Врезка 1. Пункты предварительного тестирования, консультирования, профилактики и лечения ВИЧ среди молодежи, в том числе молодежи и подростков категории повышенного риска

Ÿ Терапевты/семейные врачи/поликлиники

Ÿ Школьные медицинские кабинеты

Ÿ Учреждения общественного здравоохранения

Ÿ Службы планирования семьи

Ÿ Специализированные службы первичного медицинского обслуживания (педиатрия, акушерство и гинекология)

Ÿ Женские предродовые консультации, клиники матери и ребенка

Ÿ Туберкулезные диспансеры/клиники

Ÿ Кожно-венерологические диспансеры

Ÿ Приюты для молодых людей, похищенных с целью сексуальной эксплуатации

Ÿ Службы, оказывающие услуги для секс-работников

Ÿ Центры снижения вреда (напр., пункты доверия и поддержки, передвижные центры, программы обмена игл)

Ÿ Программы работы с целевыми группами в привычном для них окружении («аутрич-работа»)

Ÿ Места встреч молодежи (напр., клубы)

Ÿ Медицинские службы в исправительных учреждениях (тюрьмах, исправительных учреждениях для несовершеннолетних)

Ÿ Медицинские службы в армии

Все эти учреждения и службы могут служить в качестве начального пункта по оказанию услуг в области профилактики и борьбы с ВИЧ — либо путем непосредственного оказания соответствующих услуг, либо путем направления в другие учреждения, занимающиеся профилактикой и лечением ВИЧ, в зависимости от возраста, пола, типа рискованного поведения и степени уязвимости молодых людей. Тем не менее в целях эффективного противостояния эпидемии ВИЧ среди данной категории населения молодым людям обоего пола необходим доступ к полному спектру минимальных услуг (врезка 2) на определенной территории, в рамках той или иной группы населения и сети оказания услуг.

 

Врезка 2. Эффективное противодействие ВИЧ среди молодежиминимальный пакет мероприятий по профилактике ВИЧ

 

Ÿ Информация (включая образование в области сексуального здоровья)

Ÿ Программы стимулирования использования презервативов

Ÿ Снижение вреда

Ÿ Диагностика и лечение ИППП

Ÿ Тестирование и консультирование в области ВИЧ, лечение и уход ЛЖВС

 

Методы охвата ПКПР

Работа с целевыми группами в привычном для них окружении («аутрич-работа») играет ключевую роль в предоставлении услуг здравоохранения ПКПР и уязвимым к ВИЧ молодым людям, которые не имеют доступа к таким услугам по различным причинам, включая дискриминацию, маргинализацию, отсутствие информации о таких услугах, а также отсутствие финансовой самостоятельности и возможности самостоятельного принятия решений. Эти методы успешно применялись в работе с потребителями инъекционных наркотиков и молодыми девушками (и некоторыми юношами), принуждаемыми к оказанию сексуальных услуг.

 

Стратегии «аутрич-работы» могут использоваться для предоставления специфических элементов услуг (напр., презервативов, оборудования для инъекций), борьбы с теми или иными практиками рискованного поведения (такими, как небезопасные инъекции или незащищенный секс), или для пропаганды услуг профилактики и лечения (лечение ИППП, заместительная терапия и т.д.) и расширения доступа к ним. Программы «аутрич-работы» ― это не только различные мероприятия, при их реализации могут использоваться разнообразные механизмы предоставления услуг ― от обучения по принципу «равный ― равному» до передвижных пунктов, укомплектованных специально обученными работниками здравоохранения. Как и в случае других механизмов предоставления услуг, здесь важно дополнять информацию обучением необходимым навыкам, а также материалами, необходимыми для претворения намерений в действие (напр., презервативами и иглами для инъекций). Необходимо также, чтобы все вышеуказанное предоставлялось такими способами, которые являются эффективными, доступными и приемлемыми для целевой группы.

 

Молодые люди весьма расположены к тому, чтобы действовать в качестве «сетевых работников», оказывающих помощь своим сверстникам и лицам своего пола, предоставлять им информацию, направлять в службы, предназначенные для молодежи. Противозаконный характер деятельности, предпринимаемой некоторыми целевыми группами, означает, что программы «аутрич-работы» часто обладают столь же неясным легальным статусом, и это может служить препятствием для расширения масштабов пилотных проектов или придания им официального статуса (институционализации). Для таких программ существенное значение имеет привлечение заинтересованных сторон на местном уровне (см. раздел «Привлечение заинтересованных сторон к процессу руководства»).

 

Ввиду тех трудностей, с которыми связана работа с молодыми людьми обоего пола, употребляющими инъекционные наркотики, и по причине связи, существующей между потреблением инъекционных наркотиков, оказанием платных сексуальных услуг и незащищенным сексом, необходимо в рамках программ «аутрич-работы» связывать меры по снижению вреда с другими мероприятиями, имеющими первостепенное значение для профилактики и лечения ВИЧ среди молодежи.

Работа с мигрантами

Мигранты, в особенности нелегальные, имеют меньше возможностей доступа к услугам здравоохранения и информации по здравоохранению, в том числе к информации по их правам на медицинское обслуживание. Кроме того, плохие условия жизни и неблагоприятное окружение часто способствуют практикованию ими рискованного поведения и делают их объектом унижений и насилия, что приводит к большей уязвимости мигрантов к ИППП и ВИЧ.

 

Ввиду растущего числа мигрантов в регионе и с целью обеспечения доступности для них минимального набора услуг по профилактике ВИЧ-инфицирования необходимо учитывать их специфические нужды и потребности.

 

Эффективная методика работы учреждений здравоохранения различных уровней с мигрантами, обеспечивающая «дружественный подход к мигрантам», должна включать в себя следующие компоненты:

 

Ÿ Законодательную поддержку права мигрантов на здоровье

 

Ÿ Расширение доступа к службам здравоохранения, учитывающим потребности мигрантов и обеспечивающим основные услуги; это предполагает:

 

Ÿ Повышение среди мигрантов чувства ответственности за свое здоровье как один из способов удовлетворения их потребностей, преодоления страхов перед стигматизацией и дискриминацией, а также интеграции мигрантов в общество

 

Ÿ Проводящееся перед оказанием услуг и в процессе оказания услуг обучение персонала служб здравоохранения навыкам коммуникации с учетом культуры получателя услуг

 

Ÿ Предоставление информации, связанной со здоровьем, в том числе о профилактике ИППП и ВИЧ, на языках диаспор данной страны

 

Ÿ Обзор процедур тестирования на ВИЧ с целью убедиться, что мигрантом известно об этой услуге и что она доступна им; для обеспечения доступности и приемлемости услуг может потребоваться введение бесплатного, анонимного и добровольного тестирования и консультирования в области ВИЧ

 

Ÿ Расширение использования аутрич-работы и специально подготовленных культурных посредников для охвата уязвимых групп, включая мигрантов, не имеющих легального статуса, и занимающихся секс-работой; сочетание целевой письменной информации с консультированием на языке, на котором говорят мигранты;

 

Ÿ Равное обращение как к коренному населению страны, так и к мигрантам в рамках регулярных информационных кампаний по ВИЧ, проводящихся на местном, региональном и общегосударственном уровнях

 

Ÿ Расширение процедур оценки потребностей и систематическая оценка удовлетворения потребностей мигрантов в рамках существующих программ, а также более систематический сбор данных по случаям инфицирования ВИЧ в сообществах мигрантов

 

Ÿ Организация учебных программ, способствующих интеграции мигрантов в общество.