Вопрос 2. Древнеиндийская философия

 

Характеризуя древневосточную философию (Индия, Китай), следует заметить следующее:

· она сформировалась в условиях деспотичных государств, где человеческая личность была поглощена внешней средой. Неравенство, жесткое кастовое деление во многом определили социально-политическую и морально-этическую проблематику философии;

· большое влияние мифологии (носившей зооморфный характер), культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности и системности восточной философии;

· в отличие от европейской философии восточная философия автохтонна (первоначальная, исконная, коренная).

 

При всем разнообразии взглядов в древней индийской философии слабо выражен личностный компонент. Поэтому принято рассматривать прежде всего наиболее известные школы. Их можно разделить на ортодоксальные школы – миманса, веданта, санкхья и йога, и неортодоксальные — буддизм, джайнизм и чарвака-локаята. Их отличие в основном связано с отношением к священному писанию брахманизма, а затем индуизма — Ведам (ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его). Написанные в стихотворной форме Веды содержат вопросы и ответы на них о происхождении мира, космическом порядке, естественных природных процессах, наличии у человека души, вечности мира и смертности отдельного человека. Индийская философская традиция сформировала ряд основных философско-этических понятий, которые позволяют составить общее представление о древнеиндийских философских учениях. Прежде всего это понятие кармы — закона, определяющего судьбу человека. Карма тесно связана с учением о сансаре (цепи перерождений существ в мире). Освобождением или выходом из сансары является мокша. Именно пути выхода из мокши и отличают взгляды разных философских школ (это могли быть жертвоприношения, аскеза, практика йогов и др.) Стремящийся к освобождению должен следовать установленным нормам и драхме (определенному образу жизни, жизненному пути).

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. «В Индии философия (религия) – это не просто философия (религия, а образ жизни».

В Индии повествования об индийской философии начинаются с рассказа о Ведах. Веды – древнейший памятник индийской литературы, в котором выражено весьма древнее религиозной мировоззрение. Веды состоят из 4 частей:

– сборник религиозных гимнов,

– сборник ритуальных текстов,

– правила поведения для отшельников,

– философская часть (упанишады).

В упанишадах провозглашается:

· тождество Атмана (души) и Брахмана;

· идея сансары – перерождения души (Атмана)и ее странствия из рождения в рождение;

· идея кармы – обусловленности каждого последующего рождения теми делами, которые совершаетиндивид;

· идея и идеал мокши, то есть освобождения от круговорота рождений и смертей как высшей цели человека.

· идея четырех стадий: стадия ученичества, стадия семейной жизни домохозяина, стадия отшельнечества в лесу и стадия полного отрешения от мира, за которой может последовать мокша.

Джайнизм в своей главной части – учение, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Цель – «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение.

Основоположником данного философского направления считается Джина Махавира (VI-V вв. до н.э.) отверг авторитет Вед и брахманов, предложив в замен иной взгляд на мир и на человека. В мире есть множество существ и каждое существо собственными усилиями должно добиваться освобождения от пут бытия, не полагаясь на свое якобы предзаданное единство и тождество с неким Абсолютом (Брахманом). В социальной сфере джайнизм отрицает деление людей на варны и джати. Джайнистский социум состоит из монахов, подчиненных строгой дисциплине, и мирян, жизнь которых тоже регламентирована, но менее жестко.

В течение многих веков джайнизм был мощной интеллектуальной (иногда даже и государственно-политической силой) на индийском субконтиненте.

Локаята – древнейшее материалистическое философское учение в Индии, отрицало существование какого-либо другого мира, кроме материального. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли. Индуизм возник только в течение последнего тысячелетия в Западной Индии. Его основой является кастовый строй. Главные боги - Вишну и Шива.

В современных книгах по индийской философии обычно выделяют шесть даршан (точек зрения, направлений). Которые разрабатывали разные модели мира и поведения в нем человека, акцентируя каждая ту или иную проблематику:

1) санкхья и вайшешика разрабатывали онтологическую проблематику;

2) йога – это своего рода философия человеческого сознания;

3) ньяя – в основном занималась теорией познания и логикой;

4) мимансу – герменевтикой;

5) веданта – впитала в себя интересы и достижения других даршан, став синкретическим дискурсом, в котором было месчто и онтологии, и гносеологии и даже теологии.

Буддизм возник в VI-V вв. до н.э. как учение, враждебное древней религии брахманизма. Учения буддизма основываются на легенде об основателе религии Будде и распространялись среди городских низов. Будда отверг традиционный авторитет Вед, и весь ритуализм брахманства – и стал проповедовать мировоззрение, обретенное им в результате собственных многолетних поисков. Центральное место в четыре благородные истины:

1) страдание;

2) причина страдания;

3) избавление от страдания;

4) путь к избавлению от страдания.

Пояснить это можно так: всякое существование сопряжено со страданием (есть страдание); причина страдания-существования – «жажда», влекущая нас к нему; искоренив «жажду», искореним и страдание-существование; путь к этому искоренению – в особой (правильной!) «стратегии поведения». Будда принимал общие для его культуры представления о метемпсихозе – переселении душ, о сансаре – как бесконечной череде рождений и смертей и в качестве высшей цели также предлагал «освобождение», полный уход из бытия, который в буддиззме называется нирвана (букв. – угасание).

Стержневой идеей Б. является доктрина «освобождения», изложенная в первой проповеди Будды о четырех благородных истинах: существует страдание, причина страдания, освобождение от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания. Разъяснению и развитию этих положений посвящены все построения Б. Истина страдания: «Все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции, а потому полно скорби». Истина причины: «Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения». Истина освобождения: «Освободиться от страданий можно, лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти». Истина пути: «Для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достигнуть состояния нирваны, т.е. угасания или исчезновения». Нирваны можно удостоиться, если следовать среднему восьмеричному пути спасения: 1.правильное видение; 2.правильная мысль; 3.правильная речь; 4.правильное действие; 5.правильный образ жизни; 6.правильное усилие; 7.правильное внимание; 8.правильное сосредоточение. Это путь освобождения от 10 цепей: 1.от любви к земной жизни; 2.от чувственных страстей; 3.от желаний; 4.от ненависти; 5.от гордости и т. д.

Страдание и освобождение являются, по Б., различными состояниями единого бытия, соответственно проявленного и непроявленного. Страдание предстает как бесконечное «волнение» (появление, исчезновение и появление вновь) вечных и неизменных элементов безличного жизненного процесса, вспышек своего рода жизненной энергии, психофизических по своему составу, - дхарм. В сущности страдание тождественно желанию удовлетворения – психологической причине страдания, воспринимаемого не как какое-либо нарушение изначального блага, а как органически присущее жизни явление. Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений (Сансара), не изменяя характера этого переживания, лишь усугубляет его превращая в лишенное конца.

Освобождение в Б. – это создание в противовес существующему непостоянству чего-то постоянного и, следовательно, сущностного. Им оказывается определенное психическое состояние – нирвана. Главное для Б. – определение правильного отношения к вещам. Следствием такого отношения и является состояние безгрешности, которое выступает как общая мягкость, непричинение вреда окружающему, терпимость, сопряженная с отсутствием представления о жесткой обязательности нравственных предписаний и норм Освобождение прекращает «волнение» дхарм, что влечет за собой уничтожение желаний, точнее – угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого срединного пути рекомендует избегать крайностей – как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения (отсюда, в частности, смягчение, а иногда и отрицание аскетизма).

Для достижения состояния освобождения в Б. существует ряд специальных методов, служащих преобразованию психики и психофизиологической личности – медитация, а также более активные методы, почерпнутые Б. из даосской практики и местных магических культов, связанных с увеличением плодородия

Поскольку в основе Б. лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир, в нем отсутствует противоположность субъекта и объекта, духа и материи, индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивается значение особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального единства. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая само функционирование мироздания: это волевое решение «Я», понимаемого как некая духовно-телестная целостность – практически действующая личность. Неабсолютное значение для Б. всего, что существует безотносительно к этой личности, приводит, в частности, к выводу, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку (миру), с другой – о том, что в Б. нет надобности в боге как творце, спасителе, промыслителе, т.е. вообще верховном существе, трансцендентном миру; из этого вытекает также отсутствие в Б. дуализма божественного и небожественного, бога и мира, и т. д.

Б. оказал существенное влияние на все стороны жизни принявших его стран. Распространение Б. способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует т.н. буддийскую культуру (архитектура, живопись, литература, буддийская образованность). Наиболее влиятельная буддийская организация – созданное в 1950 году Всемирное братство буддистов.