ШКИВЫ РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

 

Для предотвращения сбегания ремня с рабочей поверхности шкива малый шкив выполняют цилиндрическим (тип 2), а большой выпуклым (тип 1 и 3 рис.2.1). В быстроходных передачах выпуклым делают оба шкива. При скорости ремня свыше 40 м/с на рабочей поверхности шкивов предусматривают кольцевые канавки для выхода воздуха и более плотного прилегания ремня к шкиву. Шкивы небольших размеров изготавливают из чугуна, стали, алюминиевых сплавов из литых или штампованных заготовок и пластмасс. Шкивы большого диаметра делают сварными, а в крупносерийном производстве из чугунных или стальных (при скорости ремня выше 30 м/с) отливок. Шкивы быстро­ходных передач подвергают балансировке.

Шкивы имеют обод, ступицу и соединяющие их спицы или диск (рис.2.2). Рабочие поверхности шкивов для умень­шения изнашивания ремня должны быть достаточно чисто обработаны — шероховатость рабочих поверхностей шкивов для плоских ремней должна быть не более 2,5 мкм. Ступицу шкива располагают симметрично или асимметрично относительно обода. Шкив устанавливают на вал с натягом.

В зависимости от окружной скорости шкивы ременных передач должны изготовляться из материалов, обеспечиваю­щих надежную работу передачи. Обычно шкивы изготовляют из чугуна (марок СЧ 15, СЧ 18, СЧ 21 и др.) литыми при Vmax до 30 м/с, из стали (марок Ст.2, Ст.З и др.) сварными при Vмах до 60 м/с, а для высокоскоростных передач - из алюминиевых сплавов литыми. При работе передачи с ок­ружной скоростью более 5 м/с шкив должен быть статиче­ски отбалансирован.

У шкивов определяют только геометрические размеры, а на прочность их не рассчитывают, за исключением спиц у шкивов большого диаметра. При небольших размерах шкивы выполняют сплошными, при средних – с диском, при больших – со спицами.

Ширина шкивов для открытых передач и передач с натяжным роликом принимается на один размер больше ширины ремня.

По наружной поверхности шкивы выполняют трех типов (рис.2.1.) В передаче ведущий шкив обычно типа 2, ведомый – типа 1 или 3.

 
 

Выпуклость у составляет приблизительно 0,3 % от диаметра; до диаметров 400 мм у определяется только диаметром, а свыше 400 мм еще зависит и от ширины шкива: чем шире шкив при одном и том же диаметре, тем больше у.

Рис. 2.1

Конструкция шкива зависит от его диаметра и размеров ремня. Конструкция лито­го шкива для плоских приводных ремнейпредставлена на рис.2.2. Основные конструктивные размеры шкива: стрела выпуклости у=0,3...0,5 мм, при диаметре до 200 мм,у=0,6...1,0 мм, при d=200...400 мм,у=1,1…2,5 мм, при диаметре больше 400 мм; толщина обода у краяs = 0,005×d + 3 мм; высота утолщения на внутренней стороне s1 = s + 0,02×В; диаметр и длина ступицы dст = lст.= (1,8 .. . 2,0)×dв, где dв - диаметр вала под шкив; число спиц для шкивов диаметром от 300 до 1600 мм соответственно от 4 до 8, сечение спиц - эллиптическое с большей осью в плоскости вращения и от­ношением а/h = 0,45. Шкивы диаметром до 300 мм и при ско­рости более 30 м/с выполняют с диском, а не со спицами (рис.2.2).

Число спиц большого шкива находится по формуле .

Условная ширина спицы в плоскости, проходящей через ось шкива при допускаемом напряжении на изгиб для спиц [sи] =30 МПа, находится по формуле , мм. Условная толщина спицы у ступицы а1= 0,45×h.

Условная ширина h/ и условная толщина а/спиц на ободе: h/ = 0,8×h,

а/= 0,8×а1.