Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Выделяют следующие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использование на практике.
Овладение знаниями в процессе обучения носит специфический характер и выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти и использовать, т.е. сделать индивидуальным достоянием каждого обучаемого.
Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также формирование специальных (по предмету) и общеучебных умений и навыков.
Умения – это владение способами применения (приемами, действиями) усваиваемых знаний на практике.
Навык – составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Умения формируются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Воспитательная функция обучения вытекает из его содержания, форм и методов и реализуется посредством организации общения учителя и учащимися.
В процессе обучения при усвоении содержания образования формируются взгляды, убеждения, отношения, качества личности. Правильно организованное обучение способствует реализации его развивающей функции, которая предполагает развитие речи, мышления, памяти, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Данная функция, также как и две предыдущие, осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителя и учителей на всестороннее развитие личности.
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности. Процесс обучения должен быть спроектирован и осуществлён так, чтобы и содержательная, и процессуальная его стороны выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства.
9.Основные этапы освоения знаний.
Освоение знаний учащимися - психологически очень сложный процесс, состоящий из ряда этапов, каждый из которых занимает особое место среди других. Все этапы процесса усвоения по - своему важны, ни один не может быть признан незначимым.
Все стадии взаимосвязаны и обусловлены характером взаимодействия учителя и ученика, каждая из них определяет конечный эффект усвоения.
В освоении знаний учащимися выделяют следующие этапы:
1этап: Постановка учителем цели и задач обучения и осознание ,принятие их уч-ся.
2этап: Первичное ознакомление и изучение уч-ся нового материала. Это этап восприятия и формирования представлений уч-ся. Осуществляется наглядно-образное мышление. Уже на данном этапе важно вызвать интерес уч-ся к материалу, стремление глубже его изучить.
3этап: Осмысление нового материала. Это этап формирования понятий, мышления в форме суждений и умозаключений. Включает все мыслительные операции (сравнение-анализ-синтез и другие)
4этап: Закрепление и повторение - совершенствование учебного материала.
5этап: Применение теоретических знаний, в результате чего уч-ся овладевают практическими умениями и навыками.
6этап: Контроль степени усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Это этап установления обратной связи, выполняющий диагностическую функцию.
7этап: Коррекция как исправление отклонений в усвоении знаний, умений и навыков в соответствии с результатами предыдущего этапа.
8этап: Обобщение. Завершает все предыдущие этапы и предполагает систематизацию знаний по конкретному учебному предмету и установление внутрипредметных и межпредметных связей.