ТЕМА VII. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Под восточной философией обычно понимают фи­лософию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый ана­лиз показывает, что хотя различия между восточной и западной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной филосо­фии. Нет единого «духа» западной или восточной философии, который определялся бы характером соответ­ствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуи­тивна, нацелена на эстетико-этическую просвещен­ность. Но детальное сопоставление философских воз­зрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограни­ченный, а универсальный характер. Так, мистик – это универсальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индий­ские и китайские философы много занимались изуче­нием логических вопросов, отнюдь не всегда проигры­вая в этом своим коллегам с Запада. В философском отношении Запад интересен Восто­ку, а Восток — Западу. Былой обособленности нет боль­ше места. В своем единстве они призваны сформулиро­вать планетарное философское мышление будущего.

Восточная философия, предусмотренная для изучения в данном курсе философии – это философия, возникшая в культурах Древней Индии (XV-VI вв. до н.э.) и Древнего Китая (в VIII-V вв. до н.э.). Если говорить в самом общем виде, то для нее характерна установка на единство человека со средой обитания и отказ от активного вмешательства в природные процессы; проникновение личностного начала в процесс познания и его результаты; образное мышление и выражение понятий; акцент на познание ценностного значения и смысла явлений, стремление к личному самосовершенствованию.

Важным является то, что первоначальным предметом системного формирования мысли и мировоззренческим стержнем выступает в Древней Индии понятие Аум, в Древнем Китае – Дао, являющиеся аналогом понятию Космос в Древней Греции и выражающие первоначало, первооснову, всеобъемлющий закон мироустроения.