ПЛОСКОРЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

 

В современном машиностроении плоскоременные передачи находят применение, в основном, в быстроходных приводах шлифовальных и текс­тильных станков. Несмотря на значительные габаритные размеры, пере­дачи с плоским ремнем незаменимы, когда наряду с высокой скоростью и мощностью предъявляются особые требования к плавности вращения ведомого вала. По сравнению с другими видами передач плоскоременные передачи характеризуются высокой амортизирующей и демпфи­рующей способностью, возможностью передачи движения на значительные расстояния, относительно невысокими требованиями к точности изготов­ления и монтажа.

Передача с плоским ремнем позволяет осуществить вращение ведущего и ведомого шкивов в разных направлениях. Оси вра­щения шкивов могут пересекаться и перекрещиваться. Наибольшее распространение находят открытые передачи, у которых оси вращения па­раллельны.

В процессе эксплуатации ремней происходит их постепенная вытяж­ка. Натяжение ремней регулируют одним из трех способов:

1) за счет упругости ремня путем периодического увеличения межосевого расстояния (рис.1а, б) или перемещения направляющего ролика (рис.1г);

2) с помощью устройств, автоматически поддерживающих в передаче
постоянное усилие натяжения ремня, например, при использовании натя­жного ролика, системы рычагов с грузом или пружины (рис.1в, г);

3) с помощью устройства, автоматически обеспечивающего измене­ние усилия натяжения ремня пропорционально нагрузке (только при нереверсивном режиме нагружения).

 
 

Рис. 1

 

При периодической регулировке натяжения ремня начальное значе­ние усилия предварительного натяжения обычно принимают с полуторакратным запасом. Поэтому в передачах с автоматическим натяжением долго­вечность ремней выше, а их вытяжка ниже, чем в передачах с закреплен­ными валами.

В приводах промышленного оборудования рекомендуется применять два типа плоских ремней: прорезиненные с несущим слоем из кордошнура и синтетические тканые, изготавливаемые по различным нормативным документам.

Кордошнуровые ремни состоят из анидного кордшнура, расположенного по винтовой линии в слое резины. С целью обеспечения более высокой износостойкости ремня его наружная поверхность покрыта прорезиненной тканью. Ремни этого типа выпускают в виде бесконечных (замкнутых) лент толщиной 2,2...6,0 мм. Пример условного обозначения кордошнурового (кордтканевого) ремня шириной 50 мм, толщиной 2,8 мм, с расчетной длиной 2800 мм: Ремень 50x2,8-2800 Ш(T) ТУ 38-105514-84.

Синтетические тканые ремни изготавливают из капроновой ткани, которая пропитывается полиамидным раствором и покрывается специальной фрикционной пленкой, обеспечивающей высокий коэффициент трения. По сравнению с кордошнуровыми синтетические тканые ремни обладают меньшей тяговой способностью, но могут работать в высокоскоростных передачах. Ремни выпускают в виде бесконечных лент толщиной 0,8 (из ткани марки А) и 1,0 мм (из ткани марки Б). Ремни меньшей толщины рекомендуется использовать при скорости свыше 40 м/с.

Пример условного обозначения тканого ремня из синтетической ткани марки А с расчетной длиной 900 мм и шириной 15 мм: РПСМ-А-900х15 ТУ 17-21-598-87.

Кроме рассмотренных выше конструкций ремней, в машиностроении применяют резинотканевые ремни по ГОСТ 23831-79. Резинотканевые ремни изготавливаются с несущими прокладками из комбинированных или синтетических тканей. Последние имеют значительно большую прочность и, следовательно, при всех равных условиях поперечное сечение ремней с этими тканями значительно меньше.