Блоки и полиспасты

1.3.1 Блоки должны иметь ось из стальных или титановых сплавов диаметром не менее 8 мм и толщину щечек не менее 2 мм. Работающее сечение щечек в месте включения карабина и запрессовки оси должно быть не менее 60 кв.мм (суммарно). Материал щечек - стальные и титановые сплавы.

1.3.2 Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована.

1.3.3 Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.

1.3.4 Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь детали, присоединенные методом сварки (шов сварки не должен нести нагрузку), а также не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п.

1.3.5 Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 10 мм.

1.3.6 Блоки и тележки, используемые для движения людей по навесной переправе должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.

1.3.7 При использовании блоков и тележек для движения по перилам людей должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (выпадение шкивов, разрушение щечек, осей и т.д.) движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка).

Страховочные системы

1.4.1 Кроме стандартных страховочных систем комиссией по снаряжению могут быть допущены самодельные системы.

1.4.2 Требования по конструкции страховочной системы в соответствии с разработками УИАА приведены в Приложении 1.4.

1.4.3 Страховочный пояс и беседка должны быть сблокированы в единую систему.

1.4.4 Веревка, используемая для соединения концов страховочного пояса, беседки и для блокировки, должна быть основной диаметром не менее 10 мм.

1.4.5 Длина веревочной петли, соединяющей концы страховочного пояса, не должна превышать 300 мм.

1.4.6 В случаях, когда страховочная система замыкается карабином, должна быть исключена возможность действия нагрузки на карабин в направлении его поперечной оси.

Приложение 1.4 Страховочные системы (разработка УИАА).

1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки не менее 43 мм. Ширина бретель обвязки не менее 28 мм.

2. Конструкция должна позволять самостоятельно надеть и снять систему.

3. Обеспечение свободного висения без болевых ощущений в течение 10 мин в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. При этом должна быть обеспечена возможность свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки к обвязке должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь под мышками.

4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в системе.

5. Пряжки системы не должны оставлять следа на теле человека. Они не должны располагаться под мышками, районе почек и между ног.

6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека.

7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение 1 мин. Затем испытание повторяется - обвязка должна выдержать такую же нагрузку, но уже в течение 5 мин. Если перенести эту нагрузку на петли обвязки, то они должны выдерживать 800 кг каждая.

8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям УИАА плечевые лямки, в первую очередь, служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.

9. При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг.

10. Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур (-20 и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже - 20 снижается, прочность капроновых остается без изменения.

11. Швы должны иметь контрастный цвет. чтобы можно было определить степень потертости.

12. Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не менее 3 мм (толщина пряжки не менее 6 мм).

13. Применение страховочных систем, основой которых является широкий поясной ремень (лента) не удовлетворяет основным требованиям УИАА, также не отвечает этим требованиям и система "Троль", представляющая собой глубокую беседку и поэтому не допускается в качестве элемента страховки.

Рекомендации ЦРИБ "Турист" по изготовлению самодельного страховочного снаряжения:

- если можно, обойтись без пряжек;

- все концевые петли должны быть заделаны по принципу коуша;

- категорически запрещается прожигать ленты для удобства прошивания нитей шва и применение заклепок;

- обязательная проверка готового предмета и всей системы.

При выборе лент для изготовления страховочного снаряжения необходимо учитывать, что разрывная нагрузка синтетических материалов, применяемых туристами составляет 17+24 кг на 1 кв.мм (при условии, что материал не подвергался покраске в кустарных условиях. В случае окрашивания материала даже при температуре 30-40 градусов разрывная нагрузка может снизиться до 30-50% первоначальной).

Прочность самодельного ниточного соединения ленты можно рассчитать по формуле: F = 0,8 * N * Pн,

где F - сила разрыва ниточного соединения; 0,8 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между стежками; N - количество стежков; Рн - сила разрыва одной нити (определяется практическим путем).

Не допускается сшивание силовых элементов системы из лент разной толщины и эластичности. Швы, как правило, выполняются на машине, но возможно и вручную. При этом недопустимо применение шва одной ниткой, разрешается только встречный (сапожный) шов.