации осуществлялось в ходе эволюции человека и общества. На определённом этапе психо- и социогенеза обозначилась потребность, которая и была затем удовлетворена в разнообразных психологических средствах (инструментах) социальной адаптации.

К психологическим средствам адаптации относятся когнитивные схемы, алгоритмы, стратегии, социальные стандарты, установки, стереотипы, эталоны. Важно отметить двойственную природу психологических средств социальной адаптации. С одной стороны, они отражают качественные психологические характеристики адаптивной ситуации, ее внутреннее содержание. С другой - при внешнем проявлении психологические инструменты социальной адаптации опять-таки связаны с социокультурной средой, ведь именно там проверяются и корректируются все эти социально заданные стандарты, эталоны, установки и т. д. В то же время сформированные в ходе адаптации психологические и социальные новообразования оказываются для адаптирующейся личности как бы искомыми результатами процесса.

Единство деятельностных, социальных и психологических факторов не исключает ситуативного преобладания любого из них в каждом конкретном случае социальной адаптации. Здесь же коренится необходимость учитывать ситуативное доминирование того или иного фактора, вызванное особенностями адаптивного процесса, который предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и информационно-психологических, частных адаптивных стратегии, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации, Здесь уместно определить понятие "стратегия социальной адаптации", под которым понимаются осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие состояние индивидуальной или групповой адапти-рованности.

Достижение состояния адаптированности личности неразрывно связано с особенностями индивидуальной или групповой стратегий социальной адаптации. Выработанная в процессе социальной адаптации комплексная адаптационная стратегия, включающая в себя все многообразие частных индивидуальных адаптивных стратегий, обеспечивает личности возможность соответствующих "ответов", адекватных реакций на те социальные ситуации, столкновение с которыми вызывает потребность в адаптации.

Иными словами, комплексная адаптационная стратегия представляет собой общую схему, определяющую приоритеты, пели и задачи адаптации, реализуемые посредством частных индивидуальных и общественных адаптивных стратегий, целенаправленно вырабатываемых той или иной социальной системой.

Из комплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность, приоритеты и способы адаптации, целесообразно выделить частные адаптивные стратегии (активные и реактивные, сознательные и бессознательные, предметно-деятелъностные информационно-психологические), благодаря и/или посредством которых личность осуществляет адаптацию на всех уровнях: индивидуальном, групповом и социетальном; и во всех сферах человеческой активности: деятельностной, психологической, информационной и т. д.

Взаимозависимость социализации и социальной адаптации состоит в том, что вполне социализированная личность объективно нуждается в социальной адаптации, которая позволяет ей установить динамическое равновесие в психологической, эмоционально-мотивационной сферах между субъективными желаниями и объективными возможностями личности в разнообразных адаптивных ситуациях.

Итак, если социализация обеспечивает процесс становления индивида и его "грубую настройку" обществом к требованиям социума посредством разнообразных и разноуровневых институтов социализации, то социальная адаптация обеспечивает "самонастройку" формирующейся личности на соответствующий уровень взаимодействия с конкретными индивидами, социальными группами, обществом в целом, что вытекает из индивидуальных запросов и потребностей личности, ограничиваемых рамочными условиями социума (идеологические установки, социальные нормы, ценностные ориентации, традиции и т. д.).

 

 

2. Этапы и агенты социализации.

 

Большинство социологов предполагают, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека. Сторонники менее распространенной точки зрения считают, что социализация завершается периодом взросления, зрелости. В связи с этим, вопросы этапов и стадий социализации решается в социально-психологической литературе неоднозначно.

В соответствии с компромиссным подходом к рассмотрению данного вопроса выделяют два этапа социализации:

· первичную социализацию (социализация детства до начала социальной зрелости);

· вторичную социализацию – процесс, который вводит социализированного индивида в другие сектора общества (проф. группа, армия).

Первичная социализация – это сфера межличностных отношений, вторичная – социальных отношений.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. Многие психологи и социологи подчеркивают, что социализация детей формирует ценностные ориентиры и оказывает наиболее сильное влияние на становление личности в то время, как социализация взрослых изменяет внешнее поведение, Взрослые оценивают норму; дети способны только осваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

Роль первичной социализации очень велика и ее отсутствие в раннем возрасте не может быть (или почти не может) компенсировано позднее. Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации, либо выбрать асоциальное положение.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализациявозможна у взрослых людей в случае значительных изменений (возможна в форме усвоения новых ценностей, ролей, навыков или в форме отступления от принятых в обществе систем ценностей, норм, ролей).


Одновременно с процессом ресоциализации происходит процесс десоциализации – отступление от старых норм, ценностей, ролей и правил поведения.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурам и нормам и освоение социальных ролей.

Агенты первичной социализации – родители, члены семьи, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации – представители администрации учебного заведения, армии, предприятия, органов управления, церкви, СМИ.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций, а агенты вторичной социализации – только одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаков.

Агенты первичной социализации часто взаимозаменимы, а вторичной нет. Агенты вторичной социализации часто получают деньги за выполнение своей роли.

 

 

3. Статусно-ролевая концепция личности.

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Классическое определение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г. Робертом Линтоном. В функционалистском понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Он дал социологическую интерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы, т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей. В ролевой теории Толкотта Парсона роль определяется как поведение, нормативно регулируемое общепринятыми ценностями.

Рассмотрим подробнеестатусно-ролевую теорию личности.Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Женщины имеют статус, отличный от статуса мужчин, и потому от них ожидается поведение иное, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль – предполагаемым действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.


Обучение ролям предполагает усвоение определенных норм культуры. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины могут довольно быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на "притворной", нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Роли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем сказать, что он ведет себя как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов, может легко приспособиться к роли продавца. С другой стороны, очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социальная роль.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которыепредписываютсяиндивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Предписанные статусы, и роли. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей - это разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей.

Наиболее значимы для любого общества роли, связанные с гендерной (половой) принадлежностью и возрастом. В примитивных и традиционных обществах эти роли являются более выраженными, четко очерченными, их освоение носит символический характер, часто сопровождаемый специальными обрядами. В современных обществах, в том числе и в нашем обществе особенно заметна неудачная социализация в подготовке к юности и к старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Родители юноши или девушки пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым считать юношу или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег, женитьбы или замужества. Но дело в том, что и сам молодой человек пребывает в неопределенности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пути достижения успеха в жизни, круга друзей и т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей, что характерно для более раннего возраста.

Старость в традиционных обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст - это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям относительно этих ролей, установленным в обществе.

Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.

В примитивных, традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольшие способности.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, - стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.

Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения.

В большинстве случаев ролевое поведение состоит в бессознательном исполнении ролей, но иногда оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного "Я". Американский исследователь Ирвин Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желательное впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим различные аудитории. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники - все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специфику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего "Я". Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, инспектор ГАИ контролирует движение на трассе - каждый в определенном месте и в определенное время является актером, который дает представление ради того, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение -трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.

Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле. Mаленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку в должности инженера - все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать впоследствии в следующих ролях.

Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей.

Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной; или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое «Я» защищено oт многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действия считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профессиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гардероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что, по его мнению, его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.