Клавиши быстрого доступа.

Для большинства команд меню введены клавиши быстрого доступа, т.е. при нажатии, приведенных сочетаний клавиш на клавиатуре, выполняются соответствующие команды:

 

Меню Файл:

 

Считать КР   Ctrl+E
Считать из входного каталога КР   Ctrl+R
Считать из Архива КР   Ctrl+F
Выход   Alt+F4

 

 

Меню Вид:

 

Панель кнопок   F5
Панель управления графиками   F6
Панель просмотра нарушений   F7
Панель параметров   F8

 

Меню Графики:

 

Показать   Ctrl+U

 

Меню Протокол:

 

Показать   Ctrl+G

 

 

Меню сервис:

 

Настройка программы…   Ctrl+P
Настройка системы   Ctrl+Y
Давление в кгс/см   Ctrl+L

 

 

Меню Справка:

 

Справка   F1

Также существуют скрытые кнопки управления выбором нарушений и определения вины машиниста:

 

Перейти на следующее нарушение   >
Перейти на предыдущее нарушение   <
Изменить вину машиниста   D

 

 

7.4.3 Панель кнопок (см. рис. 5 поз. 3).

Панель кнопок предназначена для быстрого доступа к командам меню и расположена под командным меню. Всплывающие подсказки и тематические изображения на кнопках идентифицируют каждую кнопку с определенной, часто используемой, командой меню. Данная панель также отображает текущую дату (по линии среза), направление движения (стрелка вправо – вперед, влево – назад), номер пути, по которому следовал поезд или подвижная единица.

Описание команд, соответствующих кнопкам:

 

.............................. Считать КР;

......……………… Считать из входного каталога КР;

......................…… Показать графики;

.....................……. Показать протокол;

........……………. Табличные значения параметров;

.............………… Постоянные характеристики;

......................…… Начало выделения;

.............................. Печать;

..………………… Добавить к протоколу выделенный график;

.......................…... Конец выделения.

 

 

7.4.4 Панель управления отображением графиков (см. рис. 5 поз. 4).

Программа СУД позволяет отображать аналоговые и дискретные параметры, регистрируемые КР, в виде графиков. Данная панель позволяет настроить цвет, толщину, масштаб и смещение графиков относительно друг друга. (Только для старшего техника и машиниста инструктора ответственного за обучение управлению автотормозами)

- Выбор графика осуществляется из ниспадающего меню, которое можно вызвать, наведя курсор «мыши» на стрелку - справа от поля «Графики», где по умолчанию значится – «Нет выбранного графика», и нажав на левую кнопку «мыши». Выбрать из ниспадающего списка нужный график следует, наведя курсор «мыши» на одно из названий параметров, после чего оно должно выделиться синим цветом, и нажав один раз на левую кнопку «мыши». Для просмотра всего ниспадающего списка следует пользоваться колонкой прокрутки, расположенной справа от ниспадающего списка, нажимая «мышкой» на стрелки и , расположенные внизу и вверху колонки, а также бегунком, находящимся между этих стрелок. Чтобы перемещаться по ниспадающему списку с помощью бегунка, нужно навести на него курсор «мыши» и нажав на левую кнопку «мыши», не отжимая её обратно, манипулировать «мышкой», тем самым просматривая весь список;

- Изменить цвет выделенного графика можно, нажав на кнопку в поле «Цвет», после чего появится окно, показанное на рисунке 6. В данном окне можно выбрать цвет графика из предложенной палитры. Для этого нужно выбрать «мышкой» квадрат с понравившимся вам цветом и нажать после этого на кнопку «OK». Для расширенного задания цвета следует нажать «мышью» на кнопку «Определить цвет», после чего появится окно, показанное на рисунке 7. В правой части этого окна расположена расширенная палитра. Чтобы выбрать нужный цвет следует нажать правой кнопкой «мыши» на этом цвете в палитре, после чего нажать на кнопку «OK», а чтобы добавить этот цвет в основную палитру (рис. 6), следует нажать на кнопку «добавить в набор». Выбранный вами цвет появится в одном из квадратиков поля «Дополнительные цвета». При выходе из программы СУД -У настройки цветов поля «Дополнительные цвета» не сохраняются. Если вами был выбран цвет, который уже присвоен одному из графиков то после нажатия кнопки «ОК» в окне (рис.6, рис.7) появится окно изображенное на рисунке 8. Для переопределения цвета следует нажать кнопку «Retry», после чего снов появится окно с основной палитрой (рис.6);

- Для изменения толщины линии графика в поле «Толщина» нужно нажимать на стрелки , тем самым, уменьшая или увеличивая толщину графика. Максимальная толщина графика – 3, минимальная – 1.

- Для смещения графика целиком вверх или вниз следует нажимать на стрелки в поле «Смещение». При каждом нажатии график будет смещаться вверх или вниз в зависимости от того, какую стрелку вы нажимаете.

- Для изменения масштаба графиков следует нажимать на стрелки в поле «Масштаб», при этом масштаб заданного графика будет уменьшаться или увеличиваться в зависимости от того, какую стрелку вы нажимаете.

 

 

Рис. 6

 

 

 

Рис. 7

 

 

Рис. 8

 

Для графиков, отображающих фактическую и допустимую скорость, масштабирование производится, изменением высоты поля рабочего окна, отведенного под отображение скоростей, путем перетаскивания вверх или вниз линии, разделяющей поля скоростей и аналоговых сигналов.

Для графиков дискретных параметров смещение не задается.

 

7.4.5 Панель просмотра аварийных ситуаций (см. рис. 5 поз. 5).

Данная панель расположена под панелью кнопок или под панелью управления графиками (в случае её активности), и предназначена для удобства просмотра автоматически выявленных аварийных ситуаций, отображенных в виде графиков.

Для просмотра выявленной аварийной ситуации необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по кнопке перечня выявленных аварийных ситуаций (широкая кнопка с всплывающей подсказкой «Выделить нарушение») и выбрать необходимую для просмотра аварийную ситуацию. Выбранная аварийная ситуация помещается в область просмотра экрана. Щелчком левой кнопки мыши по этой же кнопке можно выделить или отменить выделение цветом текущей аварийной ситуации. Справа и слева данной кнопки расположены по две кнопки, позволяющие перемещаться по списку выявленных аварийных ситуаций.

Справа от кнопки перечня выявленных аварийных ситуаций находится кнопка для подтверждения оператором СУД -У вины машиниста в ситуации, выявленной системой. При установке этой кнопки в позицию «Да», текущая ситуация будет сохранена в итоговом отчете и выведена на печать, если печать отчета будет затребована оператором. При установке в позицию «нет», текущая ситуация будет сохранена в итоговом отчете, но не будет выводиться на печать при распечатке отчетов.

Далее на панели просмотра нарушений расположена кнопка с надписью «Участок, км» или «Участок,t», переключающая вид привязки поездки, т.е. при состоянии кнопки - «Участок, км» привязка поездки осуществляется к ж.д. координате, а при состоянии «Участок, t» - к астрономическому времени (при этом переключается шкала в окне 11 (см. рис. 5), отображая соответственно текущие значения времени или координаты по сетке графиков). Далее в панели идет надпись, отражающая время или координату (в зависимости от состояния кнопки «Участок, км (t)»). Щелчком «мыши» (нажатием на левую кнопку «мыши», в то время как курсор «мыши» расположен на объекте (кнопка, надпись и пр.)) по надписи, отображающей начальную или конечную координату (время), линия среза для отображения текущих значений параметров (рабочий курсор (см. рис 5 поз.14)) помещается в начало или конец текущей ситуации.

Затем на панели расположена кнопка «Добавить к протоколу график текущего нарушения» - , позволяющая пристыковать к формируемому отчету графическое приложение с изображением текущей аварийной ситуации. Также к протоколу можно добавить любую часть графиков, выделив ее и нажав кнопку «Добавить к протоколу выделенный график» (в панели кнопок (рис. 5 поз. 3)). Для выделения участка графиков линия среза значений параметров (рабочий курсор (см. рис 5 поз.14)) подводится к началу участка и нажимается кнопка «Начало участка» (см. п. 7.4.3) или соответствующая команда из меню «Графики» (см. п. 7.4.1). Затем рабочий курсор устанавливается в конец участка и нажимается кнопка «Конец участка» или соответствующая команда из меню «Графики» (см. п. 7.4.1). Для отмены выделения нажать на кнопки начала и конца участка, не смещая курсорной линии (т.е. начало и конец выделения должны совпасть).

После кнопки «Добавить к протоколу график текущего нарушения» отображается информация о том, какая по счету аварийная ситуация , из общего количества выявленных аварийных ситуаций, просматривается в данный момент.

 

 

7.4.6 Панель дискретных параметров (см. рис. 5 поз. 6).

В правой части экрана расположены две панели со списком параметров: - панель дискретных и панель аналоговых параметров.

В панели дискретных параметров можно посмотреть текущие (по расположению рабочего курсора (см. рис 5 поз.14)) значения дискретных параметров. Дискретными параметрами называются параметры, которые могут принимать два значения (включено или выключено).

Установка флажка напротив названия параметра, включает или отключает отображение графика данного параметра, а также заносит или исключает этот параметр из ниспадающего меню, расположенного в панели управления графиками (см. п. 7.4.4). Цвет, указанный напротив названия параметра, соответствует цвету отображаемого графика.

 

 

7.4.7 Панель аналоговых параметров (см. рис. 5 поз. 7).

Под панелью со списком дискретных параметров расположена панель со списком аналоговых параметров.

В панели аналоговых параметров, также как и в панели дискретных параметров, можно посмотреть текущие (по расположению линии среза (рабочего курсора (см. рис 5 поз.14))) значения аналоговых параметров.

В отличии от дискретных аналоговые параметры могут принимать множество значений и графики, отображающие данные параметры выглядят сложнее чем графики дискретных параметров.

Настройка графиков аналоговых параметров осуществляется так же, как написано в пункте 7.4.6 данной инструкции.

Под панелью аналоговых параметров размещена кнопка - с подписью «Строка вверх/виз». С помощью этой кнопки можно установить порядок расположения аналоговых и дискретных параметров. Для этого необходимо «мышью» выбрать параметр для перемещения и нажать кнопку (вверх или вниз). Строчки с допустимой и фактической скоростью не перемещаются.

 

 

7.4.8 Окна отображения графиков (рис.5 поз. 8, 9,10)

Данные окна занимает наибольшую часть рабочего экрана. Первое (верхнее) окно (рис.5 поз. 8) отображает, выбранные для отображения в панели списка дискретных параметров, дискретные параметры в графическом виде:

- ТСКБМ – отображает состояние Телемеханической Системы Контроля Бодрости Машиниста (Вкл/Выкл).

- САУТ - отображает состояние Системы Автоматического Управления Тормозами (Вкл/Выкл).

- РК. – отображает состояние Радиоканала (Вкл/Выкл).

- ВклКом. – Состояние Компрессора (Вкл/Выкл).

- ЗакрАБ. – Сигнал включения закрытой автоблокировки. (Вкл/Выкл).

- ПАБ. – Сигнал наличия полу автоблокировки. (Вкл/Выкл).

- УпрЭПК. – Показывает под током ЭПК или нет. (Вкл/Выкл).

- КлЭПК1. – Отображает состояние Ключа ЭПК1 (Вкл/Выкл).

- КлЭПК2. - Отображает состояние Ключа ЭПК2 (Вкл/Выкл).

- РукРБ. - Отображает состояние Рукоятки РБ (Вкл/Выкл).

- РукРБС. - Отображает состояние Рукоятки РБС (Вкл/Выкл).

- КнВК - Отображает состояние Кнопки ВК (Вкл/Выкл).

- КнF - Отображает состояние Кнопки F (Вкл/Выкл).

- Подтяг - Отображает состояние Кнопки “Подтяг” (Вкл/Выкл).

- КнОтпр - Отображает состояние Кнопки “Отпр.” (Вкл/Выкл).

- КнОС. - Отображает состояние Кнопки “ОС”. (Вкл/Выкл).

- КнК20 - Отображает состояние Кнопки «К20» (Вкл/Выкл).

- Тифон – Отображает наличие сигнала Тифона. (Вкл/Выкл)

- ЭПТтор - Отображает Наличие режима ЭПТ «Торможение» (Вкл/Выкл).

- ЭПТпер - Отображает Наличие режима ЭПТ «Перекрыша» (Вкл/Выкл).

- ЭПТцеп - Отображает Наличие режима ЭПТ «Контроль цепи» (Вкл/Выкл).

- ЗпСАУТ – Запрет отпуска САУТ (Вкл/Выкл).

- АкКЛУБ – Активность КЛУБ (вкл/выкл).

- НулКон – Отображает состояние рукоятки «Ноль-контроллера» (ненулевое – выкл (тяга) /нулевое – вкл.).

- Свист. - Отображает наличие сигнала Свисток. (Вкл/Выкл).

- КОН – отображает состояние КОНа(норм./срыв).

Второе окно (рис.5 поз. 9) отображает выбранные для отображения в панели списка аналоговых параметров аналоговые параметры в графическом виде. («Уровень бодрствования» (рассматривается при наличии ТСКБМ), «Давление в тормозной магистрали», «Давление в первом уравнительном резервуаре », «Давление во втором уравнительном резервуаре», «Давление в тормозном цилиндре», «Режим (поездной, маневровый, специальный маневровый, режим двойной тяги) », «Активная кабина»), кроме фактической и допустимой скорости, которые отображаются в третьем окне (рис.5 поз 10).

Для просмотра точного значения любого параметра нужно пользоваться рабочим курсором, наблюдая при этом за значениями параметров в панелях списков аналоговых и дискретных параметров. Рабочий курсор следует передвигать при помощи манипулятора «мышь», предварительно наведя курсор «мыши» на рабочий курсор, нажав на левую кнопку «мыши» и не отпуская её обратно. Курсор «мыши» при совмещении с рабочим курсором должен видоизменится.

 

 

7.4.9 Окно отображения координаты, времени, сигналов локомотивного светофора и препятствий (рис.5 поз. 11)

В четвертом окне, широкой полосой отображается показание локомотивного светофора. Так же отображается координатная или временная шкала (в зависимости от состояния кнопки «Участок» в панели просмотра аварийных ситуаций (см. рис. 5 поз. 5)) и объекты, расположенные на маршруте данной поездки (станции, светофоры и пр.). Объекты отображаются только в том случае, если они занесены в базы данных маршрутов СУД -У.