Изобретения
Изобретением является техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретение - это техническое решение задачи. Так, В.И. Серебровский определял изобретение как «новое, повышающее уровень современной техники творческое разрешение технической проблемы». На необходимость решения задачи с помощью изобретения указывали В.Я. Ионас, А.П. Сергеев, О.А. Городов и др. «…Без предмета технического решения, т.е. задачи либо проблемы, весьма сложно или даже невозможно раскрыть сущность предлагаемого решения, поскольку в основу этой самой задачи должна быть положена осознанная изобретателем техническая проблема или общественная либо личная потребность, переведенные на язык решения технических проблем».
Объекты изобретений: продукты и способы.
К продуктам относятся (п. 2.1.1 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, утв. Приказом Роспатента 6.06.2003 № 82):
1) Устройства (конструкции и изделия).
2) Вещества (в частности, химические соединения, в том числе нуклеиновые кислоты и белки; композиции (составы, смеси); продукты ядерного превращения).
3) Штаммы микроорганизмов (в частности, штаммы бактерий, вирусов, бактериофагов, микроводорослей, микроскопических грибов, консорциумы микроорганизмов).
4) Культуры (линии) клеток растений и животных (линии клеток тканей, органов растений или животных, консорциумы соответствующих клеток).
5) Генетические конструкции (в частности, плазмиды, векторы, стабильно трансформированные клетки микроорганизмов, растений и животных, трансгенные растения и животные).
Способы как объекты изобретений - процессы осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств.
Не являются изобретениями (п. 5 ст. 1350 ГК РФ):
1) открытия;
2) научные теории и математические методы;
3) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
5) программы для ЭВМ;
6) решения, заключающиеся только в представлении информации.