Жанр Фотоочерк

Фотоочеркявляется жанром художественно-публицистическим.

Фотоочерк – жанр , отличающийся пристальным вниманием к человеку, «очерчивающий» основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем (http://fan-5.ru/best/best-199692.php)

Отсюда становится более четко очерчиваться объект фотоочерка. В качестве объекта мы видим явления современности, а также человек. Иными словами фотоочерк предстает как форма повествования о судьбе человека. Одной из самых главных характеристик фотоочерка, которую мы можем выделить-это лаконичность иллюстрированного повествования.

Фотоочерк как жанр, который существует не первый день, имеет свою историю развития. Мною было установлено, что появлению фотоочерка на страницах печати , предшествовали фотографии, которые несли в себе не просто фактически достоверную информацию, но еще и стремились вызвать у своих зрителей эмоции, такие как размышление, пререживание, радость.

В одной из статей , фотограф Владимир Вяткин в соавторстве с Людмилой Семиной , говорят о существовании фотоочерка во время Второй мировой войны и в послевоенное время , далее привожу цитату из этой статьи «Создание фотоочерка требует более длительного времени, чем произведения любого другого жанра. Поэтому в годы Великой Отечественной войны на первое место в журналистике вновь выходят фоторепортаж и фотоинформация. Однако уже в 1950–1960-х годах фотографы возвращаются к жанру фотоочерка. Человеческое горе и радость недавнего прошлого, восстановление разрушенного хозяйства, достижения науки и культуры вновь оказываются в объективе фотожурналиста. «мастерская фотож.

«Послевоенное развитие жанра фотоочерка тесно связано с деятельностью Агентства печати «Новости» (АПН) - организации, чья работа была ориентирована на зарубежные страны. В статьях и фотопубликациях отечественные журналисты зн акомили иностранных читателей и зрителей с жизнью в СССР, с тем, как преодолевались трудности, как добивались успеха выдающиеся личности науки и культуры, простые труженики.»(мастерская фотож.

Начиная с 60-х проявляется более четко специфика этого жанра. Первое что важно мне отметить, так это то, что простая описательность, которая отличала этот жанр , начинает постепенно преодолеваться(ворон 92)

К сегодняшнему времени основные рамки жанра сформировались довольно четко. Мы можем сказать что во второй половине минувшего века фотоочерк сделал большой шаг в сторону своего развития. Например, можно отметить что с фотоснимков исчезают стандартные герои та самая описательность отходит на второй план пропуская на свое место анализ человека и его характера осмысление реалий происходящего( ворон 93)

Сейчас фотоочерк немного переосмыслен и изменен. На мой взгляд, дело здесь может быть связано с отсутсвием цензуры в прессе. Из этого мы можем наблюдать такую тенденцию, связанную с фотоочерком, как его больший уклон в сторону политики и жизни элиты нашего времени(популярным артистам и т.д)

Далее я хочу объеденить в одно целое некоторые принципы создания фотоочерка, которые. Итак, фотоочерк, как мы уже заметили , представляет собой не одно фотоизображение , а целый ряд. Однако он не обязательно может быть большим в своем объеме. Так например в советское время фотоочерк состоящий из трех фото имел название «Малая серия».обилие фотографий может заставить зрителя задуматься над тем, в каком жанре выполнены снимки, которые он видит перед собой. Выше мы уже разбирали жанры , в которых возможно наличие ни одного изображени, а нескольких. Это такие жанры как фоторепортаж, фотосерия, упомянут был фотоколлаж. Однако , если знать такой нюанс фотоочерка как обобщение конкретного факта(ворон 94), то определить его будет совсем не сложно.»При этом, конечно, обобщающее начало в фотоочерке не заглушает индивидуальных черт человека,но раскрывает явление.»(ворон 94)

Таким образом, можно смело судить о том, что зачастую очерк оказывается неким сообщением, повествованием о судьбе человека.

Еще одна особенность, определяющая фотоочерк- псоледовательность фотографий, это некий фундамент его содержательности.

Снимки или притягиваются друг к другу как магниты, или же, наоборот,

сопротивляются насильственному объединению и не хотят жить вместе. Между ними возникают изобразительные и смысловые связи, которые определяют закономерность такого соединения фотографий и содержание, возникающее в результате этого соединения.

Совсем не обязательно размещать фотографии по ходу реального времени.»(ЛАПИН)

Так на одном из кадров возможно изображение места действия, на другом герои съемки, остальные кадры изображают скрытую информацию на главных снимках. Однако , необходимо в фотоочерке наличие завершенности действия. Оно способствует показу того, что герой, ставший неким образом в очерке( наличие образов в фотоочерке только приветсвуется фотографами) завершается, находит итог и авторский замысел, однако тема на этом не является исчерпана полностью.

Фотоочерк включаетв себя три вида. Следующая видовая классификация была взята мною из книги Ворона И.В. «Жанры фотожурналистики»

· портретный( отражает проблему через призму судьбы человека)

· путевой(воплощает через себя образы края, города)

· проблемный(фотографии более документальны, отсутвуют образы, авторы сразу переходят к изображению проблемы)

Теперь, поняв и проанализировав перечисленные выше сведения, мы можем сделать вывод о том, что каждый жанр имеет свои определенные особенности, которые способны отделить их от других, схожих с ними видов. Во многих жанрах, авторы использованной для изучения темы литературы, приходят к единым выводам, об основных элементах, составляющих жанры. Однако не все так просто. Мне становиться ясно, что пока мы не можем говорить о том, что подобная систематизация жанровой системы совершенна. В связи с прогрессом в различных сферах жизни человека, особенно в технической и социальной, некоторые жанры, такие как фотопортрет , теряют свою актуальность. Отходя и теряя свою художественность, показ личности и человеческой души, классический фотопортрет растворяется в других жанрах.